Стилистика и особенности языка письменной научной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2015 в 18:46, реферат

Краткое описание

Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Речь используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки ее результатов. Речь является необходимым условием познавательной деятельности человека. Благодаря речи (языку) человек усваивает, приобретает знания и передает их. Речь - средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов. Речь - средство удовлетворения личных потребностей человека в общении, в приобщении к определенной группе лиц. Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, переживаниями, сопереживать, искать понимания и т.д.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….........................3
Глава 1. Содержание письменной научной речи………………………………………………5
Письменная научная речь: понятие, содержание………………………………………….5
1.2 Первичность письменной научной речи…………………………………………………...8
Глава 2. Стилистика и особенности языка письменной научной речи……………………..11
2.1 Стилистические особенности письменной научной речи……………………………….11
2.2 Особенности письменной научной речи………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………………………...16
Список использованных источников………………………………………….........................17

Вложенные файлы: 1 файл

Иванчикова.docx

— 46.25 Кб (Скачать файл)

Письменная форма научной речи долговременно фиксирует информацию, а именно этого требует наука, также она позволяет обращаться к информации многократно и в любое время, что также очень важно в научной работе.

С точки зрения употребляемой лексики для научной речи характерно использование абстрактных существительных. В научной речи широко используются заимствованные и интернациональные слова. В тексте активно применяются различного рода термины, специфические для какой-либо сферы человеческой деятельности. В письменной научной речи используются как понятия, одинаково актуальные для всех сфер науки («элемент», «функция», «качество», «свойство» и др.), так и термины, общие для ряда смежных наук (естественных, гуманитарных, точных), а также специфические термины, используемые в рамках одной научной дисциплины (например, «флексия», «аффикс», «коннотация» и др. термины языкознания).

Стиль письменной научной речи - это безличный монолог, поэтому изложение обычно ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Сравнительно редко употребляется форма первого и совершенно не употребляется форма второго лица местоимений единственного числа. Авторское «я» как бы отступает на второй план.

Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Это находит свое выражение во всей системе речевых средств. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности.

Письменная научная речь порой считается излишне «сухой» и «неэмоциональной», однако и в ней используются средства языковой выразительности, в частности, такие экспрессивно-эмоциональные средства, как формы превосходной степени имен прилагательных («ярчайшие представители», «наиболее интересные явления»), вводные слова и наречия, ограничительные и усилительные частицы. Особым средством эмоциональной выразительности, а также способом привлечения внимания читателя служат в письменной научной речи риторические и проблемные вопросы.

Список использованных источников

  1. Бубнова Г. И., Гарбовский Н. К. Письменная и устная коммуникации: Синтаксис и просодия. М., 2001.
  2. Вартапетов С. С. Стиль научной речи// Русский язык в школе. - 1998 - №6.
  3. Васильева А.Н. Основы культуры речи. - М, 2000.
  4. Вахек И.К. Проблемы письменного языка. -  М 2005.
  5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Изд-е 3е и др. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2002, - 544 с.
  6. Введенская Л.А, Павлова Л.Г., Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону 1999г. с. 107.
  7. Введенская Л.А, Павлова Л.Г., Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону 1999г. с. 109.
  8. Кутина Л.Л., Формирование языка русской науки, М.-Л., 2001.
  9. Ладыженская Т.А.Устная речь как средство и предмет обучения. М.: Флинта, 2008;
  10. Максимов В. И. Русский язык и культура речи, М.: Гардарики, 2004.
  11. Филиппова Л. С, Филиппов В. А. Русский язык и культура речи. Курс лекций. Тюмень, 2000.
  12. URL: http://ethno.ucoz.ru/materials/methodology/sheptalin/3.html
  13. URL: http://otherreferats.allbest.ru/languages/00130842_0.html
  14. URL: http://rud.exdat.com/docs/index-748683.html?page=3
  15. URL: http://taketop.ru/articles/gymanit/issleddejat/stil-osoben
  16. URL: http://works.doklad.ru/view/2uvFnU8J0Sw.html

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Стилистика и особенности языка письменной научной речи