Сочинение-рецензия по рассказу И.А.Бунина «Легкое дыхание»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 11:32, сочинение

Краткое описание

И.А. Бунин родился в 1870 году в Воронеже в небогатой, дворянской семье. Учился он в Елецкой гимназии. Творчеством стал заниматься уже с ранних лет. Он начал писать стихи уже с восьми лет, и уже к 1891 году вышел его первый сборник «Листопад». После октябрьской революции 1917 году уезжает из России во Францию и уже навсегда. И после того образ России является неотторжимой частью его творчества. Так же, как и тема России, не менее важна и тема любви в произведениях Бунина. Любовь у него всегда трагична, полна испытаний, загадочна, как вспышка, как солнечный удар. Одним из таких произведений является рассказ «Легкое дыхание»

Вложенные файлы: 1 файл

Сочинение-рецензия.doc

— 35.00 Кб (Скачать файл)

Сочинение-рецензия по рассказу И.А.Бунина «Легкое дыхание»

 

     И.А. Бунин родился  в 1870 году в Воронеже в небогатой,  дворянской семье. Учился он  в Елецкой гимназии. Творчеством  стал заниматься уже с ранних  лет. Он начал писать стихи  уже с восьми лет, и уже к 1891 году вышел его первый сборник «Листопад». После октябрьской революции 1917 году уезжает из России во Францию и уже навсегда. И после того образ России является неотторжимой частью его творчества. Так же, как и тема России, не менее важна и тема любви в произведениях Бунина. Любовь у него всегда трагична, полна испытаний, загадочна, как вспышка, как солнечный удар. Одним из таких произведений является рассказ «Легкое дыхание»  В нем так лаконично и ярко запечатлен образ главной героини, так трепетно передано чувство прекрасного, несмотря на трагическую ее судьбу. Все в рассказе построено на выразительных контрастах, без которых невозможно понять авторские выводы.

      Уже с первых  строк повествования складывается  двойственное ощущение: грустного, пустынного кладбища, серого апрельского дня, голых деревьев, холодного ветра, который “звенит и звенит фарфоровым венком у подножия креста”, “крепкого, тяжелого, гладкого”, а на нем “фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами”. Смерть и жизнь, печаль и радость и есть символ судьбы Оли Мещерской. Ольга очень сильно выделяется среди своих одноклассниц веселым нравом и явной любовью к жизни, она совершенно не боится чужих мнений, и открыто бросает вызов обществу. В последнюю зиму в жизни девушки произошло много перемен. В это время Ольга Мещерская была в полном расцвете своей красоты. Про нее ходили слухи, что она не может жить без поклонников, но в тоже время очень жестоко с ними обращается. В свою последнюю зиму Оля полностью отдалась радостям жизни, она бывала на балах и каждый вечер ходила на каток. Она стремилась выглядеть всегда хорошо, она носила дорогие туфельки, дорогие гребешки, возможно, она бы и одевалась по последней моде, если бы все гимназистки не носили форму. Директриса гимназии сделала Ольге замечание по поводу внешнего вида, что такие украшения и обувь пристало носить взрослой женщине, а не простой ученице. На что Мещерская открыто заявила, что она имеет право одеваться как женщина, ведь она ею и является, и виноват в этом никто иной, как брат самой директрисы  Алексей Михайлович Малютин. Ответ Ольги можно в полной мере расценивать как вызов обществу того времени. Молодая девушка без тени скромности надевает вещи не по возрасту, ведет себя как зрелая женщина и при этом открыто аргументирует свое поведение довольно интимными вещами. Превращение Ольги в женщину произошло летом на даче. Когда родителей не было дома, в гости к ним на дачу приехал Алексей Михайлович Малютин, друг их семьи. Не смотря на то что он не застал отца Оли, Малютин все же остался в гостях, объясняя это тем что хочет, чтобы как следует просохло после дождя. В отношении Оли Алексей Михайлович вел себя как кавалер, хотя разница в их возрасте была огромной, ему было 56, ей – 15. Малютин признавался Оле в любви, говорил всевозможные комплименты. Во время чаепития Ольга почувствовала себя плохо и прилегла на тахту, Алексей Михайлович начал целовать ей ручки, рассказывать о том, как он влюблен, а после поцеловал в губы. Ну и далее произошло то, что произошло. Можно сказать, что со стороны Ольги это был не более чем интерес к тайне, стремление стать взрослой. После этого была трагедия. Малютин застрелил Ольгу на вокзале и объяснил это тем, что был в состоянии аффекта, ведь она показала ему свой дневник, в котором было описано все произошедшее, а после и Ольгино отношение к ситуации. Она писала, что испытывает отвращение к своему ухажеру. Это задело самолюбие Милютина. Он был уже взрослым мужчиной и ему было приятно, что молоденькая девушка выражает к нему симпатию. Но когда он узнал, что она испытывает только отвращение, то было для него шоком.  Общество было на стороне Малютина, он оправдал себя тем, что якобы Ольга сама его соблазнила, обещала стать его женой, а после бросила его. Так как у Оли была репутации сердцеедки, никто не усомнился в его словах. Заканчивается рассказ тем, что классная дама Ольги Мещерской, мечтательная дама, живущая в своем выдуманном идеальном мире, приходит на могилу Оли каждый праздник и по нескольку часов молча наблюдает за ней. Для дамы Оля идеал женственности и красоты.

  Идея рассказа в противоречии двух миров: серого, скучного, безликого общества и светлого, яркого внутреннего мира Оли Мещерской. Здесь и конфликт межличностный: "…пошли толки, что Оля ветрена, не может жить без поклонников…" Общество не принимало поведение Оли, потому что оно выходило за его рамки, Оля же, в свою очередь, возможно, даже с излишней лёгкостью относилась к повышенному вниманию окружающих. Всякий раз недооценивая противника, человек обречён на поражение в борьбе. Здесь же, в "Лёгком дыхании", конфликт двух миров находит отражение и в пейзаже: с одной стороны, "…апрель, дни серые; холодный ветер звенит венком у подножия креста", а с другой - медальон, в котором "фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами".

    Так же необычно и  само построение, композиция произведения. В этом рассказе полностью нарушены хронологические рамки. Начинается и завершается он сценами на кладбище. А между этими сценами идет повествование о детстве героини, затем разговор с классной дамой, далее повествование об убийстве Ольги на вокзале и снова образ кладбища, и наконец, автор повествует о разговоре Оли с подружкой о том, что главное в женщине – это легкое дыхание. Для передачи четкого образа героини Бунин использует много художественных средств. Например, эпитеты: «радостные глаза, весенние птицы, ясный блеск», олицетворения: «ветер звенит венком», «глаза сияют». Но главный прием рассказа, я считаю, это антитеза. Бунин противопоставляет «лёгкое дыхание» обыденному пошлому миру, «крепкому, тяжёлому» кресту на могиле Оли; красивый, изящный, пахнущий английским одеколоном друг её отца, совративший девочку, противопоставлен «некрасивому и плебейского вида» казачьему офицеру; бурная жизнь Оли — придуманной жизни классной дамы.

     Я выбрала этот  рассказ, потому что меня в  первую очередь поразил сюжет  и необычная композиция рассказа. Меня привлек сам образ Оли  Мещерской. Ее легкомысленность, ее стремление поскорее стать взрослой, начать жить. То, как она выделялась среди других и то, как закончилась ее жизнь, поразило меня.  Оля Мещерская рассказывала своей подруге, что прочла в папиной книге о том, «какая красота должна быть у женщины»: «Там, понимаешь, столько сказано, что всего не упомнишь…но главное, знаешь ли что? Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть…» Действительно, главная героиня обладала легким, естественным дыханием – жаждой какой-то особенной, неповторимой судьбы. Совсем неслучайно, на мой взгляд, об этой заветной Олиной мечте сказано под конец рассказа. Но этому помешало бездумное порхание Оли по жизни, ее окружение. Автор показывает нам неразвившиеся прекрасные возможности девушки, ее огромный потенциал. Все это, по мнению Бунина, не может исчезнуть, как никогда не исчезнет тяга к прекрасному, к счастью, к легкому дыханию.

 


Информация о работе Сочинение-рецензия по рассказу И.А.Бунина «Легкое дыхание»