Словосочетание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 15:54, лекция

Краткое описание

1. Словосочетание как единица синтаксиса. Соотношение словосочетания со словом и предложением.
2. Количественно-структурные типы словосочетаний.
3. Лексико-грамматические типы словосочетаний (морфолого-синтаксическая классификация).
4. Классификация словосочетаний по степени спаянности компонентов.
5. Синтаксические отношения в словосочетании (семантика словосочетаний).
6. Форма словосочетания (способы выражения синтаксических отношений в словосочетании). Грамматические связи слов в словосочетании.
7. Схема анализа словосочетания.

Вложенные файлы: 1 файл

SLOVOSOCHETANIE.docx

— 35.84 Кб (Скачать файл)

2. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ  

 

Вопросы:

1. Словосочетание как единица синтаксиса. Соотношение словосочетания со словом и предложением.

2. Количественно-структурные  типы словосочетаний.

3. Лексико-грамматические  типы словосочетаний (морфолого-синтаксическая  классификация).

4. Классификация словосочетаний  по степени спаянности компонентов.

5. Синтаксические отношения  в словосочетании (семантика словосочетаний).

6. Форма словосочетания  (способы выражения синтаксических отношений в словосочетании). Грамматические связи слов в словосочетании.

7. Схема анализа словосочетания.

 

  1. Словосочетание – это минимальная синтаксическая единица, состоящая из двух или более знаменательных слов, объединённых подчинительной грамматической связью (согласованием, управлением, примыканием).

Господствующее (главенствующее) слово в словосочетании грамматически и семантически подчиняет себе зависимое слово.

Словосочетание- это составная единица номинации, которая в расчленённом виде обозначает предмет, признак, процесс, отношение (круглый стол, писать письмо, весело шагать, лежать на траве).

Для словосочетания как единицы  низшего уровня синтаксической системы  целесообразно выделить следующие различительные (дифференциальные) признаки, которые следует учитывать при анализе словосочетания:

1) грамматический - непредикативная единица;

2) функциональный - единица номинативного плана, выражающая единое, но расчлененное понятие о предметах, признаках, действиях;

3) структурный - конструкция, состоящая не менее чем из двух знаменательных слов, связанных подчинительной связью согласования, управления, примыкания;

4) семантический - конструкция, в которой выражаются определенные синтаксические отношения между словами;

5) парадигматический - единица, представленная системой форм, опирающихся на формы главного, стержневого слова.

Понятие словосочетания естественно  соотносится с понятием слова  и понятием предложения.

Интегральные признаки слова и словосочетания:

1) некоммуникативные единицы языка, функционируют в речи только в составе предложения;

2) не имеют предикативного значения и интонации сообщения;

3) выступают как номинативные  средства языка, называя предметы, их признаки, действия;

4) имеют парадигму изменения.

Дифференциальные признаки проявляются в структуре и в значении: слово – лексическая единица, состоящая из морфем, словосочетание - синтаксическая единица, состоящая из 2-х и более знаменательных слов, объединенных подчинительной связью.

Слово называет предметы и  явления действительности в нерасчлененном виде. Оно может иметь большой набор потенциальных сем, который определяет количество возможных словосочетаний, где потенциальные семы уточняются и раскрываются (ср.: писать письмо, писать красиво, писать ручкой, писать на доске, писать другу; спать на диване, спать крепко, спать два часа и т.п.).

Словосочетания называют предметы и явления действительности в расчлененном виде, то есть имеют конкретное, развернутое наименование, не требующее дальнейшего уточнения. Эта особенность лишает данную единицу возможности иметь потенциальные семы (ср.: обеденный стол, письменный стол, диетический стол, паспортный стол и т.п.).

В соотношении понятий словосочетание и предложение основным дифференциальным признаком является наличие предикативности, модальности, синтаксического времени и интонационной завершенности у предложения и отсутствие названных признаков у словосочетания.  

 

2. В зависимости от  количества составляющих компонентов  словосочетания делятся на простые и сложные.

Простые словосочетания состоят из двух полнозначных слов: загородная прогулка, синее небо, любить музыку.

К простым словосочетаниям  относятся также те, которые включают аналитические формы слова: буду говорить откровенно, самое синее море; и те, в которых зависимый компонент является синтаксически или фразеологически неделимым: человек низкого роста (= низкорослый), офицер с загорелым лицом (= загорелый), девушка шестнадцати лет (= шестнадцатилетняя), бежать сломя голову.

К типу простых словосочетаний близки сочетания с фразеологизированными глагольными элементами канцелярского или книжного характера: проявлять интерес к делу, вести борьбу с разгильдяйством. Их можно рассматривать как переходный тип между простыми и сложными сочетаниями.

Сложные словосочетания состоят из трех и более полнозначных слов и представляют собой различные комбинации простых словосочетаний или слова и словосочетания. Возможны следующие варианты таких комбинаций.

1. Простое словосочетание  и зависимая от него отдельная  словоформа: часто применяемый в клинике, кирпичный дом на окраине, красивое платье в горошек.

Особенность этих СС состоит  в том, что зависимые словоформы не связаны в них грамматически, поэтому деление сложного СС на простые является вариативным.

2. Стержневое слово и  зависимое от него простое  словосочетание: здание с белыми колоннами, старик с седой бородой, скупая на цвета природа, вкусное на вид яблоко, иметь большое желание, близкая к окончанию работа, дерзкая на язык девочка.

Особенность строения этих словосочетаний состоит в том, что  зависимая словоформа в зависимом простом словосочетании связана только с главным словом этого словосочетания и никакого отношения не имеет к стержневому слову всего сложного словосочетания, поэтому допустим только один вариант членения: здание - с белыми колоннами, старик - с седой бородой и т.п.

3. Стержневое слово и  две (и больше) зависимые словоформы, не образующие словосочетания (то есть не связанные друг с другом). Это некоторые глагольные словосочетания, в которых глагол способен распространяться двумя существительными: положить доски в ряд, вовлечь друзей в работу, превратить воду в пар, вбить гвоздь в стену, сшить пальто ребенку.

Подобные словосочетания, в отличие от первых двух групп, не являются продуктом соединения целых словосочетаний. Их образование объясняется лексико-грамматическими свойствами переходных глаголов: они способны распространяться несколькими предложно-падежными формами, то есть обнаруживают двойную синтаксическую связь: превратить воду и превратить в пар, вбить гвоздь и вбить в стену. Такие словосочетание возможны и среди некоторых субстантивных: превращение воды в пар, вовлечение друзей в работу.

Наряду с трехсловными словосочетаниями могут образовываться четырех-, пятисловные и т.д. Важно, что они строятся всегда по одному принципу: распространения уже имеющихся слов в словосочетании простом или сложном трехсловном: готовый бороться → готовый бороться в одиночку; скупая на цвета природа → скупая на цвета северная природа → очень скупая на цвета северная природа.

Несмотря на большой объем  таких словосочетаний, они не теряют своего семантико-грамматического единства, так как принципы соединения составляющих их компонентов сохраняются: они опираются на принцип построения простых словосочетаний. Такие словосочетания иногда называются комбинированными. 

 

3. Лексико-грамматические типы словосочетаний (морфолого-синтаксическая классификация)

 В зависимости от  принадлежности главного слова  к той или иной части речи различаются лексико-грамматические типы словосочетаний: глагольные, именные, наречные.

Глагольные словосочетания имеют следующие модели:

1) глагол + существительное  или местоимение (с предлогом  или без предлога): купить хлеба, обратиться к нему;

2) глагол + инфинитив или  деепричастие: просить приехать, сидеть задумавшись;

3) глагол + наречие: поступать правильно, повторять дважды.

Именные словосочетания делятся на субстантивные, адъективные, нумеративные и местоименные.

Основные модели субстантивных словосочетаний:

1) согласуемое слово + существительное: ясный день, мой мир;

2) существительное + существительное: город в огнях, отрывок из поэмы;

3) существительное + наречие: шаг вперед, лов зимой;

4) существительное + инфинитив: готовность помочь, повод поговорить.

Основные модели адъективных словосочетаний:

1) прилагательное + наречие: по-праздничному нарядный, едва слышный;

2) прилагательное + существительное  (местоимение): широкий в плечах, равнодушный ко всему;

3) прилагательное + инфинитив: способный организовать, готовый сопротивляться.

Нумеративные и местоименные словосочетания являются, как правило, синтаксически несвободными и разнообразием моделей не отличаются: двое друзей, два товарища, некто в белом, что-нибудь особенное.

Словосочетания наречного  типа (с непредикативными наречиями и словами категории состояния) имеют 2 модели:

1) наречие + наречие: по-летнему жарко, весьма вкусно;

2) наречие + существительное: больно руку, высоко в горы, задолго до праздника. 

 

4. Классификация  словосочетаний по степени спаянности  компонентов

В зависимости от степени  спаянности компонентов, которая обусловлена  полнотой выражения лексического значения, словосочетания могут быть свободными и несвободными.

Свободные словосочетания состоят из слов, сохраняющих свою самостоятельность в силу достаточной информативности. В предложении каждый компонент свободного словосочетания выполняет самостоятельную роль.

Компоненты свободных  словосочетаний могут заменяться, поскольку  синтаксические связи в них являются живыми и продуктивными, например: поздняя осень, ранняя…, холодная…, дождливая…; поздняя осень, … весна, …любовь. В то же время свободные словосочетания могут включать компоненты, имеющие ограниченную лексическую сочетаемость, например: слушать… и подслушать…, что отражается на количестве вариантов словосочетаний с одним и тем же словом.

Известно, что сочетаемость - одно из фундаментальных понятий  языковой системы, поскольку отражает синтагматические свойства языковых единиц. Сочетаемость всегда связана с согласованием сем двух слов, которое позволяет раскрыть (актуализировать), с одной стороны, лексическую сущность данного словоупотребления, а с другой стороны, - синтаксические отношения в словосочетании. Категориальное значение слов предопределяет их синтаксическую сочетаемость вообще, например, существительные сочетаются с прилагательными, прилагательные - с наречием, глаголы - с существительными т.д., а лексическое значение предопределяет количество возможных синтаксических сочетаний одной конкретной лексемы или группы лексем с одной ведущей семой. 

Синтаксически несвободные словосочетания либо включают информативно недостаточные компоненты с лексически ослабленным значением, следствием чего является употребление всего словосочетания как единой лексико-синтаксической единицы, либо являются структурно нечленимыми в данном контексте, например: считаться союзником, оказать помощь, много песен, мать с сыном, девушка высокого роста и т.п. В любом случае все словосочетание выполняет функцию одного члена предложения. В учебной литературе выделяются синтаксически несвободные словосочетания, которые не членятся в контексте на отдельные компоненты, ср.: Два мальчика играли и Я наблюдал за игрой двух мальчиков. Мать с сыном отправились в лес и Мать отправилась с сыном в магазин; и фразеологически несвободные словосочетания, которые содержат информативно недостаточные компоненты и по значению равны одному слову, например: пуститься в рассуждения, иметь возможность, дать слово, спустя рукава и т.п. 

 

5. Семантика словосочетаний

Словоформы, составляющие словосочетание, находятся в определенных синтаксических отношениях, которые строятся на основе взаимодействия лексических значений этих слов и их форм. Все многообразие этих отношений обобщенно сводится к основным: атрибутивным, объектным, обстоятельственным.

Атрибутивные синтаксические отношения существуют между предметом и его признаком в широком смысле, отвечают на вопросы какой, чей, который, имеют место в именных словосочетаниях.

Объектные синтаксические отношения обозначают отношения между действием и его объектом, отвечают на вопросы косвенных падежей, возможны в глагольных словосочетаниях и именных с отглагольными существительными или прилагательными.

Обстоятельственные синтаксические отношения обозначают отношения между действием и его признаком, действием и состоянием, признаком и признаком, отвечают на вопросы собственно обстоятельственных наречий, возможны в глагольных и именных (с прилагательным) словосочетаниях. Семантические разновидности обстоятельственных синтаксических отношений аналогичны разрядам собственно обстоятельственных наречий.

В лингвистической литературе выделяются также субъектные и комплетивные (восполняющие) синтаксические отношения.

Субъектные синтаксические отношения обнаруживаются в конструкциях со страдательным оборотом, в которых творительный падеж имени выражает значение субъекта, например: посаженный отцом, воспитанный няней, опрокинутый ветром и т.п.

Комплетивные синтаксические отношения возникают вследствие потребности некоторых слов иметь дополнительное (обязательное) смысловое уточнение, при этом зависимая словоформа восполняет информативно недостаточный стержневой компонент: слыть чудаком, назваться груздем, отличаться выносливостью, сделаться заметным и т.п.

Итак, синтаксические отношения  в словосочетании зависят от следующих факторов: 1) общие лексико-грамматические свойства сочетающихся частей речи и их категориальных значений, 2) лексические значения сочетающихся слов, 3) контекст, более широкий, чем словосочетание. 

 

6. Форма словосочетания

Под грамматической формой словосочетания мы понимаем совокупность специфических языковых показателей или грамматических средств (аффиксы, служебные слова, порядок слов), с помощью которых внешним путем выявляются отношения, устанавливаемые между самостоятельными компонентами словосочетания. Таким образом, понятие формы словосочетания исчерпывается способами выражения синтаксических отношений или «синтаксическими приемами» согласования, управления, примыкания, как наиболее типичными для русского языка.

Рассмотрим три основных способа связи слов в словосочетании.

Информация о работе Словосочетание