Символика цвета в рассказе Л.С.Петрушевской «Черное пальто»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 22:46, курсовая работа

Краткое описание

Л.С. Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве, в семье служащего. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детском доме под Уфой. По собственному признанию, "воровала селедочные головы из соседского помойного ведра", а свою мать в первый раз увидела в 9 лет.

Содержание

1. Биография Л.С. Петрушевской.
2. Введение.
3. Анализ рассказа «Черное пальто», цветовой анализ.
4. Цветовые имена, идея рассказа.
5. Модель пространства. Как выстраивается время и пространство в этом рассказе.
6. Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа..doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

     Министерство  образования РФ

     Российский  Государственный Университет имени Им. Канта

     Факультет филологии и журналистики 
 
 
 

     Курсовая  работа

     Тема: Символика цвета в рассказе Л.С.Петрушевской «Черное пальто». 
 
 
 

Выполнила: студентка 4 курса

Заочной формы  обуч.

     Штыкова Т.

     Проверила: канд. филол. наук,

     Курлюта И.Н. 

     Калининград 2010. 
 
 

     Содержание:

  1. Биография Л.С. Петрушевской.
  2. Введение.
  3. Анализ рассказа «Черное пальто», цветовой анализ.
  4. Цветовые имена, идея рассказа.
  5. Модель пространства. Как выстраивается время и пространство в этом рассказе.
  6. Заключение.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

        1.Биография. 

           Л.С. Петрушевская  родилась 26 мая 1938 года в Москве, в семье служащего. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детском доме под Уфой. По собственному признанию, "воровала селедочные головы из соседского помойного ведра", а свою мать в первый раз увидела в 9 лет.

           После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики МГУ (1961). Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 — редактором на Центральной студии телевидения. Рассказы начала писать с середины 1960-х годов. Первым опубликованным произведением автора был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 году в журнале «Аврора». Хотя Петрушевскую и приняли в Союз писателей (1977 г.), но ее произведения очень долго не печаталсь. Ни о каких политических темах писательница даже не упоминала, но неприглядное описание советского быта противоречило официальной идеологии. Первая книга Петрушевской вышла в 1988 г., когда писательнице было уже 50 лет.

         Первые же пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса «Уроки музыки» (1973) была поставлена Р. Виктюком, первая постановка на профессиональной сцене — пьеса Любовь (1974) в Театре на Таганке (режиссер Ю.Любимов). И тут же пьесы Петрушевской были запрещены и вплоть до второй половины 80-х годов не ставились на профессиональной сцене. Не смотря на запрещение Петрушевская являлась неформальным лидером поствампиловской новой волны в драматургии 70-80-х. Также в 70-80-х г. по сценариям Петрушевской было снято несколько мультипликационных фильмов. В том числе и знаменитая "Сказка сказок" Ю. Норштейна. Отношение к вторчеству писательницы изменилось с началом перестройки. Ее пьесы стали активно ставить, прозу печатать. Петрушевская стала известна широкому кругу читателей и зрителей. Однако, несмотря на заслуженную славу, писательница продолжала литературные эксперименты, создавая произведения в жанре абсурда, активно осваивая "профессию" сказочника. Писательница рисует акварели и принимает участие в довольно экстравагантных музыкальных проектах. В 70 лет Петрушевская заинтересовалась мультипликацией и даже создала собственную "студию": Студия ручного труда. Петрушевская член Русского ПЕН-центра и Академик Баварской академии изящных искусств.

         Людмила Петрушевская живёт и  работает в Москве. Вдова, муж  директор Галереи «на Солянке»  Борис Павлов (умер 19 сентября 2009).

         Трое детей. Двое сыновей (Кирилл Харатьян и Фёдор Павлов-Андреевич) известные журналисты. Дочь (Наталья Павлова) занимается музыкой.

        Военное детство оставило глубокий след в личности Петрушевской. «Немецкий язык для меня всегда страшен. Я учила многие языки, говорю на нескольких, только не на немецком», — говорит писательница.

          Мультипликационный фильм «Сказка  сказок» по совместному сценарию  Л. Петрушевской и Ю. Норштейна  признан «лучшим анимационным  фильмом всех времен и народов»  по результатам международного  опроса, проведенного Академией  Киноискусства совместно с АСИФА-Голливуд, Лос-Анджелес (США), 1984 г.

          Петрушевская утверждает, что именно ее профиль послужил для Ю. Норштейна «источником вдохновения» при создании главного персонажа «Сказки-сказок» Ёжика.

          В 2003 году Петрушевская совместно с с московским фри-джаз-рок ансамблем «Inquisitorium» выпустила альбом «№ 5. Середина Большого Юлиуса», где читала и напевала свои стихи под аккомпанемент свиста, гула океана или лая собак. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2.Введение.

         Людмила Стефановна Петрушевская – современный прозаик, поэт, драматург. Она стоит в одном почетном ряду с такими современными писателями, как Татьяна Толстая, Людмила Улицкая, Виктория Токарева, Виктор Пелевин, Владимир Маканин… Стоит в одном ряду – и в то же время по-своему выделяется, как нечто, безусловно, из этого ряда вон выходящее, не вписывающееся ни в какие жесткие рамки и не подлежащее классификации.

         Художественный мир Людмилы Петрушевской представляет собой сложный синтез взаимоисключающих эстетических тенденций: постмодернизма и реализма, натурализма и сентиментализма, модернизма и барокко… С конца 1990-х годов в ее прозе становится все более очевидно преобладание ирреального начала. Синтез реальности и фантазии становится в произведениях этой писательницы основным жанровым, структурно и сюжетообразующим принципом.. Причем Л. Петрушевская не стремится дать читателю целостное представление ни о реальной действительности, ни о таинственном потустороннем мире. На передний план выходит решение задачи соизмерения человека с неизведанным «царством», их взаимопроницаемости: оказывается, что запредельное и инфернальное не просто проникло в наш реальный мир – соседство с людьми темных мистических сил, ужасающих и одновременно манящих, является вполне органичным, законным и почему-то даже неудивительным.

         Петрушевская никогда не делает различия между миром небесным и миром земным, более того, между миром сказочным, архаичным, и миром цивилизованным. В ее прозе все запредельное прописано на той же улице и даже в той же квартире, в которой живет обыденность.

         Но не только таинственное и потустороннее проникает в «наш» мир, напротив, еще чаще сам человек проникает из «этого» мира в «тот», инфернальный, необъяснимый, пугающий.

         Безусловно то, что человек (в данном случае – герой Петрушевской) тем или иным способом попадает на «тот» свет. Однако в основном читателю трудно понять и определить, куда именно попадает герой. Эта особенность мистической прозы Петрушевской одновременно является ее «изюминкой» и загадкой и в то же время камнем преткновения при ее прочтении.

         Исследование произведений Л.  Петрушевской, как и исследование  современной русской литературы  в целом, – задача довольно  сложная, но вместе с тем  – перспективная и увлекательная. Летопись творчества Людмилы Стефановны создают многие исследователи. Что касается непосредственно темы данной работы, стоит выделить статью Прохорова Т.Г. «Мистическая реальность в прозе Петрушевской», исследует мистическую прозу Петрушевской и детально останавливается на рассказе «Черное пальто».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Анализ  рассказа «Черное  пальто», цветовой  анализ.

        «Чёрное пальто» причисляют к  лучшим рассказам Петрушевской. По сути, он о самоубийстве  и о той границе, которая  проходит между желанием смерти и ею самой. Рассказ «Черное пальто» вошел в последнее издание Людмилы Петрушевской. Сюжет произведения как бы вывернут наизнанку, мы оказываемся в том пространстве, которое не принадлежит ни живым, ни мертвым, но надо в это еще вникнуть, надо еще врасти в рассказ, накинуть «черное пальто», чтобы попасть в тот мир символов.                                 Главная героиня – молодая девушка, оказавшаяся на «краю дороги» зимой в незнакомом месте, мало того, «она была одета в чье-то чужое черное пальто».   Девушка вообще не понимает, кто она такая, как ее зовут, откуда эта одежда, в которой «карман со спичками, бумажкой и ключом». Как-то все несвязанно, непонятно, сухо, «не хватает воздуха», как будто кто-то душит.

         Все просто. Мы оказываемся в мире для самоубийц, Бог дает им десять спичек – десять заповедей, благодаря которым они еще могут спастись, еще могут выжить. «Черное пальто» – это одежда Смерти, которая своими костлявыми пальцами жаждет вырвать молодые, гулко стучащие сердца и съесть их, давясь, свежей грешной кровью.

         Сюжет строится как загадка.  Путь к ее разгадке указывают  волшебные предметы. Среди них  - спички, которые героиня находит  в кармане черного пальто. Именно  благодаря волшебным десяти спичкам  герои могут обрести спасение, сжечь черный покров смерти. Значение этого образа близко символике свечи как знака озарения, жизни, которую легко погасить. Одновременно свеча часто воспринимается как канал связи с иными мирами, не случайно существует традиция зажигания свечей, являющаяся неотъемлемой частью большинства погребальных обрядов. Огонь также олицетворяет истину и знание, поглощающие ложь, иллюзии, смерть. Количество спичек - десять - тоже символично. Десятка содержит все числа, а следовательно, все вещи и возможности, это основа и поворотный пункт всего счета. Десять - это также число завершения путешествия и возвращения в исходную точку. 

        Герои Петрушевской и в реальных рассказах, и тем более в мистических, сказочных произведениях, стремятся найти путь преодоления, ищут выход из тьмы ночи. Чаще всего эти попытки оказываются неудачными. А в «страшных историях» Петрушевской даже смерть не отбирает у человека последний шанс, ему дается возможность изменить судьбу. Примечательно, что в кармане черного пальто, в котором героиня нашла спички, лежали также ее предсмертная записка, объясняющая, почему она оказалась в мире мертвых, и ключ. Ключ - известный символ освобождения и знания. Героиня проходит путь к обретению нового знания.

        Рассказ написан монотонно, в тёмных красках. Он не улучшает настроение, не приносит морального или эстетического удовлетворения — он заставляет размышлять. Так мрачная монотонность художественного мира рассказа становится предметом осмысления.

         Героини шли на такой шаг из-за несчастной любви, и не только. Вообще автору часто важно показать нам героя, его состояние на рубеже смерти и жизни. Сам рассказ Л.Петрушевский — описывает эту грань.

         Девушка, потерявшая память, должна делать выбор между неизвестностью и известностью — и она, в отличие от собеседницы, пробует все варианты для того, чтобы хоть что-то изменить, а не принимать судьбу.

         Чтобы вернуться обратно, девушка проходит испытания — рискует исчезнуть неизвестно куда и всё равно жжёт спички, чтобы узнать, кто она и что её заставило саму идти на смерть.

        Впрочем, в фантастическом мире рассказа определяющим всё-таки оказывается не характер героини, а иные обстоятельства: роль воли героини берут на себя те вещи, которые неожиданно оказываются её «помощниками».

         Однако рассказ Петрушевской не похож на сказку, поэтому и предметы-помощники закономерно воспринимаются  как символы.

        Очень много символичного: чёрный цвет пальто (траур,  думаю, ассоциации, связанные с чёрным цветом, в комментариях не нуждаются), ключ в кармане (тоже символичный образ, особенно если учесть, что это ключ от всех дверей), спички (метафорическое сравнение жизни с «белым светом», а смерти — с «тьмой»); удушье (когда она выбегала из туннеля) сравнимо с тем способом суицида, который она выбрала.

          Пальто: Объединяет всех персонажей  чёрное пальто, которое, на мой  взгляд, отделяет человека от  жизни. В конце рассказа героиня  снимает его — и возвращается  в нормальный мир.

          Ключи: Ключ подходит ко всем дверям, открывая для странницы все пути и давая возможность проникнуть, куда захочется.

          Спички: Спички дают свет и  тепло, которое ассоциируется  с жизнью. Именно поэтому, пока  горит спичка (огонь), ещё можно  проснуться.

          Спички, кроме света, дают ещё и надежду, конкретнее — время, в течение которого можно всё вернуть назад.

          Бумажка: Бумажка — «записка»,  а точнее, прощальное письмо девушки,  написанное ею в том, другом  мире (именно эта записка и  спички помогают девушке вспомнить то, что было).

          Перевозчики: Шофёр и его приятель  оказываются символическими персонажами,  напоминающими Харона, перевозившего  души умерших. Тем не менее,  в отличие от греческой мифологии,  у людей, попавших в это пространство, есть время, исчисляемое в десяти спичках, чтобы всё вспомнить, осознать и найти выход.

         Весь рассказ в целом построен  на символах и деталях, которые  играют главную или решающую  роль в нём.

        Уже давно было замечено, что в кошмарах часто фигурируют предметы, наделенные сверхъестественными демоническими свойствами, на которые указывает черный цвет: «Черные шторы», «Черная лента», «Черные колготки», «Черный платок», «Черное платье». Как известно, в христианской традиции черный - символ ночи, смерти, отчаяния, греха, пустоты. Поскольку черный поглощает все другие цвета, он также выражает отрицание, символизирует негативное начало. В кошмарах «черный» является знаком принадлежности к иному, «страшному» миру. Исследователь данного жанра С. М. Лойтер пишет: «Цвет в детских историях мифичен. Более того, демонологические силы нередко начинают действовать с обретением мифолого-символического цвета. Именно цветом инициируются их свойства и качества»1. Таким образом, Петрушевская следует в своем рассказе сложившейся традиции, связанной с символикой «черного».

Информация о работе Символика цвета в рассказе Л.С.Петрушевской «Черное пальто»