Серебряный век русской поэзии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 19:44, контрольная работа

Краткое описание

В конце 19 – начале 20 века русская литература, как и вся национальная культура переживала период необычайного подъема, период, как бы воскресивший и подхвативший традиции пушкинского «золотого века», и названный по аналогии «веком серебряным». Образное определение «серебряного века принадлежит русскому философу Н.А.Бердяеву, который назвал его еще и «культурным или духовным ренессансом», одной из самых утонченных эпох в истории русской культуры», эпохой творческого подъема поэзии и философии.
Поэзия серебряного века многообразна. Она включает в себя и произведения поэтов, представляющих модернистские течения, и произведения пролетарских и крестьянских поэтов, и поэтов, не принадлежавших ни к какому литературному направлению.

Вложенные файлы: 1 файл

поэзия сер.doc

— 52.50 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа

«Серебряный век русской поэзии»

В конце 19 – начале 20 века русская литература, как и вся национальная культура  переживала период необычайного подъема, период, как бы воскресивший и подхвативший традиции пушкинского «золотого века», и названный по аналогии «веком серебряным». Образное определение «серебряного века принадлежит русскому философу Н.А.Бердяеву, который назвал его еще и «культурным или духовным ренессансом», одной из самых утонченных эпох в истории русской культуры», эпохой творческого подъема поэзии и философии.

Поэзия серебряного века многообразна. Она включает в себя и произведения поэтов, представляющих модернистские течения, и произведения пролетарских и крестьянских поэтов, и поэтов, не принадлежавших ни к какому литературному направлению.

Сравнительно небольшой промежуток времени, скрывающийся за словосочетанием «серебряный век» отмечен необычайной пестротой не только в поэтической практике, но и в эстетическом самосознании многочисленных группировок, течений и школ, действовавших последовательно и параллельно, в согласии и конфронтации. Более того, каждый художник, во что бы то ни стало, стремится обнародовать свое сугубо индивидуальное видение мира и искусства. С течением времени взгляды его, как и принадлежность к тому или иному течению, сама по себе очень условная, могли кардинально меняться. Так, к примеру, Вадим Шершневич последовательно испытал на себе  влияние символизма, входил в группу эгофутуристов и был одним из создателей имажинизма.

        Многочисленные течения и объединения вносили свои индивидуальные оттенки  в  общее понятие модернизма, характеризующего поэзию «серебряного века». Но главным течением «утонченной эпохи» стал символизм, как наивысшая модернистская  ступень  в развитии русской романтической лирики.

В 1893 году русский мыслитель и поэт Д.С.Мережковский опубликовал работу «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы», ставшую предвестием модернизма в России. В 1894-1895 годах тремя выпусками сборников «Русские символисты» поэты нового течения во главе с Валерием Яковлевичем Брюсовым громогласно заявили о себе. Появившиеся затем  в печати произведения Зинаиды Гиппиус, Константина Бальмонта, Иннокентия Анненского утвердили существование этого течения, а представителей его стали называть декадентами (позднее символистами старшего поколения или первой волны).

        Русское декадентство было бунтом новых поэтов против установившихся канонов.   Идеи декадентства были выражением социальной позиции части художественной интеллигенции, которая пыталась «уйти» от сложностей жизни в мир грез, ирреальности, а подчас и мистики. Но и таким образом она отражала в своем творчестве кризисные явления тогдашней общественной жизни.

       Русское декадентство зачастую являлось позой и жестом. Так Бальмонт, Валерий Брюсов, Ф. Сологуб, воспевавшие в первых своих сборниках «чудовищный разврат с его неутолимою усладой» и воспевавшие «хулу над миром», по меткому выражению Урусова, хотели «изумить мир злодейством» и принимали «кровожадные гримасы».

 Спустя десятилетие, в 1900-е годы, к старшим символистам присоединились  младшие, или символисты второй  волны – Александр Блок, Андрей  Белый, Вячеслав Иванов, Максимилиан  Волошин.

 «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества. По словам крупнейшего среди символистов теоретика В. Иванова, поэзия есть «тайнопись неизреченного». От художника требуется не только сверхрациональная чуткость, но тончайшее владение искусством намека: ценность стихотворной речи — в «недосказанности», «утаенности смысла». Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы был символ.

        Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символиcты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла.

Символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей. При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой новой содержательностью и, главное, сделать искусство личностным, персоналистичным.

Спустя  еще десять лет  новое художественное течение – акмеизм – провозгласило свою программу, изложенную в статье Николая Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» (журнал «Аполлон», 1913, №1).  За этим   направлением стояли новые поэтические индивидуальности: Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий, и другие.

  Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность, полное равнодушие к злободневным проблемам современности, если в поэзии символизма определяющим фактором являлась мимолетность, сиюминутность бытия, некая тайна, покрытая ореолом мистики, то в качестве краеугольного камня в поэзии акмеизма был положен реалистический взгляд на вещи. Туманная зыбкость и нечеткость символов заменялась точными словесными образами. Слово, по мнению акмеистов должно было приобрести свой изначальный смысл.

Если символисты, в большинстве своем, были убеждены, что поэтом надо родиться, то в среде акмеистов преобладал тип поэта-труженика, упорно   добивающегося поставленной перед собой цели.

Сторонники акмеизма создают в 1911 году так называемый «Цех поэтов», который возглавил Н.Гумилев.

  Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго — около двух лет. В феврале 1914 г. произошел его раскол. «Цех поэтов» был закрыт. Акмеисты успели издать десять номеров своего журнала «Гиперборей» (редактор М. Лозинский), а также несколько альманахов.

 Деятельность «Цеха поэтов» возобновлялась  в 1916 году (просуществовал недолго). В 1920 г. появился третий «Цех поэтов», который был последней попыткой Гумилева организационно сохранить акмеистическую линию. Третий «Цех поэтов» просуществовал в Петрограде около трех лет (параллельно со студией «Звучащая раковина») — вплоть до трагической гибели Н. Гумилева.

   Именно акмеизм оказался чрезвычайно плодотворным для русской литературы. Ахматовой и Мандельштаму удалось оставить после себя «вечные слова». Гумилев предстает в своих стихах одной из ярчайших личностей жестокого времени революций и мировых войн. И сегодня, почти столетие спустя, интерес к акмеизму сохранился в основном потому, что с ним связано творчество этих выдающихся поэтов, оказавших значительное влияние на судьбу русской поэзии XX века.

 В 1910-е годы возникает авангардистское течение в поэзии — футуризм. Футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью. Это течение претендовало на построение нового искусства — «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта.

Футуризм неоднороден: внутри него выделяются несколько групп. Наибольший след в нашей культуре оставили кубофутуристы (Д. и Н. Бурлюки, В. Хлебников, В. Маяковский, В. Каменский). Футуристы отрицали социальное содержание искусства, культурные традиции. Им свойственно анархическое бунтарство. В своих коллективных программных сборниках («Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна» и др.) они бросали вызов «так называемому общественному вкусу и здравому смыслу». Футуристы разрушали сложившуюся систему литературных жанров и стилей, на базе разговорного языка разрабатывали близкий к фольклору тонический стих, проводили эксперименты со словом.

    Кубофутуризм принято считать результатом взаимовлияния поэтов-футуристов и живописцев-кубистов. Действительно, литературный футуризм был тесно связан с авангардными художественными группировками 1910-х годов, такими, как «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». Активное взаимодействие поэзии и живописи, безусловно, явилось одним из важнейших стимулов формирования кубофутуристической эстетики.

«Эгофутуризм» был другой разновидностью русского футуризма, но кроме созвучия названий по существу имел с ним очень мало общего. История эгофутуризма как организованного направления была слишком коротка (с 1911 до начала 1914 г.).

В отличие от кубофутуризма, который вырос из творческого содружества единомышленников, эгофутуризм был индивидуальным изобретением поэта Игоря Северянина.

Северянин основывает в 1911 году в Петербурге кружок «Ego», с которого, собственно, и начался эгофутуризм. Слово, в переводе с латыни означающее «Я — будущее», впервые появилось в названии сборника Северянина «Пролог».

Северянин фактически провозглашает себя единственной и неповторимой поэтической личностью. Встав во главе созданного им нового течения, он изначально противопоставляет себя литературным единомышленникам. То есть неизбежный распад группы был предрешен самим фактом ее создания. И нет ничего удивительного, что в скором времени так и произошло.

Северянин остался единственным из эгофутуристов, вошедшим в историю русской поэзии. Его стихи, при всей их претенциозности, а нередко и пошлости, отличались безусловной напевностью, звучностью и легкостью.

        Имажинизм был последней нашумевшей школой в русской поэзии XX века. 29 января 1919 г. в Московском городском отделении Всероссийского союза поэтов прошел первый поэтический вечер имажинистов. А уже на следующий день была опубликована первая Декларация, в которой провозглашались творческие принципы нового движения. Ее подписали поэты Есенин, Ивнев, Мариенгоф и Шершеневич .

Имажинисты утверждали, что «единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов.

Движение крестьянских поэтов тесно связано с революционными движениями, начавшимися в России на рубеже XIX и XX веков. Типичными представителями этого движения были Дрожжин Спиридон, Есенин Сергей, Клычков Сергей, Клюев Николай, Орешин Петр, Потемкин Петр, Радимов Павел,

           Поэты, относившиеся к этой категории, развивали традиции крестьянской поэзии, а не замыкались в них. Поэтизация деревенского быта, нехитрых крестьянских ремесел и сельской природы являлись главными темами их стихов. В своем творчестве они следовали вековым народным обычаям и нравственным традициям, использовали религиозной символики, христианских мотивов, языческих верований, отрицание «порочной» городской культуры, сопротивление культу машин и железа.

Протест против символизма нашел свое выражение и в творчестве поэтов, не примыкавших ни к одному из течений, но придерживавшихся в своем творчестве ясности, простоты и прочности поэтического стиля.

Некоторые из них какое-то время принимали участие в деятельности отдельных групп, но не слились с ними и пошли, в итоге, собственным путем.

Поэзию Серебряного века невозможно представить без упоминания имен И. Бунина, В. Ходасевича, М. Цветаевой, М. Волошина, М. Кузмина и некоторых других поэтов, чье творчество нельзя причислить ни к одному из течений модернизма.

 При внешней близости Волошина  к различным течениям и направлениям, он всегда шел “сквозь строй”  чужих мнений “собою самим, не  толкаясь”.

Легко улавливается отзвук эстетики символизма в изысканной поэзии молодой Марины Цветаевой.

В стихах Владислава Ходасевича явственно звучит трагический конфликт свободной человеческой души и враждебного ей мира, стремление преодолеть разорванность сознания в гармонии творчества.

      Особое место в русской лирике ХХ века занимает поэзия Ивана Бунина. Начав с лирических стихов, написанных под влиянием Фета, в позднейшем периоде своего творчества Бунин стал большим мастером поэтического слова и создавал прекрасные по форме, классически четкие стихотворения.

          Русская литература серебряного века подарила нам целое созвездие ярких индивидуальностей. Даже художники, принадлежавшие к одному течению, зачастую заметно отличались друг от друга не только стилистически, но и по мироощущению, художественным вкусам. Но наследие рубежа веков не ограничивается творчеством одного-двух десятков значительных художников слова. Литературное наследие этого периода представляет собой многоярусную художественную реальность, в которой индивидуальные писательские дарования, сколь бы выдающимися они не были, оказываются лишь частью грандиозного целого.

Список использованной литературы:

  1. Долгополов Л.К. О русской поэзии конца 19 – начала 20 века.- Л.:Лениздат,1999.- 264 с.
  2. История русской литературы: 20 век: Серебряный век/ Под.ред. Ж.Нива и др.. – М.:Высшая школа, 1995. – 346 с.
  3. Культурология6 Учебное пособие/Сост.  и отв. Ред. А. А. Радугин. – М.:Центр,2003. – 304 с.
  4. Поэты серебряного века/ Сост. Н. П.Суховой. – М.:ЭКСМО, 2005. – 301 с.
  5. Сонет серебряного века. – М.: Правда, 1990. – 768 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 


 



Информация о работе Серебряный век русской поэзии