Русская сентиментальная повесть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 22:26, реферат

Краткое описание

В последние десятилетия положение стало меняться. В 1964 г. вышли избранные сочинения Карамзина в двух томах, куда вошли стихотворения, повести, «Письма русского путешественника», критические и публицистические произведения, отрывки из десятого и одиннадцатого томов «Истории государства Российского» (об Иване Грозном и Борисе Годунове). В 1966 г. в серии «Библиотека поэта» выпущено полное собрание стихотворений Карамзина. В 1980 и 1982 гг. (в издательстве «Правда») напечатаны «Письма русского путешественника». В серии «Литературные памятники» готовятся впервые тщательно комментированные «Письма русского путешественника». Появилось несколько интересных работ о жизни и творчестве Карамзина.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….. 2

I. Сентиментализм как литературное направление ………………….5
II. «Бедная Лиза» - русская сентиментальная повесть………………..7
2.1. «И крестьянки любить умеют…» …………………………………7
2.2. Авторская позиция ………………………………………………..11
2.3. Пейзаж сентиментальной повести ……………………………….13
III. Наследство «Бедной Лизы» ……………………………………….17

Заключение …………………………………………………………….. 19
Список использованной литературы ………………………………. 20

Вложенные файлы: 1 файл

Бедная Лиза.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………….. 2

 

I. Сентиментализм  как литературное направление ………………….5

II. «Бедная Лиза» - русская сентиментальная повесть………………..7

2.1. «И крестьянки любить умеют…» …………………………………7

2.2. Авторская позиция ………………………………………………..11

2.3. Пейзаж сентиментальной повести ……………………………….13

III. Наследство «Бедной Лизы» ……………………………………….17

 

Заключение  …………………………………………………………….. 19

Список использованной литературы ……………………………….  20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

«Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России» – это окончательное, твердо и решительно высказанное мнение Пушкина. Оно сложилось после многолетних жарких споров и полемических сражений по поводу новых произведений Карамзина (главным образом «Истории государства Российского», тома которой выходили с 1818 г.), художественной прозы и публицистики 1790–1800 гг. В этих сражениях участвовал и Пушкин, выступая с разных позиций, – в пору юности резко критиковал Карамзина, а в тридцатые годы серьезно и настойчиво его защищал.

Карамзин умер шестидесяти  лет. Из них почти сорок отдано служению родной литературе. Начинал  он свою деятельность в канун Великой  французской революции 1789 г., а закончил – в эпоху восстания декабристов. Время и события накладывали  свою печать на убеждения Карамзина, определяя его общественную и литературную позицию, его успехи и заблуждения.

Творчество Карамзина  оригинально потому, что он мыслил глубоко и независимо. Его мысль  рождалась в напряженном и  трудном обобщении опыта бурных событий европейской и русской жизни. История и современность выдвигали перед человечеством, вступившим с начала французской революции в новую эру, невиданные ранее конфликты. Грозным представало и настоящее, и будущее. Путешествие двадцатитрехлетнего Карамзина по Европе, во время которого он оказался свидетелем революции во Франции, явилось своеобразным университетом, определившим всю его дальнейшую жизнь. Он не только возмужал и обогатился знаниями и опытом – впечатления сформировали его личность и, главное, разбудили мысль Карамзина, обусловили его страстное желание понять происходившее не только в отечестве, но и в мире. Именно потому произведения, писавшиеся и печатавшиеся после возвращения на родину, ярко освещены пытливой мыслью.

Художественный мир, созданный  Карамзиным, был нов, противоречив, непривычно сложен, нравственно масштабен; он открывал духовно деятельную жизнь отдельной личности, а потом и целого народа, жизнь современную и историческую.

Вот почему пушкинская оценка Карамзина актуальна и сегодня. Карамзин – это прошлое русской литературы, шире – русской культуры. Прошлое должно уважать. Но чтобы уважать, его надо знать. Сегодня мы еще очень плохо знаем Карамзина. До сих пор нет полного, комментированного собрания сочинений писателя. Около ста лет в полном объеме не переиздавалась «История государства Российского». Систематически перепечатывалась только повесть «Бедная Лиза», по которой и происходит знакомство с Карамзиным.

В последние десятилетия  положение стало меняться. В 1964 г. вышли избранные сочинения Карамзина в двух томах, куда вошли стихотворения, повести, «Письма русского путешественника», критические и публицистические произведения, отрывки из десятого и одиннадцатого томов «Истории государства Российского» (об Иване Грозном и Борисе Годунове). В 1966 г. в серии «Библиотека поэта» выпущено полное собрание стихотворений Карамзина. В 1980 и 1982 гг. (в издательстве «Правда») напечатаны «Письма русского путешественника». В серии «Литературные памятники» готовятся впервые тщательно комментированные «Письма русского путешественника». Появилось несколько интересных работ о жизни и творчестве Карамзина.

Подлинная литературная слава пришла к Карамзину после  публикации повести «Бедная Лиза» (Московский журнал 1792 г.). Показателем  принципиального новаторства Карамзина и того литературного потрясения, каким явилась его повесть для русской художественной прозы, стала волна подражаний, захлестнувшая русскую литературу на рубеже XVIII—XIX вв. Одна за другой появляются повести, варьирующие карамзинский сюжет: «Бедная Маша» А. Измайлова, «Обольщенная Генриетта» И. Свечинского, «Даша, деревенская девушка» П. Львова, «Несчастная Маргарита» неизвестного автора, «Прекрасная Татьяна» В. Измайлова, «История бедной Марьи» Н. Брусилова и т.д.

Еще более убедительным доказательством переворота, совершенного карамзинской повестью в литературе и читательском сознании, стало то, что литературный сюжет повести был воспринят русским читателем как сюжет жизненно достоверный и реальный, а ее герои — как реальные люди. После публикации повести вошли в моду прогулки в окрестностях Симонова монастыря, где Карамзин поселил свою героиню, и к пруду, в который она бросилась и который получил название «Лизина пруда». Как точно заметил В. Н. Топоров, определяя место карамзинской повести в эволюционном ряду русской литературы, «впервые в русской литературе художественная проза создала такой образ подлинной жизни, который воспринимался как более сильный, острый и убедительный, чем сама жизнь» [1].

Выбор темы объясняется  нашим интересом к творчеству Н. М. Карамзина  как сентименталиста русской литературы. Будучи крупнейшим

 представителем русского  сентиментализма он внес огромный  вклад в

 литературу. На протяжении всей своей деятельности, которая

продолжалась свыше сорока лет, Карамзин изо всех сил старался ради просвещения русского народа.

Актуальность исследования заключается в том, что Карамзин как

писатель-сентименталист интересен и по нынешний день. Его  произведения с

большой любовью и интересом  читает также и наше поколение.

 

_______________________________________

[1] Топоров В. Н. «Бедная  Лиза» Карамзина: Опыт прочтения.  М, 1995. С. 83.

 

Цель и задачи курсовой работы заключается в рассмотрении сентиментализма как одного из литературных направлений XVIII в. На ряду с этим также оценивается роль Карамзина как представителя русского сентиментализма в русской литературе. В основу работы будет положен аспектный анализ романа Николая Карамзина «Бедная Лиза».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сентиментализм как литературное направление

Во второй половине XVIII в. во многих европейских странах

 распространяется  новое литературное направление,  получившее название

 сентиментализм. Появлению сентиментализма способствовали следующие социально-исторические причины:

- господствовавший феодально-абсолютистский режим переживает кризис;

-  "терпят крушение" некоторые идеи просвещения (например, разум перестает быть лучшим  оружием).

  Сентиментализм (от англ. sentimental - чувствительный, фр. sentiment - чувство) - это литературное направление, возникшее в 20х гг. ХIII века в Англии (в России - в 60х гг. ХIII века) и провозгласившее чувство в качестве основы человеческой природы.

Главным принципом сентиментализма  является ценность человека вне всяких сословий.

В сентиментальной литературе нашло отражение настроение широких слоев европейского общества. По идейной направленности сентиментализм - одно из явлений Просвещения. Лучшими образцами сентиментальной литературы были признаны «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Стерна, «Векфилдский священник» Голдсмита, «Юлия, или Новая Элоиза» Руссо, «Страдания юного Вертера» Гете.

Николай Михайлович Карамзин - крупнейший представитель русского сентиментализма.

Герой произведения - обыкновенный человек из низкого сословия (например, главная героиня повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза"). Он (герой) обладает богатым внутренним миром, нравственностью, чистотой души и добрым сердцем. Важное место в произведениях данного литературного направления занимает жизнь души. "Главным предметом внимания, - отмечает Н.Д.Кочеткова, - стал "внутренний" человек"

Герои произведений сентиментализма  существенно отличаются от персонажей классицистических произведений. По мнению Кочетковой, "психологизация характеров способствовала преодолению  однолинейности", характерной для литературы классицизма. Писатели-сентименталисты стали изображать героев, совмещающих в себе положительные и отрицательные качества (например, Эраст из "Бедной Лизы" Н.М. Карамзина). [2]

По словам П.А.Орлова, специфическая особенность сентиментализма "заключается в том, что из двух духовных начал, которыми природа наделила человека", главным представители этого направления считали чувство. Таким образом, человек ценен тем, что он умеет чувствовать. "В лучших произведениях сентиментализма" чувствительность есть "драгоценное качество, дарованное человеку природой, определяющее его общественное бытие и гражданские добродетели". [3]

________________________________

[2] Кочеткова  Н.Д. «Литература русского сентиментализма : Эстетические и художественные искания, «Наука» 1994 С.156

[3] Орлов П.А. Русский сентиментализм / П.А.Орлов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. С.25-28

В отличие от классицизма, где изображались общие типы, для  сентиментализма важным является прием  индивидуализации, интерес к деталям. Сентиментализм - искусство конкретное и субъективное.

В произведениях писателей-сентименталистов нередко прослеживалась мысль о  единстве добра и красоты. "Представление  прекрасного и доброго, - отмечает Н.Д.Кочеткова, - стало одним из основных положений эстетики русского сентиментализма". [4]

Сентименталисты рассматривают  человека в контексте природы, ведь в природе все прекрасно и  гармонично. Ее (природы) законами представители  данного литературного направления  стремятся обосновать и объяснить  социальные и политические отношения между людьми. Лучшей для человека является жизнь на лоне природы. [5]

Представители данного  литературного направления отвергали  искусство, лишенное моральной цели. Отступая от прямолинейной дидактики, сентименталисты расширяют задачи искусства. Важным для них оказывается нравственное воздействие красоты.

В сентиментализме человек  рассматривается в его участии  в естественных союзах: в семье, дружбе, любви. В семейных и супружеских  связях он (человек) проходит определенную "школу общения и тем самым воспитывает в себе будущие гражданские добродетели". [6] Следовательно, главными темами произведений сентиментализма являются: дружба, любовь, страдания, противоречия внутренней жизни.

Для данного литературного направления важной является роль автора. Автор - конкретный человек, который проявляет себя в тексте, вступая в диалог с читателем.

П.А.Орлов выделяет следующие  течения в русском сентиментализме:

  • демократическое (А.Н.Радищев, Н.С.Смирнов, И.И.Мартынов);
  • дворянское (М.М.Херасков, М.Н.Муравьев, И.И.Дмитриев, Н.М.Карамзин, П.Ю.Львов, Ю.А.Нелединский-Мелецкий, П.И.Шаликов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

____________________________________________

 [4] Кочеткова  Н.Д. «Литература русского сентиментализма : Эстетические и художественные искания, «Наука» 1994. С.123

[5] Орлов П.А. Русский сентиментализм / П.А.Орлов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. С.28

[6] Орлов П.А. Русский сентиментализм / П.А.Орлов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. С.28

 

  1. «Бедная Лиза» - русская сентиментальная повесть

 

2.1. «И крестьянки любить умеют…»

Темы, идеи, образы повести.

 

Повесть Н.М. Карамзина  «Бедная Лиза», опубликованная в "Московском журнале" в 1792 г., была чрезвычайно  популярна и вызвала массу  подражаний в русской литературе.

Главная цель создателя  повести - изображение богатого духовного мира русской крестьянки и губительной власти денег. Символично название произведения, содержащее, с одной стороны, указание на социально-экономический аспект решения проблемы (Лиза - бедная крестьянская девушка), с другой стороны - на нравственно-философский (герой повести - несчастный, обиженный судьбой и людьми, человек). Любовный конфликт между мужчиной и девушкой (история их взаимоотношений и трагической гибели Лизы) является ведущим. Социальное начало конфликта (любовь дворянина и крестьянки), связанное с сословными предрассудками и экономическими обстоятельствами, разорение Эраста и необходимость женитьбы на богатой вдове), для Карамзина оказывается менее значимым, уходит на второй план.

Принято считать, что "Бедная Лиза" - классический образец русского сентиментализма, посвященный любовной теме, истории двух любящих сердец, получила особую популярность среди современников. Его герои ищут счастья в любви, но их окружает большой и жестокий мир со своими бесчеловечными и страшными законами. Этот мир лишает героев Карамзина счастья, делает их жертвами, несет им постоянные страдания и обрекает на гибель.

Лиза жила вместе с  матерью в Подмосковье, в небольшом  домике на берегу Москвы-реки, неподалеку от Симонова монастыря. И мать, и  покойный отец старались привить дочери высокие моральные качества. С детства учили ее, что в этой жизни ничего не дается даром, нужно всего достигать самому. Они и сами придерживались таких же принципов: отец «любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь», а мать оставалась верна памяти мужа и многие годы продолжала проливать о нем слезы, «ибо и крестьянки любить умеют!» Лиза, воспитанная в строгости, «трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и все сие продавала в Москве».

Информация о работе Русская сентиментальная повесть