Русская детская литература 11-18 веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:33, реферат

Краткое описание

Являясь неотъемлемой частью художественной литературы, детская литература служит важнейшим каналом воспроизводства духовности человечества. Каждая культура характеризуется специфическими системами видения и восприятия мира, каналами передачи ценностей. Культурологическая наука рассматривает ценности как общие представления, разделяемые большей частью общества относительно того, что является желательным, правильным и полезным. Ценности помогают обществу и человеку отделить хорошее и плохое, идеальное и иллюзорное, истину и заблуждение, красоту и безобразие, допустимое и запретное, справедливое и несправедливое. Воспитательное значение детской литературы очень велико.

Вложенные файлы: 1 файл

Русская детская литература 11.docx

— 48.81 Кб (Скачать файл)

Русская детская  литература 11-18 веков.

Являясь неотъемлемой частью художественной литературы, детская  литература служит важнейшим каналом  воспроизводства духовности человечества. Каждая культура характеризуется специфическими системами видения и восприятия мира, каналами передачи ценностей. Культурологическая наука рассматривает ценности как  общие представления, разделяемые  большей частью общества относительно того, что является желательным, правильным и полезным. Ценности помогают обществу и человеку отделить хорошее и  плохое, идеальное и иллюзорное, истину и заблуждение, красоту и  безобразие, допустимое и запретное, справедливое и несправедливое. Воспитательное значение детской литературы очень велико. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом читателей. Основная ее отличительная черта – органическое слияние искусства с требованиями педагогики.                      

Исходя из актуальных задач, стоящих перед  обществом, каждая эпоха предъявляет  к детской литературе свои требования, которые диктуют ей выбор темы, направленность, композиционные, стилевые особенности, героев эпохи с их языком, образом мышления и нормами поведения. Так, в Древней Руси господствующее положение в идеологии занимала религия, с помощью которой готовились исполнители великокняжеской воли. Этой же цели служило и просвещение начиная с первых его шагов. Во второй половине XV века потребность в большом количестве грамотных людей, необходимых для управления Московским государством, заставила искать более ускоренные способы обучения и поэтому зачатки детской литературы возникли из потребностей просвещения и отвечали практическим нуждам эпохи. В начале XVIII века под влиянием Петровских реформ меняются содержание и целевая ориентация детских книг: на первый план выдвигаются книги по механике, геодезии, математике и другим прикладным наукам. Такова связь детской литературы с эпохой, просвещением и знаниями.                                                                                                                                           

Детская литература тесно связана и с развитием  науки. Тематика познавательных книг для  детей зависит от того, какая отрасль  науки занимает в данную эпоху  господствующее положение, специалистов каких областей знаний ждет общество. С XVIII века, эпохи русского Просвещения, господствующее положение в детской  литературе занимает книга энциклопедического характера: под одной обложкой нередко  собирались и доступно излагались все  знания того времени. Так в каждую историческую эпоху по-своему проявляются  связи детской литературы с фольклором, литературой, наукой, просвещением и  другими областями культуры.                                                                                                                                     

Существует  и научно обоснованная периодизация истории русской детской литературы. История детской литературы делится на четыре эпохи:                                                                                                                                                      Древнерусская литература для детей IX—XVII веков.                                                                                                         Детская литература XIX века.                                                                                                                                         Детская литература конца XIX — начала XX века.                                                                                                                                    Советская детская литература XX века. Постсовесткая детская литература конца XX – начала XXI века.

Детская литература в древности (до XVII в.).

 

В середине IX века, в результате длительного  исторического развития и борьбы, в Восточной Европе сложилось  древнерусское государство, которое  окончательно оформилось после слияния  Киева и Новгорода. В 988г. было принято  христианство в качестве официальной  религии, что послужило толчком  к более широкому распространению  письменности и русской культуры. Для создания, распространения и  развития культуры, укрепления власти нужны были грамотные люди. И едва ли не первым условием и начальным  шагом в развитии этой культуры было обучение детей грамоте.

Поучения  являлись одним из самых древних  и популярных жанров, служивших воспитательным целям. Они обычно писались многоопытными  людьми на закате жизни, адресовались молодому поколению и служили  своеобразным завещанием духовно-нравственного  характера. В них автор рассказывал  о виденном и слышанном, делился  личным опытом, давал советы, излагал  кодекс морали своего времени. Поучения писали реально существовавшие, жившие на земле люди. Они отличались лирической теплотой, доступным, живым языком и  естественной формой изложения. С конца XI века и до 1125г. было создано самое  древнее оригинальное русское произведение этого жанра, написанное Владимиром Мономахом. Выдающийся государственный  деятель Киевской Руси изложил в  нем своеобразный моральный кодекс своего времени, отличающийся широкими государственными взглядами, благородством, мужеством, уважительным отношением к  человеку. Важнейшее место в этом кодексе занимают идеи патриотизма. Еще до появления «Слова о полку  Игореве» Владимир Мономах страстно призывал русских князей прекратить междоусобицы и пытался объединить их силы. Эти идеи нашли отражение  в его «Поучении». [60, С.84]. Яркость  и образность языка, богатство содержания, сердечное, доброжелательное отношение  к людям, ясность мыслей, краткость  и доступность изложения не могли  не привлечь внимания молодых людей  к этому произведению. Однако поучения не являлись произведением детской  литературы. Детям были интересны, доступны и полезны другие произведения этого  жанра, которые входили в круг их чтения на протяжении XI — XVII веков.

Жития были тесно связаны с народным творчеством. В них использовались сюжетные, композиционные приемы и стиль народных сказок, элементы живой речи. Все это дает основание говорить о положительном  воспитательно-образовательном воздействии  житий на читателей - детей не только Древней Руси, но и последующих  эпох. Дети находили в них сведения об окружающем мире, знакомились с  природой и географией русских княжеств, с некоторыми событиями и значительными  фактами из истории, замечательными людьми – Александром Невским, Довмонтом, Андреем Боголюбским. Жития воспитывали в читателях положительные черты характера: скромность, трудолюбие, целенаправленность, умение преодолевать препятствия, упорство в достижении цели. Большую роль они играли в воспитании любви к просвещению, преклонения перед книгой.

Дети в  Древней Руси воспитывались не только на Поучениях и Житиях. В круг их интересов входили исторические легенды о необыкновенных событиях прошлого, которые чаще всего передавались устно из поколения в поколение. Уже в первой печатной книге для  детей — в азбуке Ивана Федорова помещено произведение исторического  содержания, так называемое «Сказание  Черноризца Храбра», в котором рассказывается о происхождении славянской письменности, о ее создателях Кирилле и Мефодии. Подобные статьи встречались и в рукописных детских книгах.

 «Слово  о полку Игореве» ярко выделяется  среди выдающихся достижений  древнерусской культуры своей  идейной значимостью, художественным  совершенством, чем завоевало  всенародную известность в нашей  стране и за рубежом. Выдающийся  ученый, исследователь древнерусской  культуры академик Д.С.Лихачев  назвал его золотым словом  русской литературы. Д.С.Лихачев  подчеркнул актуальность идейного  содержания «Слова» во все  времена и его непревзойденное  художественное совершенство как  великого произведения искусства.  Важнейшей идеей «Слова» является  идея патриотизма, связывающая  воедино все компоненты произведения. Одним  из действенных способов ее выражения является образах Русской земли с ее лесами, степным раздольем, полноводными реками, разнообразным животным и растительным миром.

Таким образом, начиная с появления письменности и до первой половины XV века включительно специальных произведений для детей на Руси не существовало. Дети той эпохи читали те же произведения, что и взрослые. Но воспитатели вынуждены были отбирать из имеющихся книг наиболее близкие и доступные детям как по своему содержанию, так и по форме изложения. Произведения эти не были детскими, хотя и входили в круг детского чтения. Поэтому эпоху с конца X до первой половины XV века считается предысторией детской литературы. Настоящая ее история начинается с появлением специальных произведений для детей. Это произошло во второй половине XV века.

Первые произведения для детей появились на Руси во второй половине XV века. Самые первые шаги русской детской литературы дают основание сделать некоторые  выводы:

Первые произведения для детей появились на Руси в  переломную эпоху, выросли на национальной почве, поднялись на волне патриотизма  и отвечали потребностям просвещения; они имели не только образовательное, но и воспитательное значение. 2. Самые  первые произведения, созданные на Руси для детей, имели познавательный характер. 3. Наиболее древним приемом  популяризации знаний среди детей  был диалог между ребенком и взрослым.

Первая рукописная книга для детей была создана  в 1491г. русским дипломатом и переводчиком Дмитрием Герасимовым. Сухую пищу науки он решил сделать легкой для восприятия детьми. Его грамматика написана в форме вопросов и ответов. В заглавии подчеркивается, что эта книга адресуется детям, что ее дают тем, кто уже одолел алфавит, умеет читать, писать и хочет учиться дальше. От Герасимова дошли до нас самые первые записи русских народных сказок, интересных и для детей. Это дает основание считать его первым деятелем русской культуры, принимавшим участие в создании детской литературы, а его мысли самыми первыми высказываниями о сущности детской литературы.

С появлением книгопечатания стали издаваться книги  и для детей. Во второй половине XVI века было издано 12 детских книг (вернее, столько дошло до нас). Хотя все  они предназначались для учебных  целей, но выходили далеко за рамки  учебника, так как нередко служили  книгами для чтения. Первой печатной детской книгой является Азбука, составленная русским первопечатником, москвичом  Иваном Федоровым, изданная им во Львове в 1574г. В истории восточнославянского книгопечатания это была первая книга светского назначения. В хрестоматийной части азбуки помещались произведения, которые можно рассматривать как зачатки поэзии, прозы, публицистики и познавательной литературы для детей. К ним относится стихотворное (виршевое) произведение — так называемая акростихидная азбука. Каждая ее строка начинается с очередной буквы алфавита, а все первые буквы вместе составляют алфавит. Азбука Федорова - первая печатная книга для детей, которой пользовались не только в славянских странах, но и за рубежом: в Италии, Австрии, Германии, Дании, Англии.

Таким образом, просветительские, светские мотивы и  многие другие явления в истории  нашей культуры и общественной мысли  зародились впервые в детской  литературе. Именно в этом общекультурное значение первых печатных книг для  детей.

На протяжении всего XVII века детская литература становится разнообразнее в тематическом и  жанровом отношении, обогащается художественными  приемами, все больше отделяется от учебной литературы и превращается в самостоятельную область словесного творчества. В течение столетия было издано около 50 детских книг, большинство  из которых по-прежнему имели учебный  характер. Изложение познавательного  материала становится все более  ярким, образным, в результате ускоряется процесс сближения педагогики с искусством, происходит их органическое слияние, что является одной из главнейших особенностей детской литературы. Детская книга приобретает целостный характер, она лучше и богаче оформляется. В книге появляются разнообразные украшения: изящные концовки, заставки, буквицы, орнамент, гравюры.

Первым русским  поэтом для детей следует считать  справщика Московского печатного  двора Савватия. В своих посланиях Савватий выступает патриотом, искренне любящим Россию и желающим ей добра, но в то же время критически настроенным по отношению к высшей знати и сочувствующим простым людям. Не случайно эти произведения были включены в детскую книгу: они воспитывали патриотические чувства.

Одним из первых поэтов для детей был Симеон Полоцкий. Он является выдающимся русским поэтом XVII века, активным деятелем в области просвещения. Его огромное литературное наследие пронизано педагогическими идеями. И это не случайно, ибо всю свою жизнь он занимался педагогическим трудом. Поэтому вполне естественно его участие в создании детской литературы. Симеон написал, издал или подготовил к печати 14 книг, половину из которых составляют книги учебные или детские. Самыми крупными его созданиями являются поэтические книги «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный». Поэзия Симеона Полоцкого полна гимнами книге, грамоте, чтению. Книга, по его словам, приносит огромную пользу: развивает ум, расширяет образование. Она делает человека мудрым. Симеон принял участие в подготовке к изданию букваря 1664г., для которого написал десять приветствий, обращенных к детям, их родителям и благодетелям. Через 10 лет, в 1679г., Симеон составил и издал новый букварь. Для истории детской литературы наибольший интерес имеют два стихотворения, помещенные в нем. Это «Предисловие к юношам, учится хотящим» и «Увещание».

Творчество  Кариона Истомина, самого крупного русского поэта конца XVII века, целиком посвящено детям. Во всех произведениях Кариона Истомина затрагивается главная для него тема — просвещение и наука. Он хотел учить всех: детей и взрослых, мужчин и женщин, рабов и слуг, православных и иноверных. Центральное место в философских взглядах Кариона занимает нравственное воспитание, формирование положительных душевных качеств, привитие доброты, душевной чистоты, человеколюбия. Важное место в творчестве Истомина занимают идеи гуманизма и патриотизма. При жизни Карион издал три книги, и все они — детские: «Лицевой букварь» (1694), «Букварь языка словенска» (1696) и «Повесть об Иване Воине» (1696).

Своим многогранным творчеством Карион Истомин завершил более чем двухвековую историю древнерусской литературы для детей. Истомин сделал свои произведения средством пропаганды науки, просвещения, книжного почитания. Знания и просвещение в его творчестве и мировоззрении неотделимы от нравственных проблем, от передовых взглядов эпохи. Он понимал природу детей, учитывал их возрастные особенности, обогатил детскую литературу новыми жанрами, поднял ее идейно-художественный уровень. Своими просветительскими и гуманистическими взглядами, техникой и ритмикой стиха, Истомин подготовил почву для развития детской литературы в XVIII веке.

Информация о работе Русская детская литература 11-18 веков