Ростовская финифть. С начала и до настоящего времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 13:12, доклад

Краткое описание

Эмаль как материал - это стекловидная застывшая масса, окрашенная окислами металлов в различные цвета. В декоративно - прикладном искусстве она позволяет вводить полихромные решения в изделия из металла. Художников во все века привлекали в эмали широкая палитра не тускнеющих от времени цветов. Только владея специальной технологией, которая позволяет добиться прочного соединения двух самостоятельных материалов – металла и эмали можно превратить эмаль в средство выражения замысла художника, в средство колористического декоративного украшения металла.

Вложенные файлы: 1 файл

Ростовская финифть.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

Ростов Великий с 18 века и до наших дней является крупнейшим центром  эмальерного искусства России. Первые упоминания об эмалевом деле на Руси обычно связывают с Ипатьевской летописью (1174 – 1175).

Финифтью на Руси называют художественную эмаль. Единого мнения относительно происхождения слова ''Финифть'' не существует. Одни учёные считают, что оно происходит от греческого «фингитис», что означает «светлый, блестящий камень», другие же полагают, что оно произошло от Византийского слова «химипет», в свою очередь ведущего начало от греческого глагола, означающего «лить, плавить, смешивать».

В настоящее время этот термин в  основном используется лишь применительно  к ростовскому художественному  промыслу.

 

Ростовская финифть. С начала и до настоящего времени

Эмаль как  материал - это стекловидная застывшая масса, окрашенная окислами металлов в различные цвета. В декоративно - прикладном искусстве она позволяет  вводить полихромные решения в изделия из металла.  Художников во все века привлекали в эмали широкая палитра не тускнеющих от времени цветов. Только владея специальной технологией, которая позволяет добиться прочного соединения двух самостоятельных материалов – металла и эмали можно превратить эмаль  в средство выражения замысла художника, в средство колористического декоративного украшения металла.

Искусство  художественного эмалирования   имеет  более чем двухтысячелетнюю историю. В Греции были найдены золотые  украшения, декорированные цветной  эмалью, относящиеся к I тысячелетию до н. э.   В Египте обогащали благородный металл цветным отделочным материалом – смальтой уже во времена 5-й династии (2563-2423 гг. до н. э.). Значительных успехов в области эмальерного искусства достигли в странах Азии и Востока: Китае, Иране, Индии. В VIII в. развитие науки и техники обусловило появление достигшей высочайшего художественного уровня византийской перегородчатой эмали. В Византии впервые эмаль  использовали не для имитации камней, а как самостоятельный художественный прием. Временем расцвета византийских эмалей  считается период до XII в. Эмальеры средневековой Европы восприняли и переработали художественный и технологический опыт Византии.  В XII веке эмалирование получило значительное развитие  в городе Лимож во Франции, в мастерских монастырей на Рейне и в Лотарингии, распространившись, в том числе и в Киевскую Русь. Именно в это время эмалирование начинает становиться самостоятельным видом декоративно-прикладного искусства.

 В Древней  Руси  художественную эмаль называли  финифтью, от греческого слова  «фингитис», что означало «светлый, блестящий камень». На протяжении многих веков считалось, что получить эмаль можно расплавив драгоценные камни. Вера в магические и охранительные свойства эмали возникла в результате отождествления финифти как ювелирного материала с драгоценными камнями. Эта традиция также была воспринята Русью  из Византии.

Первый период расцвета финифтяного дела на Руси приходится на XI – XII века, он совпадает со временем сложения идейных и художественных основ древнерусского искусства. Изготовление произведений, украшенных эмалью, было сосредоточено в крупных городах, таких как: Киев, Чернигов, Галич, Владимир, Рязань, Новгород. Сложные техники эмали, применение для работы с эмалями драгоценных или цветных металлов, длительный процесс обучения этому виду художественного ремесла – всё это делало вещи, украшенные эмалью, дорогостоящими, заказными, никогда в этот период не изготавливавшимися массово.  Художественные памятники эмальерного искусства Киевской Руси хранятся в настоящее время в наиболее крупных музеях страны.

В эпоху монголо-татарского нашествия на Русь эволюция технических  приемов эмальерного дела практически  прекратилась и преемственность  в передаче навыков работы с эмалью была нарушена. Зависимость Руси от Золотой Орды прервала сложившиеся  связи с Византией и Западной Европой. С середины XIII-го до середины XV-го века были утрачены сложные по технике изготовления и яркие в художественном плане перегородчатые и выемчатые эмали. Из эмальерных техник сохранилась только эмаль по литью.

Период освобождения Руси и объединение земель вокруг Москвы явился новым основополагающим этапом в развитии всех видов художественных ремесел. Во второй половине XV-го века русское искусство эмали возродилось и окрепло. Русские мастера получили возможность ознакомиться с новыми художественными достижениями итальянского Возрождения  непосредственно из рук итальянских архитекторов и художников, приехавшими в составе свиты последней византийской принцессы Софьи Палеолог, ставшей женой великого князя Московского Ивана III. В этот период обогащается цветовая гамма за счет привозного западноевропейского сырья. Великий князь Московский,  высшая светская и церковная аристократия, богатые купцов и зажиточные горожане – вот постоянные заказчика произведений с эмалью.

При Иване IV (Грозном) была продолжена начатая при Иване III традиция, приглашать в Москву для работы греческих и западноевропейских мастеров.

давало возможность  русским эмальерам быть в курсе  нововведений  в искусстве художественной эмали стран Западной Европы. Привнесенные извне орнаментальные элементы  переосмысливаются русскими мастерами, приобретая в их творчестве оригинальную, самобытную трактовку, соответствующую общему направлению развития русской художественной культуры.

В XVII столетии финифть, как технический прием искусства художественной обработки металла занимает важнейшее место. Цветовые возможности эмали как нельзя лучше отвечают эстетике узорочья и полихромности русского искусства. Помимо традиционных центров эмальерного дела, таких, как Новгород и Москва, появляются новые региональные школы в Сольвычегодске, Великом Устюге и других городах России. В это время в русской эмали применяют такие техники, как эмаль по литью, эмаль по скани, выемчатая эмаль, эмаль по рельефу, а также появилась новая техника – расписная, живописная эмаль.  

В конце XVII столетия в результате развития химической промышленности  в распоряжении ювелиров появились окислы металлов, при нанесении которых на белую эмалевую основу и последующем обжиге можно было достичь передачи тончайших цветовых оттенков, благодаря чему стало возможным создание миниатюр на эмали. Металлическую основу полностью стали покрывать. Этот технический прием стоит обособленно от всех видов ювелирной эмали, так как он является особой формой живописи. Жан Тутен, ювелир из Шатоде, разработал в 1632 году этот метод. В течение короткого времени этот вид миниатюрной живописи распространился по всей Европе, и тогда же в мастерских Московского Кремля начали использовать в качестве декора роспись эмалевыми красками. Накопление опыта в работе с расписной эмалью, начиная с середины XVII века, способствовало чрезвычайно быстрому развитию её разнообразных художественных приемов. Более широкий диапазон средств художественной выразительности расписной эмали, по сравнению с прочими видами эмальерных техник, дал возможность существенно расширить круг тем и образов искусства русской финифти. Фигуративные изображения и даже многофигурные композиции, а не только различные виды орнаментальных узоров, смогли использовать  в своих произведениях художники – эмальеры, благодаря приемам, сходным с обычным живописным письмом. Возник своеобразный мост между станковым и прикладным искусством, миниатюрной живописью по эмали начали заниматься «персонных дел мастера» и иконописцы.

XVIII–й век  в истории русской культуры и искусства неразрывно связан с процессом европеизации. Ведущими в это время становятся тенденции светского искусства. Миниатюрная живопись становится в этот период в русской эмали символом новаторства.  Сложный период в развитии художественных ремесел возникает результате переезда царского двора в новую столицу.  Круг заказчиков московских ювелирных мастерских уменьшился, а в феврале 1701 года была упразднена Золотая палата -  главный центр русского ювелирного искусства. Но уже в начале XVIII столетия в Петербурге складывается новый эмальерный художественный центр, непосредственно связанный со станковыми видами искусства и, в частности, с живописным портретом. В 1698 году Петр I заказал шведскому миниатюристу Шарлю Буату несколько эмалевых портретов, они настолько ему понравились, что он стремится внедрить это искусство в России.        В связи с успехами русской армии возникает устойчивый спрос на финифтяные портреты, так как портреты используются в качестве наградных знаков, которыми Петр I жаловал своих приближенных.

Одной из специфических  особенностей миниатюрной живописи на эмали в  XVIII века было воспроизведение изображения с живописного или гравированного оригинала. Так работали  западноевропейские миниатюристы, такой же метод установился и в творчестве русских художников. В частности, это диктовалось кропотливостью и длительностью работы миниатюристов, исключавшей возможность позирования. Использование станковых произведений для создания миниатюрных портретов не принимало у мастеров расписной эмали формы механического копирования, простого переведения живописного изображения в другие масштабы и иной художественный материал. Значительно отличалась палитра художника-эмальера, существовал недостаток оттенков того или иного цвета, мастерами - эмальерами, как правило применялась пунктирная техника миниатюрной живописи. Форма моделировалась мелкими, почти микроскопическими мазками, и тоновые переходы зависели не от использования высветляющих красок, а от густоты этих одноцветных мазочков. Благодаря взаимодействию со станковыми видами искусства, прежде всего с гравюрой, в эмальерном деле в первой трети XVIII достигают своего расцвета портретный, библейский и бытовой жанры. В 40 – 50-е годы XVIII столетия распространяется мода на памятные миниатюрные портреты, выполненные масляными, темперными и акварельными красками на кости. Они составили конкуренцию эмалевым портретам. Создание подобных миниатюр требует большого художественного мастерства, но избавлено от многочисленных технологических сложностей эмалевой миниатюры, и интерес к светской эмалевой миниатюре в этот период уменьшается.

Искусство расписной  эмали продолжает развиваться художниками  монастырских   мастерских   в   столичных   и   провинциальных   городах, создававших дробницы для окладов богослужебных книг, различной церковной утвари и облачения.      Во второй трети XVIII столетия складывается самобытный стиль ростово–ярославской школы финифти. В монастырских мастерских, кроме   живописи  по эмали применяются разнообразные техники эмалирования по скани, по литью и другие, которые в светском искусстве этого времени почти не используются.

Политические и экономические  реформы Петра I привели к переориентации во всех областях науки и искусства, вследствие этого эмалевая роспись в начале XVIII века выделяется из ряда ремесленных видов работ, использовавшихся с целью декоративного оформления предметов утилитарного назначения. Финифтяная миниатюра становится самостоятельным видом искусства, развивая и совершенствуя средства художественной выразительности, используемые мастерами миниатюры. Спад производства финифтяных произведений в 20-е годы XIX века был вызван уменьшением спроса на них, в связи с уходом моды на миниатюрные памятные портреты, сказалась узость сферы применения эмалевых произведений.

Развитие промышленности и совершенствование  технологий способствовало повышению  декоративных качеств эмали и, во второй половине XIX века вызвало новый расцвет эмальерного искусства в России. Распространение получили технически сложные  виды ювелирных эмалей: эмаль по скани и оброну, витражная эмаль, эмаль «гильоше». Во второй половине XIX века сложившаяся эстетика «русского стиля» определяла художественные вкусы общества. Традиционное русское искусство эмали ассоциировались с полихромностью и узорочьем XVII века. Эмаль по скани в глазах современников создавала ощущение преемственности времени. Наибольшую известность получили изделия с эмалью фирм Овчинникова и Фаберже. Используя достижения химии и новые эмальерные технологии изготавливался широкий ассортимент светских вещей: разнообразная столовая посуда, приборы для сервировки стола, вазы, ювелирные украшения, портсигары, кошельки, часы, шкатулки, флаконы для духов, пудреницы, пряжки для поясов, пуговицы, письменные принадлежности. Основным же центром живописной эмалевой миниатюры в XIX веке становятся мастерские Ростова Великого.

Возникновение школы расписной  финифти в Ростове Великом  было подготовлено расцветом изобразительного искусства и архитектуры этого старинного русского города во второй половине XVII столетия. Среди документов, относящихся к XVII веку, не найдены упоминания о существовании в Ростове финифтяного промысла, однако именно в это время закладываются стилистические основы местной художественной школы. Достоверных сведений о том, когда и как появился в Ростове этот промысел, не сохранилось.

Часть исследователей связывает возникновение ростовской финифти  с  митрополитом Ионой Сысоевичем, обустраивавшем в конце XVII века Ростовский архиерейский дом. Другие – с правлением архиепископа Иоакима, учредившего здесь по указу Анны  Иоанновны греко-латинскую школу. По одной из легенд, производством финифти начал заниматься сосланный в Ростов во времена императрицы Анны  Иоанновны итальянец, который и обучил ростовчан эмальерному делу. Эта легенда отражает общий процесс европеизации русской культуры и искусства в XVIII веке и позволяет понять, как укоренилось в провинциальном городе дорогостоящее финифтяное ремесло. Первые упоминания о финифтяной мастерской встречаются в описях Ростовского архиерейского дома с 1760-х годов. Вероятно,  именно в это время, следуя Указу Синода, ростовский митрополичий дом и монастыри стали привлекать талантливых местных людей для обучения финифтяному ремеслу, также как  иконописному. Мастерская Ростовского архиерейского дома существовала до конца 1780-х годов, выполняя заказы представителей церкви из самых разных городов России. После перевода митрополии в Ярославль некоторые мастера продолжали выполнять заказы архиерейского дома, но часть финифтяников получили относительную самостоятельность и были записаны в финифтяной цех Ростовской ремесленной управы.   С этого времени можно говорить о зарождении финифтяного промысла в Ростове Великом. Ростовские финифтяники не обучались в специальной школе, мастерство передавалось путем ученичества,  сохранялось внутри семей. Ремесленники Ростова торговали своими изделиями во многих городах России, и, бывая в столице, могли лично видеть работы художников – академистов. Занятие свое финифтяники считали делом не ремесленным, а художественным и многие стремились достичь вершин академической живописи. Такие художники определяли лицо промысла. К середине XIX века в городе насчитывалось уже около 50 ремесленников, занимающихся финифтяным делом. Расширяется жанровый диапазон ростовской финифти. Вслед за изданием гравюр с панорамами города, видами храмов и монастырей появились и ростовские миниатюры на эмали подобного содержания. Во второй половине XIX века выделился в самостоятельный жанр  ростовский финифтяной портрет, когда менее связанные с церковью ремесленники начали выполнять заказы городских жителей. Влияние станковой живописи сказывается в том, что все более значительное место занимают миниатюры, которые следует отнести бытовому жанру. Однако сложные, детализированные изображения не всегда соответствовали камерному духу эмалевой миниатюры, и кроме того, мастера финифти, как правило, не обладали достаточным опытом в построении многофигурных композиций. Поэтому большинство произведений на жанровую тематику было копийными. Развитие промысла в это время идет в двух направлениях. С одной стороны, произведения, созданные «под заказ», ориентируются на высокий профессиональный уровень столичного искусства. С другой это наскоро, иногда неумело и примитивно написанные образки, «массовка», продающаяся  в монастырях и церковных приходах различных храмов России. Рубеж XIX – XX веков время крайне сложное для промысла финифти в Ростове из-за конкуренции с промышленным производством, с фотографией.  Чтобы выдержать конкуренцию, художникам было необходимо выполнять в день по нескольку десятков эмалевых миниатюр. В результате возникло разделение труда между мастерами. Кроме финифтяника, подготавливающего загрунтованные белые пластины - «бельё» (специальные медальоны, покрытые многими слоями грунтовочной и покрывной эмали), отдельные мастера делали припорох – перевод рисунка на эмалевую поверхность, другие делали первую пропись, третьи  прописывали детали. Семьи мастеров стали объединяться в небольшие артели. Известный исследователь и знаток эмальерного искусства изображения. Н. Кондаков писал: «Под давлением современного машинного производства и поставляемых им всякого рода имитаций или попросту подделок, рассчитанных на обман и мнимую дешевизну, это высокое мастерство по всей вероятности скоро исчезнет в кустарном народном производстве».

Информация о работе Ростовская финифть. С начала и до настоящего времени