Роман “Отцы и дети” в Русской критике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность изучения данной темы обусловлена тем, с выходом романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” начинается оживленное обсуждение его в печати, которое сразу же приобрело острый полемический характер. Почти все русские газеты и журналы откликнулись на появление романа. Произведение порождало разногласия как между идейными противниками, так и в среде единомышленников. Объект исследования :изучение литературы об романе «Отцы и Дети»в оценке русских критиков. Предмет исследования :книги и журналы об романе в оценке русских критиков. Цель исследования – проанализировать в романе оценку русских критиков с выходом романа и критиков нашего времени«Отцы и дети».

Содержание

1.О романе « Отцы и Дети»
1.1.История создания романа
1.2.Смысл названия и проблематика романа Тургенева "Отцы и дети"
1.3. Как же изображены в этом романе главные противоборствующие общественные силы.
2.Роман в отзывах критиков .

2.1. Кризисная эпоха 1860-х годов в восприятии И. С. Тургенеева
Трагическая коллизия в романе "Отцы и дети"статья Лебедева Ю.В.

2.2. Оценка современников Тургенеева о романа "Отцы и дети" в литературной критике.
3. Аспект современного изучения классиков.
3.1.Эпоха и характеры в романе «Отцы и Дети»
3.2Художественный прием психологической пары.
3.3 Суть споров «отцов» и «детей» в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Заключение:
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Gayazova_D_I_Kursovaya_rabota_II (1).docx

— 189.99 Кб (Скачать файл)

      Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия

(Академия ВЭГУ)

Специальность 030601 Журналистика

Специализация-История отечественной литературы

 

Гаязова Динара Инсафовна

КУРСОВАЯ РАБОТА

Роман Отцы и Дети в Русской критике

 

 

 

Научный руководитель                                                    

Доцент, канд. фил. наук                                                     Леготина  Е. В.   

 

 

 

 

Уфа 2013

 

Оглавление:

1.О романе « Отцы и Дети»

1.1.История создания романа

1.2.Смысл названия и  проблематика романа Тургенева "Отцы  и дети"

1.3. Как же изображены в этом романе главные противоборствующие общественные силы.

2.Роман в отзывах критиков .

 

2.1. Кризисная эпоха  1860-х годов в восприятии  И. С. Тургенеева 
Трагическая коллизия в романе "Отцы и дети"статья Лебедева Ю.В.

 

2.2. Оценка современников  Тургенеева о  романа "Отцы и дети" в литературной критике.

3. Аспект современного изучения классиков.

3.1.Эпоха и характеры  в романе «Отцы и Дети»

3.2Художественный прием  психологической пары.

3.3 Суть споров «отцов» и «детей» в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Заключение:

Библиографический список

1. По поводу «Отцов  и детей» и письма писателя // Роман И. С. Тургенева «Отцы и  дети» в русской критике. Сборник  статей. Л., 1986. 
 
2. Вайль И., Гевис А. Формула жука/Родная речь. М., 1991. 
 
3.Кулешов В. И. Этюды о русских писателях. Исследования и характеристики. М., 1982. 
 
4. Лебедев Ю. В. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». М., 1982. 
 
5. Петров С. М. И. С. Тургенев. Творческий путь. М., 1999. 
 
6. Пустовойт П.Г. И.С. Тургенев—художник. М., 1980. 
 
7. Пустовойт П. Г. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Комментарий. М., 1983.

8.Антология по истории русской критики второй половины XIX века. / Сост. М. Рев. – 1 Полтавец Е.Ю. Сфинкс. Рыцарь. Талисман.

9Мифологический и метафорический контекст романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» // Литература в школе. – 1999. – №1,№6

10Пустовойт П.Г. Прототипы и источники романа // Комментарии. – 1991. –С.74, С.24-25.

11.Тургенев И.С. Отцы и дети. М., Детская литература. – 1970.

993. – С.47.

12. М. А. Антонович, «Асмодей нашего времени» (журнал «Современник»). 
13. Д. И. Писарев, «Базаров» (журнал «Русское слово»). 
14.Н. Н. Страхов, «И. С. Тургенев. «Отцы и дети» (журнал «Время»). 
15. П. В. Анненков, «Базаров и Обломов». 
16. Неизвестный автор, «Нигилист Базаров» (журнал «Век»). 
17. А. И. Герцен, «Еще раз Базаров». 
18. И. С. Тургенев, «По поводу «Отцов и детей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тургенев И.С., несомненно, является великим писателем, своего рода новатором нового стиля в литературе, он одним из первых воспел дух революционера, дворянина-разночинца, образ которого до сих пор вызывает много споров. Среди современников Тургенев И.С. заслужил большой авторитет созданными произведениями, несмотря на то, что его произведения не всегда имели положительную критику из-за острых, злободневных тем, которые описывал в своих романах писатель.  

Одним из центральных романов в творчестве Тургенева, принято считать «Отцы и дети», Противоречив и интересен главный герой романа Е. Базаров. 

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» появился в свет в 1862 году, и с тех пор он все продолжает восхищать читателей своими художественными достоинствами, а политические, философские и эстетические проблемы, поднятые писателем на его страницах, все продолжают вызывать несомненный интерес. Причина последнего заключается в том, что Тургеневу как великому художнику удалось запечатлеть в «Отцах и детях» несколько ярких эпизодов идейной борьбы между основными общественными силами в России конца 50-х годов ХIХ века. В то время самым животрепещущим был вопрос об отмене крепостного права. В ходе подготовки реформы 1861 года четко выявились противоположные позиции либералов-дворян и революционных демократов; революционные демократы Чернышевский и Добролюбов ясно видели крепостнический характер топящейся реформы; либералы, напротив, возлагали на реформу большие надежды, считали ее чуть ли не единственным средством разрешения крестьянского вопроса. Так на реформу смотрел и сам Тургенев.

Если в предыдущих своих романах Тургенев в качестве главных героев изображал близких ему по классу либералов-дворян (Рудин в одноименном романе, Лаврецкий в «Дворянском гнезде») и конфликты между ними не доводил до большой остроты, то в романе «Отцы и дети» писатель противопоставил, с одной стороны, либералов-дворян (Павла Петровича, Николая Петровича и Аркадия Кирсановых), а с другой — демократа-разночинца Евгения Базарова, представителя той новой, нарождающейся силы, которой суждено было вскоре сыграть огромную политическую роль в общественном развитии России. Через столкновение разночинца-демократа Базарова с либералами-«отцами» Тургенев дал читателю ясное представление об остроте борьбы демократической и либеральной тенденции в русском обществе в период подготовки и проведения реформы 1861 года.

Актуальность изучения данной темы  обусловлена тем, с выходом романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” начинается оживленное обсуждение его в печати, которое сразу же приобрело острый полемический характер. Почти все русские газеты и журналы откликнулись на появление романа. Произведение порождало разногласия как между идейными противниками, так и в среде единомышленников. . Этим обусловлен выбор темы курсовой работы: «Роман Отцы и Дети в русской критике»

 

Объект исследования :изучение литературы об романе «Отцы и Дети»в оценке русских критиков

Предмет исследования :книги и журналы  об романе в оценке русских критиков

 
 Цель исследования – проанализировать в романе оценку русских  критиков с выходом романа и критиков нашего времени«Отцы и дети». 
 
Задачи исследования:  
 
1.Роман « Отцы и Дети»

1.1.История создания романа

1.2.Смысл названия и проблематика романа Тургенева "Отцы и дети"

1.3. Как же изображены в этом романе главные противоборствующие общественные силы.

2.Роман в отзывах критиков .

2.1. Кризисная эпоха  1860-х годов в восприятии  И. С. Тургенеева

Трагическая коллизия в романе "Отцы и дети"статья Лебедева Ю.В.

 

2.2. Оценка современников  Тургенеева о романа "Отцы и дети" в литературной критике.

 

3. Аспект современного изучения классиков.

3.1.Эпоха и характеры  в романе «Отцы и Дети»

3.2Художественный прием  психологической пары.

3.3 Суть споров «отцов» и «детей» в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Роман « Отцы и Дети»

1. 1.Краткая история создания романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» 
 
 

Роман «Отцы и дети» был напечатан в феврале 1862 г, а в 19 февраля 1861 года царь подписал манифест об освобождении крестьян, обнародованный 5 марта того же года. С этого момента Россия вступила в новый – после реформенный – период своего исторического развития. Его начало было отмечено новой волной крестьянских восстаний. Грабительская сущность реформ царя вскоре стала ясна и многим представителям прогрессивной русской интеллигенции. Тургенев не остался в стороне от народного гнева. Однако прошло немало времени, прежде чем он окончательно освободился от иллюзий, связанных с его прежними надеждами на Александра II.  
 
Все это не могло не отразиться на его творчестве. Тургенев все чаще чувствовал неуверенность в том, что его надежды сбудутся. Сколько боли было в его письмах этого периода, сколько беспокойства за судьбу родной страны. В это время Тургенев понимает значение деятельности революционеров, которое она имела для будущего России. Тогда же все более критическим становится его отношение к либералам. 
 
Тема двух поколений, отражающая сюжет романа “Отцы и дети”, была подсказан Тургеневу ожесточенной идеологической борьбой между либералами и демократами. Во время работы над романом И.С. Тургенев учел и отразил не только нашумевший спор о двух поколениях – в романе получили свое отражение многие другие важнейшие события общественно-политической жизни того времени: полемика по вопросам искусства и литературы, споры по вопросам философии, истории и др. 
 
Название романа “Отцы и дети” трактуют по-разному. Некоторые считают, что он отражает общественную идеологию поколений, конфликт аристократов и разночинцев. Другие – что роман Тургенева не исчерпывается одной лишь социальной сферой, он имеет и психологическое звучание. Конечно, проблема отцов и детей - одна из важнейших, это проблема единства развития всего человечества. Только осознание человеком своих корней, своей глубокой духовной связи с прошлым дает ему будущее. Смена поколений - процесс всегда непростой и небезболезненный. “Дети” принимают в наследство от “отцов” весь духовный опыт человечества.  
 
Роман Тургенева построен по принципу психологической пары. Братья Кирсановы как раз составляет такую психологическую пару. Павел Петрович неслучайно назван Писаревым “маленьким Печориным”1. Он действительно не только принадлежит к тому же поколению, но и являет собой “печоринский” тип. “Заметим, что Павел Петрович вообще не отец, а для произведения с таким названием это далеко не безразлично. Павел Петрович - холостая душа, ничего от него “родиться”, произойти не может; именно в этом и заключается все назначение его существования в тургеневском романе”, - комментирует А. Жуков. 
 
По мнению Антонова М.С., новый роман Тургенева дает нам все то, чем мы привыкли наслаждаться в его произведениях. Художественная отделка безукоризненно хороша; характеры и положения, сцены и картины нарисованы так наглядно и в то же время так мягко, что самый отчаянный отрицатель искусства почувствует при чтении романа на кое-то непонятное наслаждение, которого не объяснишь пи занимательностью рассказываемых событий, ни по разительной верностью основной идеи. Роман Тургенева, кроме своей художественной красоты, замечателен еще тем, что он шевелит ум, наводит на размышления, хотя сам по себе не разрешает никакого вопроса и даже освещает ярким светом не столь выводимые явления, сколько отношения автора к самым явлениям. ...3 
 
Н. Страхов в статье «Асмодей нашего времени» выразил критическое отношение о романе «Отцы и дети»: «О нравственном характере и нравственных качествах героя и говорить нечего; это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит и преследует все, начиная от своих родителей, которых он терпеть не может, и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью. Никогда ни одно чувство не закрадывалось в его холодное сердце; не видно в нем и следа какого-нибудь увлечения и страсти; самую ненависть он отпускает рассчитано, по гранам. Вообще в художественном отношении роман совершенно неудовлетворителен, чтобы не сказать более из уважения к таланту г. Тургенева, к его прежним заслугам и к его многочисленным почитателям. Общей нити, общего действия, которое связывало бы все части романа, нет; все какие-то отдельные рапсодии. ..отцам он отдает полное преимущество во всем и всегда старается возвысить их за счет детей. ... Роман есть не что иное, как беспощадная и тоже разрушительная критика молодого поколения. 
 
Это показывает, что новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном от ношении.., в новом произведении г. Тургевева нет... психологического анализа.., нет художественных изображений картин природы, которыми, действительно, нельзя было не залюбоваться... В «Отцах и детях» он скупится на описание, не обращает внимания на природу. В романе, за исключением одной старушки, нет ни одного живого лица и живой души, а все только от влеченные идеи и разные направления, олицетворенные а названные собственными именами. Главного своего героя и его приятелей он презирает и ненавидит от всей души. 
 
‚‚‚: (Базаров) не живая личность, а карикатура, чудовище с крошечной головой и гигантским ртом, с маленьким лицом и пребольшим носом, и притом карикатура самая злостная. (Из статьи «Асмодей нашего времени» Н. Н. Страхов)4 
 
Таким образом, можно сделать вывод, что несмотря на противоречивую критику роман И.С. Тургенева построен так, что в нем соединены повествования и биографии основных героев, которые, несомненно, отражают эпоху того времени.

 

 

1.2.Смысл названия и проблематика романа Тургенева "Отцы и дети"

Смысл названия и проблематика романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" Самые значительные произведения русской литературы XIX века отличаются постановкой важнейших социальных, философских, этических вопросов своего времени. Богатство проблематики составляет одно из главных качеств, характерных для произведений русской классической литературы. Это качество наглядно проявляется в их заглавиях, часто выражающих в обобщенной форме суть

поднимаемых проблем. Особую группу составляют заглавия, заключающие в себе антитезы: "Война и мир", "Преступление и наказание", "Волки и овцы". Сюда же относится и роман "Отцы и дети" И. С. Тургенева. Этим названием в первую очередь подчеркивается конфликт отцов и детей, старого и нового, смены поколений – проявление всеобщей жизненной закономерности

Столкновение главных героев выявляет глубочайшее различие всего их мировоззрения, пропасть между поколениями. Преобразования необходимы, но кто будет совершать эти преобразования? Чтобы это понять, мы рассматриваем 2 лагеря, представленные в романе, – "лагерь отцов" и лагерь "детей". В лагерь "отцов" прежде всего входят Павел и Николай Петрович Кирсановы, старшие Базаровы, тогда как в "лагерь детей" –

Евгений Базаров, Аркадий Кирсанов, Анна Сергеевна Одинцова. Так кому же из них под силу совершить преобразования в обществе? Пожалуй, самым ярким представителем лагеря Отцов по праву можно считать Павла Петровича Кирсанова. Он уверен в себе, прямолинеен, внутренне он очень похож на Базарова, хоть и всеми силами отрицает это. Казалось бы, замечательная кандидатура для человека, который

будет совершать эти самые преобразования. Но если присмотреться чуть получше, мы увидим, что Павел Петрович разочарован в жизни, какие уж тут преобразования. Он не выдержал "испытания любовью". Если в начале мы еще видим его живым, хоть чем-то еще интересующимся, то в конце он просто "живой мертвец". "Он все еще шумит понемножку: недаром же он был некогда львом; но жить ему тяжело…

 

Тяжелей, чем он сам подозревает…Стоит взглянуть на него в русской церкви, когда, прислонясь в сторонке к стене, он задумывается и долго не шевелится, горько стиснув губы, потом вдруг опомнится и начнет почти незаметно крестится…" Вывод очевиден: Павел Петрович не сможет совершать преобразования, ему это не под силу да и не нужно – его теперь вообще мало что волнует. Николай Петрович – да, конечно, он трудолюбив и добр к людям, неравнодушен к природе и к музыке и в

этом смысле гораздо больше выражает суть своего поколения, нежели Павел Петрович. Однако он слишком мягок, деликатен и нерешителен, он всегда стремится к компромиссу, боясь пойти против чьей-то воли. Это, с одной стороны, разъединяет его с сыном, а с другой стороны служит основой их взаимопонимания. Николай Петрович типичный представитель своего времени, он не исключение, такой, как многие – из обычной дворянской семьи, получивший обычное для того времени образование, женившийся

по любви и живший в своей деревне "хорошо и тихо". Он не преуспевает в хозяйственной деятельности, не живет, подобно брату, воспоминаниями яркой и бурной молодости. В общем, можно сказать, что, несмотря на его попытки "поспевать за Аркадием", Николай Петрович тоже не сможет совершать преобразования – уж слишком он мягок и деликатен, да и не нужны они ему, эти преобразования – разве ж плохо ему живется в своем скромном уголке, тихо

и мирно? Родители Базарова? Мне кажется, что они не имели собственного мнения, а если имели, то предпочитали его не высказывать. Они всегда полагались на своего сына, доверяли ему. И неизвестно еще, что будет после его смерти, как они будут жить дальше без этого "авторитета". А самим им не под силу совершать какие-либо преобразования. Итак, "лагерю отцов" преобразований не совершить. "

 

Лагерь детей" состоит из таких людей, как Базаров, Аркадий, Одинцова. Под силу ли им совершить эти преобразования? Сложно ответить однозначно – возможно, если бы они захотели, то могли бы все изменить, ведь они молоды и полны сил. Но если рассмотреть каждого из них по отдельности, то становится понятно, что это практически невозможно. Аркадий, конечно, умен, деятелен, полон сил, но он постоянно мечется меж двух огней –

Базаровым и своим отцом и дядей. С одной стороны он ученик Базарова и очень его уважает, с другой – преданный сын своего отца, к которому относится с любовью и даже пытается поддерживать отца в его начинании "поспеть за новым поколением". Одинцовой же не особо важны эти преобразования, она готова подстроится под любую обстановку. Даже замуж она выходит "не по любви, но по убеждению, за одного из будущих русских деятелей, человека

очень умного, законника, с крепким практическим смыслом, твердою волей и замечательным даром слова человека еще молодого, доброго и холодного, как лед"… Остается Базаров. Казалось бы, он умен, деятелен и вполне готов к большим свершениям, но "для того, чтобы строить, надо сначала место расчистить", а что он может один? В целом "лагерь детей" оказался не готов к преобразованиям.

Они не знали, с чего начинать, да и "место" для этих преобразований "расчищено" не было. Но у заглавия романа "Отцы и дети" есть и другой смысл, более глубокий, в котором выдвигаются "вечные" темы. Приземленный быт и вечные философские вопросы сталкиваются в романе, делая его более жизненным, но и более сложным. Не случайно начинается роман точной датой (18 мая 1859 года), а заканчивается словами о "вечном примирении и о жизни бесконечной ".

Это есть философское значение романа. Также существует довольно распространенное мнение, выраженное критиком Д.И. Писаревым. Он считал, что явления жизни, показанные в "Отцах и детях", очень близки современному поколению, так близки, что все "наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа". По словам критика, весь смысл романа заключался в том, что "теперешние молодые люди увлекаются

Информация о работе Роман “Отцы и дети” в Русской критике