Романс в русской литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:53, реферат

Краткое описание

Романс возник в Испании в средние века и первоначально обозначал бытовую песню на испанском («романском» ) языке, в отличие от латинских песнопений. В XVI веке романсами начали называться любовные, шуточные и сатирические песни с инструментальным сопровождением. В Германии и романс и песня объединялись названием Lied, замечательные образцы которой создали Гайдн и Моцарт.

Вложенные файлы: 1 файл

Romans_muz.docx

— 14.52 Кб (Скачать файл)

Романс

1)Романс возник в Испании в средние века и первоначально обозначал бытовую песню на испанском («романском» ) языке, в отличие от латинских песнопений. В XVI веке романсами начали называться любовные, шуточные и сатирические песни с инструментальным сопровождением. В Германии и романс и песня объединялись названием Lied, замечательные образцы которой создали Гайдн и Моцарт.

2)Первый цикл романсов  принадлежит Бетховену («К далекой  возлюбленной»).

3)В начале XIX в. романс как лирический жанр, способный передать богатый и разнообразный внутренний мир человека, привлекал крупнейших композиторов. Большое внимание уделяли романсу композиторы-романтики: Вебер, Шуберт, Шуман. Позднее этот жанр развили Брамс, Вольф, Малер, Форе, Шарпантье, Дебюсси, Григ и др.

5)В России предшественницей романса была «российская песня» 2-й полов. XVIII в., представленная творчеством Ф. Дубянского и О. Козловского. В 1-й полов. XIX в. повсеместно распространился лирический бытовой романс, сформировавшийся на волне веяний русского романтизма — детище городской культуры, впитавший достижения русской народные песни, а также некоторые черты украинской и цыганской песни.

6)Вначале романс носил следы салонной сентиментальности, но вскоре в нем победили демократические элементы; в него включаются ритмы танцев — вальса, мазурки, болеро; он тесно сближается с поэзией Жуковского, Баратынского, Батюшкова, Пушкина. «Золотым веком» русского романса было начало XX века, когда работали такие крупные и самобытные исполнители как А. Вертинский, В. Панина, А. Вяльцева, Н. Плевицкая. Их последователями были Алла Баянова, Пётр Лещенко, позднее – Тамара Церетели, Вадим Козин, Изабелла Юрьева. Создатели классического русского романса — Глинка, а также его современники — Алябьев, Верстовский, Варламов, Гурилев. В дальнейшем романсу уделяли большое внимание почти все русские композиторы. 
 
7)С определённой долей условности можно отличить три основных стиля исполнения романсов: академический (оперно-классический), эстрадный и цыганский. Исполнители чистого академического стиля довольно часто используют замечательный жанр романса и его очаровательную музыку преимущественно для демонстрации своих превосходных голосовых данных. Исполнители эстрадного стиля уделяют больше внимания выражению лирико-драматических чувств, заключённых в поэтическом тексте и музыке романса. Исполнители цыганского стиля делают упор на вокальные приёмы цыганской манеры пения… 
 
...Городской или бытовой романс интимен, порой мелодраматичен, но не слащав, живое чувство любящей души бьется в нем, переживая эпохи, пристрастия вождей. Романс как жанр зародился в среде разночинцев, мелкого чиновничества, в нем – сердце “униженных и оскорбленных” кем бы то или чем бы то ни было – судьбой, разлюбившей женщиной, увядающей природой; в нем – стремление быть верным любовной клятве, в нем та жизнь человека, которая невыразима ни в каком ином искусстве. Потому романс порой становится безысходной драмой, оставаясь преисполненным сентиментального чувства.  
 
Романс зарождался и развивался в ресторанах, кабаках, в квартирах композиторов. Например, у знаменитого А. Дюбюка, автора популярного “Не лукавьте”, дружившего с драматургом А. Островским, братьями Рубинштейнами… 
 
...Если принять, что романс - это не только текст и ноты, а именно то, что входит в наши уши и души, то соавторами романса являются исполнитель-вокалист и музыкальное сопровождение. В этом смысле разные исполнения создают разный «конечный продукт». В упрощённой схеме потенциальное художественное и эмоциональное воздействие романса на слушателя определяется основными его компонентами в следующей пропорции:  
 
Музыка – 30%  
Текст – 20%  
Исполнение – 35%  
Аккомпанемент – 15% ...


Информация о работе Романс в русской литературе