Рассказы толстого для детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 12:31, контрольная работа

Краткое описание

60-70-е годы в России - это новый этап в формировании и развитии художественно-реалистической литературы для детей. Исключительная роль в становлении детской литературы в России принадлежит Льву Николаевичу Толстому (1828-1910г) Его повести «Детство», «Отрочество», Севастопольские рассказы» издались для детей с 1856. Печатались отдельными главами в хрестоматиях, в приложениях к детским журналам.



Учебной педагогической деятельностью, озабоченной просвещением народа, образованием крестьянских детей, писатель в начале 60-х годов печатался в журнале «Ясная поляна» статьи на педагогические темы, а приложениях к нему рассказы для детей. Для маленьких писателей Толстой продолжал писать и после закрытия журнала.

Содержание

1. Введение.

2. Рассказы Толстого для детей.

3. Повести писателя детям.

4. Заключение.

5. Список Литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по детской литературе.docx

— 19.36 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа

По  Детской Литературе

Тема: Рассказы Толстого для  детей

План:

1. Введение.

2. Рассказы Толстого  для детей.

3. Повести писателя  детям. 

4. Заключение.

5. Список Литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Введение.

 

60-70-е годы в  России - это новый этап в формировании  и развитии художественно-реалистической  литературы для детей. Исключительная  роль в становлении детской  литературы в России принадлежит  Льву Николаевичу Толстому (1828-1910г)  Его повести «Детство», «Отрочество», Севастопольские рассказы» издались  для детей с 1856. Печатались  отдельными главами в хрестоматиях, в приложениях к детским журналам. 

Учебной педагогической деятельностью, озабоченной просвещением народа, образованием крестьянских детей, писатель в начале 60-х годов печатался  в журнале «Ясная поляна» статьи на педагогические темы, а приложениях  к нему рассказы для детей. Для  маленьких писателей Толстой  продолжал писать и после закрытия журнала.

2.Рассказы  Толстого для детей. 

В 1872 г. вышла в  свет «Азбука» Л.Н. Толстого. Книга включала собственно азбуку, произведения для  русского и славянского чтения, арифметику и руководство для учителя. «Горды мои мечты об этой - «Азбуке», - писал  Л.Н. толстой Страхову, - по этой «Азбуке» только учиться два поколения  русских всех детей от царских  до мужитских, и первые впечатления  получают от нее…» 

Однако педагогическая критика сурово встретила «Азбуку» Толстого. Книга не была рекомендована  для народных школ, т.к. нарушала принятую официальную систему в народном образовании. 

Писатель болезненно воспринял отрицательное отношение  к его четырнадцатилетнему напряженному труду. «Я вполне убежден, что «Азбука» моя есть необыкновенно хорошая  и ее не поняли, - утверждал он. Тем  не менее, писатель переработал ее, выпустив «Новую азбуку» и отдельно «Русские книги для чтения» в  четырех частях (1875). «Русские книги  переиздавались много раз и до сих пор сохраняют свою ценность, как в отдельных изданиях, так и выборочно в учебных книгах для чтения школьников. Не «два поколения», как полагал Толстой, а десятки их получили и получают первые поэтические впечатления о жизни из его произведений. 

Созиданию произведений для детей предшествовало глубокое изучение художником запросов, интересов  и языка крестьянских ребят. С  этой целью Толстой даже занялся  совместно с детьми творческой работой, о чем он писал в статье «Кому  у кого учиться писать: крестьянским детям у нас, или нам у крестьянских детей?». Толстой, несомненно, идеализировал способности крестьянских детей. 

Тем не менее, подобный эксперимент помогал писателю глубже проникать в психологию ребенка-читателя, в его восприятии окружающего мира. Он ставил перед собой задачу расширить кругозор крестьянских детей, воспитать в них стремление к знаниям, высокие нравственные качества: правдивость, честность, трудолюбие, любовь к родине, к своему народу, внушить отвращение к жадности, трусости, равнодушию, лени, невежеству. «Напрасно думают, что дети не любят морали, - писал Толстой - ребенок любит мораль, но только умную, а не глупую, и не в форме поучения, а как невидимый и ощутимый результат, не слова, а действия являются руководящими принципами». Ни одну мысль Толстой не выразил в произведениях открыто, обнажено, разве, что в форме пословицы, в заглавии «Охота пуще не воли» или в конце произведения («Два раза не умирать, а раз не миновать»). 

Известны различные  жанры произведений писателя для  детей: рассказ, быль, очерк, рассуждения, сказка, басня и др. 

Для работы над произведением  для детей Толстой привлек  обширный фольклорный материал, как  русский, так и иностранный (арабский, индийский, персидский), а так же литературные источники (басни Эзопа, сказки Ш. Перо, Андерсена и др.) но основой его произведений была русская  действительность, русское народное творчество: пословицы, былины, сказания, легенды. 

Главный персонаж детских  рассказов Толстого - крестьянский ребенок («Филиппок», «Девочка и грибы», «Пожар»). 

Крестьянские дети в рассказах умны, догадливы, чутки, отзывчивы, настойчивы, трудолюбивы. Эти  качества детей Толстой раскрывает в их поступках, действиях, отношений  к окружающим.  

Один из привлекательных  образов - любознательный, настойчивый  мальчик Филиппок Мальчик преодолевает все трудности и достигает  цели - его принимают в школу  учиться. Многие рассказы писателя вызывают у юного читателя сопереживания  «Акула», «Прыжок» «Котенок» и др. высокого психологического накала в  этих рассказах достигает Толстой  Быстрым развитием сюжета. В рассказе «Акула» за двумя плавающими в  океане мальчиками погналась акула. Выручает героев находчивость, самообладание  отца одного из мальчиков - офицера - артиллериста, метко выстрелившего из корабельной  пушки в аулу. 

Во многих рассказов  Толстого изображены правдивые картины  сурового крестьянского быта («Пожар», «Корова», «Солдаткино житье» и т.д.) 

Велика Толстого заслуга в создании научно-популярных произведений для детей. Вместо длинных  скучных татей писатель обращается к описаниям и рассуждениям, занимательным  историям, живым ответам на детские вопросы: «от чего, как». 

Писатель знакомит маленьких детей с явлениями  природы, с особенностями животного  мира, дает им элементарные сведения из области физики и химии. Он стремился  воспитать в детях вдумчивое  чуткое отношение к родной природе. Даже в научной книге Толстой  проявляет себя как художник, внося  в нее, по выражению С. Маршака  «живой голос», «живые наблюдения» («Заяц», «Русак», «Орел», «Лебедь» и др.) 

Толстой писал короткими  предложениями, применяя главным образом  имя существительное и глагол, не допуская причастных форм. Л.Н. Толстой  написал для детей 629 произведений, но в «Русской книге для чтения»  поместил лишь 373, остальные были впервые напечатаны уже во второй половине 20 века в полном собрании сочинений писателя в 93 томах.

3.Повести  писателя детям.

В круг детского чтения вошли и написанные не для юных читателей повести Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность», «Молодость»  Последняя часть «Молодость»  не закончена писателем.

Несомненно, в повестях Толстого изображены афтобиаграфические моменты, но писатель решительно протестовал, когда повесть «Детство» была напечатана в журнале «Современник» под заглавием «История моего детства» за подписью Л. Н. Толстого. Автору не хотелось, чтобы читающая публика могла воспринять его повести как документ о жизни какого-то конкретного частного лица. Произведения писателя для детей стали образцами художественного мастерства. Вслед за повестями Толстого появляются автобиографические  произведения  С. Т. Аксакова « Детские годы  Багрова - Внука», «Детство Темы», «Гимназисты» Н. Гарина-Михайловского,  «Детство» А. М. Горького.

4.Заключение.

Творчество Л. Н. Толстого для детей открыло и утвердило  новую эпоху в детской художественно  – реалистической литературе и оказало  исключительно сильное влияние  на дальнейшее развитие детской литературы. Произведения писателя  для детей, его автобиографические  повести  стали образцами  художественного мастерства.

5.Список  литературы.

 

1. Борщевская А. Толстой для детей - В книге: Вопросы детской литературы.

2. Николаева В.О.  О языке детских рассказов  Л.Н. Толстого - в книге «О литературе  для детей»

3. Детская литература  М.П. 1977.

4. Детская литература. Ред. Сетин.

5. Детская литература. Ред. А.В. Терновского.


Информация о работе Рассказы толстого для детей