Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 12:31, контрольная работа
60-70-е годы в России - это новый этап в формировании и развитии художественно-реалистической литературы для детей. Исключительная роль в становлении детской литературы в России принадлежит Льву Николаевичу Толстому (1828-1910г) Его повести «Детство», «Отрочество», Севастопольские рассказы» издались для детей с 1856. Печатались отдельными главами в хрестоматиях, в приложениях к детским журналам.
Учебной педагогической деятельностью, озабоченной просвещением народа, образованием крестьянских детей, писатель в начале 60-х годов печатался в журнале «Ясная поляна» статьи на педагогические темы, а приложениях к нему рассказы для детей. Для маленьких писателей Толстой продолжал писать и после закрытия журнала.
1. Введение.
2. Рассказы Толстого для детей.
3. Повести писателя детям.
4. Заключение.
5. Список Литературы.
1. Введение.
2. Рассказы Толстого для детей.
3. Повести писателя детям.
4. Заключение.
5. Список Литературы.
60-70-е годы в
России - это новый этап в формировании
и развитии художественно-
Учебной педагогической деятельностью, озабоченной просвещением народа, образованием крестьянских детей, писатель в начале 60-х годов печатался в журнале «Ясная поляна» статьи на педагогические темы, а приложениях к нему рассказы для детей. Для маленьких писателей Толстой продолжал писать и после закрытия журнала.
В 1872 г. вышла в
свет «Азбука» Л.Н. Толстого. Книга включала
собственно азбуку, произведения для
русского и славянского чтения, арифметику
и руководство для учителя. «Горды
мои мечты об этой - «Азбуке», - писал
Л.Н. толстой Страхову, - по этой «Азбуке»
только учиться два поколения
русских всех детей от царских
до мужитских, и первые впечатления
получают от нее…»
Однако педагогическая
критика сурово встретила «Азбуку»
Толстого. Книга не была рекомендована
для народных школ, т.к. нарушала принятую
официальную систему в народном
образовании.
Писатель болезненно
воспринял отрицательное
Созиданию произведений
для детей предшествовало глубокое
изучение художником запросов, интересов
и языка крестьянских ребят. С
этой целью Толстой даже занялся
совместно с детьми творческой работой,
о чем он писал в статье «Кому
у кого учиться писать: крестьянским
детям у нас, или нам у крестьянских
детей?». Толстой, несомненно, идеализировал
способности крестьянских детей.
Тем не менее, подобный
эксперимент помогал писателю глубже
проникать в психологию ребенка-читателя,
в его восприятии окружающего мира. Он
ставил перед собой задачу расширить кругозор
крестьянских детей, воспитать в них стремление
к знаниям, высокие нравственные качества:
правдивость, честность, трудолюбие, любовь
к родине, к своему народу, внушить отвращение
к жадности, трусости, равнодушию, лени,
невежеству. «Напрасно думают, что дети
не любят морали, - писал Толстой - ребенок
любит мораль, но только умную, а не глупую,
и не в форме поучения, а как невидимый
и ощутимый результат, не слова, а действия
являются руководящими принципами». Ни
одну мысль Толстой не выразил в произведениях
открыто, обнажено, разве, что в форме пословицы,
в заглавии «Охота пуще не воли» или в
конце произведения («Два раза не умирать,
а раз не миновать»).
Известны различные
жанры произведений писателя для
детей: рассказ, быль, очерк, рассуждения,
сказка, басня и др.
Для работы над произведением
для детей Толстой привлек
обширный фольклорный материал, как
русский, так и иностранный (арабский,
индийский, персидский), а так же
литературные источники (басни Эзопа,
сказки Ш. Перо, Андерсена и др.) но
основой его произведений была русская
действительность, русское народное
творчество: пословицы, былины, сказания,
легенды.
Главный персонаж детских
рассказов Толстого - крестьянский
ребенок («Филиппок», «Девочка и грибы»,
«Пожар»).
Крестьянские дети
в рассказах умны, догадливы, чутки,
отзывчивы, настойчивы, трудолюбивы. Эти
качества детей Толстой раскрывает
в их поступках, действиях, отношений
к окружающим.
Один из привлекательных
образов - любознательный, настойчивый
мальчик Филиппок Мальчик преодолевает
все трудности и достигает
цели - его принимают в школу
учиться. Многие рассказы писателя вызывают
у юного читателя сопереживания
«Акула», «Прыжок» «Котенок» и др.
высокого психологического накала в
этих рассказах достигает Толстой
Быстрым развитием сюжета. В рассказе
«Акула» за двумя плавающими в
океане мальчиками погналась акула.
Выручает героев находчивость, самообладание
отца одного из мальчиков - офицера - артиллериста,
метко выстрелившего из корабельной
пушки в аулу.
Во многих рассказов
Толстого изображены правдивые картины
сурового крестьянского быта («Пожар»,
«Корова», «Солдаткино житье» и т.д.)
Велика Толстого
заслуга в создании научно-популярных
произведений для детей. Вместо длинных
скучных татей писатель обращается
к описаниям и рассуждениям, занимательным
историям, живым ответам на детские вопросы:
«от чего, как».
Писатель знакомит
маленьких детей с явлениями
природы, с особенностями животного
мира, дает им элементарные сведения из
области физики и химии. Он стремился
воспитать в детях вдумчивое
чуткое отношение к родной природе.
Даже в научной книге Толстой
проявляет себя как художник, внося
в нее, по выражению С. Маршака
«живой голос», «живые наблюдения» («Заяц»,
«Русак», «Орел», «Лебедь» и др.)
Толстой писал короткими предложениями, применяя главным образом имя существительное и глагол, не допуская причастных форм. Л.Н. Толстой написал для детей 629 произведений, но в «Русской книге для чтения» поместил лишь 373, остальные были впервые напечатаны уже во второй половине 20 века в полном собрании сочинений писателя в 93 томах.
В круг детского чтения вошли и написанные не для юных читателей повести Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность», «Молодость» Последняя часть «Молодость» не закончена писателем.
Несомненно, в повестях Толстого изображены афтобиаграфические моменты, но писатель решительно протестовал, когда повесть «Детство» была напечатана в журнале «Современник» под заглавием «История моего детства» за подписью Л. Н. Толстого. Автору не хотелось, чтобы читающая публика могла воспринять его повести как документ о жизни какого-то конкретного частного лица. Произведения писателя для детей стали образцами художественного мастерства. Вслед за повестями Толстого появляются автобиографические произведения С. Т. Аксакова « Детские годы Багрова - Внука», «Детство Темы», «Гимназисты» Н. Гарина-Михайловского, «Детство» А. М. Горького.
Творчество Л. Н. Толстого
для детей открыло и утвердило
новую эпоху в детской
1. Борщевская А. Толстой для детей - В книге: Вопросы детской литературы.
2. Николаева В.О. О языке детских рассказов Л.Н. Толстого - в книге «О литературе для детей»
3. Детская литература М.П. 1977.
4. Детская литература. Ред. Сетин.
5. Детская литература. Ред. А.В. Терновского.