Рассказы и сказки Л.Толстого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 10:02, доклад

Краткое описание

Лев Николаевич Толстой - один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей, почитаемый многими как один из величайших писателей мира. Творчество его представляет большой интерес, как для взрослых, так и для детей. Толстой очень серьезно относился к написанию маленьких сказок для детей, много трудился над ними. Сказки и рассказы Льва Николаевича и по сей день находятся в книгах для чтения в начальной школе.

Вложенные файлы: 1 файл

сказки.docx

— 19.70 Кб (Скачать файл)

Лев Николаевич Толстой - один из наиболее широко известных русских писателей  и мыслителей, почитаемый многими  как один из величайших писателей  мира.

Творчество его представляет большой интерес, как для взрослых, так и для детей.

Толстой очень серьезно относился  к написанию маленьких сказок для детей, много трудился над ними. Сказки и рассказы Льва Николаевича и по сей день находятся в книгах для чтения в начальной школе.

Отличительными чертами  написанных Толстым сказок для чтения были высокая  выразительность и простота, абсолютно полная доступность детскому разуму, замечательный русский язык.

Сюжеты сказок, в основном, взяты из русской жизни, из жизни  деревни. Данные по природоведению, истории  даны в простой форме сказок и  художественных рассказов.

Большинство рассказов  посвящены нравственной теме и воспитанию и занимают, порой, всего несколько  строк. В них содержатся намеки, из которых читателям необходимо уметь  извлечь добрые, хорошие, нравственные уроки.

 

Великий писатель умел и  любил разговаривать с детьми. Он и взрослых стремился направить  на путь нравственного самосовершенствования, а детям умел ненавязчиво подсказать правильные модели поведения.

Раскроем книгу «Рассказы  и сказки» Л. Н. Толстого и отберем  то, что доступно пониманию малыша. Скажем, «Сливовая косточка». Немудреный и даже не очень сказочный сюжет, но прием так называемого открытого  конца дает возможность не просто прочесть материал, а побудить ребенка  самостоятельно делать выводы.

Спросите у него: «Как ты думаешь, почему Ваня заплакал?»  – и малыш (сам или с вашей  помощью) обоснует мотивацию поступка: «Он заплакал, потому что ему стало  стыдно – ведь Ваня соврал!» Ребенок на материале сказки Л. Н. Толстого не только слышит красивую русскую речь и воспринимает сюжет, он осваивает одновременно две истины: лучше не нарушать запретов, наложенных взрослым, но если ты уже сделал что-то не так – лучше честно рассказать об этом, а то получится как у Вани: обман раскрылся, все над тобой смеются, ой, какой стыд!

Любая из сказок Л. Н. Толстого несет в себе огромный воспитательный заряд. И рассматриваемые им ситуации не устаревают, эти истины вечны. Маленькая  сказочка «Старик и яблоня» учит наших малышей, можно сказать, суперсовременным вещам: когда что-то делаешь, думай  не только о настоящем, но и о будущем, старайся оставить о себе добрую память, не будь эгоистом, занятым только собою!

В сказках Л. Н. Толстого второй слой лежит близко к поверхности, ребенок легко улавливает нравственную сторону повествования и делает её нормой своей жизни. Да, в жизни  всё не так просто, но тот, кто  взрастил в себе нравственное начало, сумеет преодолеть многие трудности.

Язык сказок Л. Н. Толстого не переусложнен, дети быстро запоминают их содержимое и охотно возвращаются к любимым произведениям еще  и еще раз. Родителей это не должно настораживать, это характерно для дошкольного возраста. Положа руку на сердце, скажем себе: «Лев Толстой  куда полезней современных стрелялок, поэтому не стоит жалеть времени на приобщение малыша к хорошей литературе!»

 

Л.Н.Толстой несомненно является самой масштабной и значительной, больше всего внесшей нового в литературу для детей и о детях. 
В его творчестве отчетливо намечаются два основных направления, два русла развития “детской” темы, содержащие в себе различные подходы к предмету и отражающие творческие искания писателя различных периодов его жизни. Первая группа - это произведения Толстого о детях. К ним относятся прежде всего повести “Детство”, “Отрочество” и “Юность”. В анализе “Детства”, который будет предложен в этой главе, будет сделана попытка показать, что нового сумел привнести Л.Н.Толстой в литературу о детях. 
Другая несомненная заслуга Л.Н.Толстого в развитии детской темы состоит в создании им развернутого цикла произведений для детей, к которым относятся “Азбука”, “Новая азбука”, “Книги для чтения” и повесть “Кавказский пленник”. 
На примере художественного наследия Л.Н.Толстого отчетливо видны сюжетные, стилистические и композиционные отличия его произведений для детей и произведений о детях, затрагивающие все пласты идейного и языкового устройства произведения. 
Л.Н.Толстому первому принадлежит попытка выработки универсального языка для детских произведений - лаконичного, емкого, выразительного, и особой стилистической организации детской прозы, учитывающей тип и темпы психологического развития ребенка. В языке Толстого отсутствуют подделки под народный язык и язык детей, присутствуют народно-поэтические зачины и конструкции. Тщательный отбор лексики сочетается в нем с учетом возраста адресата, организацией речи повествования. Таким образом, Л.Н.Толстым учитываются все три необходимых пласта собственно детской литературы, отличающих ее от литературы взрослой: сюжетно-композиционный, языковой и психологический.1 
Композиционный и сюжетный строй детских рассказов Л.Н.Толстого, вошедших в “Азбуку” и “Новую азбуку”, также разворачивается в соответствии с детским восприятием окружающего мира. Можно даже говорить о том, что писатель формирует новые сюжетные каноны детской литературы, включающие в себя такие принципы, как драматичность, отсутствие развернутых описаний, усиленный эмоциональный фон, стремительность действия, зрительность повествовательных картин и универсальную обобщенность образов. Данное сюжетное решение позволяет, не утомляя внимания ребенка, оптимально решать задачи обучения и формирования детского характера. 
Кроме того, проза Л.Н.Толстого обладает тщательно продуманным психолого-педагогическим воздействием. В частности, она строится с учетом того, что детское сознание не принимает прописной морали и не может учиться на отвлеченно-абстрактных примерах, поэтому литература для детей в лучших своих проявлениях исключает прямолинейные поучения.

 

Сказки, созданные Л. Толстым, часто имеют научно-познавательный характер. Одушевление предметов, волшебно-сказочная форма помогают усваивать географические понятия: «Шат Иванович не послушал отца, сбился с пути и пропал. А Дон Иванович слушал отца и шел туда, куда отец приказывал. Зато он прошел всю Россию и стал славен» («Шат и Дон»).

Сказка «Волга и Вазуза» привлекает внимание ребенка спором двух сестер-рек: «Были две сестры: Волга и Вазуза. Они стали спорить, кто из них умнее и кто лучше проживет». Эта сказка учит рассуждать и делать правильные выводы.

Сказки Толстого рассчитаны на то, чтобы облегчить запоминание научного материала. Этому принципу подчинены многие произведения «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения». В предисловии к «Азбуке» Толстой пишет: «Вообще давайте ученику как можно больше сведений и вызывайте его на наибольшее число наблюдений по всем отраслям знания; но как можно меньше сообщайте ему общих выводов, определений, подразделений и всякой терминологии»'.

Л. Толстой терпеливо перерабатывал свои рассказы изведения для учебных книг. Его сын вспоминал: «Он в то время составлял «Азбуку» и на нас — своих детях — проверял ее. Он рассказывал и заставлял нас излагать эти рассказы своими словами». Лев Толстой впервые сближает стиль научно-популярных и художественных произведений в учебных книгах для детей. В его коротких познавательных сказках и рассказах научность гармонично соединяется с поэтичностью, образностью. Писатель стремился дать детям доступные им сведения о законах природы, советовал, как практически использовать эти законы в крестьянском быту и хозяйстве:

«Есть червь, он желт, он ест  лист. Из червя того шелк».

«Сел рой на куст. Дядя его снял, снес в улей. И стал у  него год целый мед белый».

«Слушай меня, мой пес: на вора лай, к нам в дом не пускай, а детей не пугай и с ними играй».

«Девочка поймала стрекозу и хотела рвать ей ноги. Отец сказал: эти самые стрекозы поют по зорям. Девочка вспомнила их песни и  пустила».

Географические  сведения и описания природных явлений, исторических событий, физических свойств тел даются с учебно-познавательными целями и в то же время художественно. Толстой использует разнообразные методы и приемы изложения; например, рассказы по физике он пишет в виде рассуждения. Так, в рассказе «Тепло» повествование развертывается при помощи вопросов и ответов:

«Отчего стакан лопается, если нальешь в него кипяток? Оттого, что то место, где кипяток, разогревается, растягивается, а то место, где нет кипятка, остается по-прежнему: внизу тянет стакан врозь, а вверху не пускает, и он лопается».

«Тепло», «Сырость», «Отчего в морозы трещат деревья?» и многие другие научно-познавательные рассказы писатель строит в форме диалога, который помогает ребятам анализировать и обобщать, рассуждать и приходить к самостоятельному выводу. Он учит всматриваться в явления природы, изображает их поэтически, используя меткие сравнения. Таков, например, рассказ «Какая бывает роса на траве»: «Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля».


Информация о работе Рассказы и сказки Л.Толстого