Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 10:02, доклад
Лев Николаевич Толстой - один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей, почитаемый многими как один из величайших писателей мира. Творчество его представляет большой интерес, как для взрослых, так и для детей. Толстой очень серьезно относился к написанию маленьких сказок для детей, много трудился над ними. Сказки и рассказы Льва Николаевича и по сей день находятся в книгах для чтения в начальной школе.
Лев Николаевич Толстой - один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей, почитаемый многими как один из величайших писателей мира.
Творчество его представляет большой интерес, как для взрослых, так и для детей.
Толстой очень серьезно относился к написанию маленьких сказок для детей, много трудился над ними. Сказки и рассказы Льва Николаевича и по сей день находятся в книгах для чтения в начальной школе.
Отличительными чертами написанных Толстым сказок для чтения были высокая выразительность и простота, абсолютно полная доступность детскому разуму, замечательный русский язык.
Сюжеты сказок, в основном, взяты из русской жизни, из жизни деревни. Данные по природоведению, истории даны в простой форме сказок и художественных рассказов.
Большинство рассказов посвящены нравственной теме и воспитанию и занимают, порой, всего несколько строк. В них содержатся намеки, из которых читателям необходимо уметь извлечь добрые, хорошие, нравственные уроки.
Великий писатель умел и
любил разговаривать с детьми.
Он и взрослых стремился направить
на путь нравственного
Раскроем книгу «Рассказы
и сказки» Л. Н. Толстого и отберем
то, что доступно пониманию малыша.
Скажем, «Сливовая косточка». Немудреный
и даже не очень сказочный сюжет,
но прием так называемого
Спросите у него: «Как ты думаешь, почему Ваня заплакал?» – и малыш (сам или с вашей помощью) обоснует мотивацию поступка: «Он заплакал, потому что ему стало стыдно – ведь Ваня соврал!» Ребенок на материале сказки Л. Н. Толстого не только слышит красивую русскую речь и воспринимает сюжет, он осваивает одновременно две истины: лучше не нарушать запретов, наложенных взрослым, но если ты уже сделал что-то не так – лучше честно рассказать об этом, а то получится как у Вани: обман раскрылся, все над тобой смеются, ой, какой стыд!
Любая из сказок Л. Н. Толстого несет в себе огромный воспитательный заряд. И рассматриваемые им ситуации не устаревают, эти истины вечны. Маленькая сказочка «Старик и яблоня» учит наших малышей, можно сказать, суперсовременным вещам: когда что-то делаешь, думай не только о настоящем, но и о будущем, старайся оставить о себе добрую память, не будь эгоистом, занятым только собою!
В сказках Л. Н. Толстого второй слой лежит близко к поверхности, ребенок легко улавливает нравственную сторону повествования и делает её нормой своей жизни. Да, в жизни всё не так просто, но тот, кто взрастил в себе нравственное начало, сумеет преодолеть многие трудности.
Язык сказок Л. Н. Толстого не переусложнен, дети быстро запоминают их содержимое и охотно возвращаются к любимым произведениям еще и еще раз. Родителей это не должно настораживать, это характерно для дошкольного возраста. Положа руку на сердце, скажем себе: «Лев Толстой куда полезней современных стрелялок, поэтому не стоит жалеть времени на приобщение малыша к хорошей литературе!»
Л.Н.Толстой несомненно является
самой масштабной и значительной, больше
всего внесшей нового в литературу для
детей и о детях.
В его творчестве отчетливо намечаются
два основных направления, два русла развития
“детской” темы, содержащие в себе различные
подходы к предмету и отражающие творческие
искания писателя различных периодов
его жизни. Первая группа - это произведения
Толстого о детях. К ним относятся прежде
всего повести “Детство”, “Отрочество”
и “Юность”. В анализе “Детства”, который
будет предложен в этой главе, будет сделана
попытка показать, что нового сумел привнести
Л.Н.Толстой в литературу о детях.
Другая несомненная заслуга Л.Н.Толстого
в развитии детской темы состоит в создании
им развернутого цикла произведений для
детей, к которым относятся “Азбука”,
“Новая азбука”, “Книги для чтения”
и повесть “Кавказский пленник”.
На примере художественного наследия
Л.Н.Толстого отчетливо видны сюжетные,
стилистические и композиционные отличия
его произведений для детей и произведений
о детях, затрагивающие все пласты идейного
и языкового устройства произведения.
Л.Н.Толстому первому принадлежит попытка
выработки универсального языка для детских
произведений - лаконичного, емкого, выразительного,
и особой стилистической организации
детской прозы, учитывающей тип и темпы
психологического развития ребенка. В
языке Толстого отсутствуют подделки
под народный язык и язык детей, присутствуют
народно-поэтические зачины и конструкции.
Тщательный отбор лексики сочетается
в нем с учетом возраста адресата, организацией
речи повествования. Таким образом, Л.Н.Толстым
учитываются все три необходимых пласта
собственно детской литературы, отличающих
ее от литературы взрослой: сюжетно-композиционный,
языковой и психологический.1
Композиционный и сюжетный строй детских
рассказов Л.Н.Толстого, вошедших в “Азбуку”
и “Новую азбуку”, также разворачивается
в соответствии с детским восприятием
окружающего мира. Можно даже говорить
о том, что писатель формирует новые сюжетные
каноны детской литературы, включающие
в себя такие принципы, как драматичность,
отсутствие развернутых описаний, усиленный
эмоциональный фон, стремительность действия,
зрительность повествовательных картин
и универсальную обобщенность образов.
Данное сюжетное решение позволяет, не
утомляя внимания ребенка, оптимально
решать задачи обучения и формирования
детского характера.
Кроме того, проза Л.Н.Толстого обладает
тщательно продуманным психолого-педагогическим
воздействием. В частности, она строится
с учетом того, что детское сознание не
принимает прописной морали и не может
учиться на отвлеченно-абстрактных примерах,
поэтому литература для детей в лучших
своих проявлениях исключает прямолинейные
поучения.
Сказки, созданные Л. Толстым, часто имеют научно-познавательный характер. Одушевление предметов, волшебно-сказочная форма помогают усваивать географические понятия: «Шат Иванович не послушал отца, сбился с пути и пропал. А Дон Иванович слушал отца и шел туда, куда отец приказывал. Зато он прошел всю Россию и стал славен» («Шат и Дон»).
Сказка «Волга и Вазуза» привлекает внимание ребенка спором двух сестер-рек: «Были две сестры: Волга и Вазуза. Они стали спорить, кто из них умнее и кто лучше проживет». Эта сказка учит рассуждать и делать правильные выводы.
Сказки Толстого рассчитаны на то, чтобы облегчить запоминание научного материала. Этому принципу подчинены многие произведения «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения». В предисловии к «Азбуке» Толстой пишет: «Вообще давайте ученику как можно больше сведений и вызывайте его на наибольшее число наблюдений по всем отраслям знания; но как можно меньше сообщайте ему общих выводов, определений, подразделений и всякой терминологии»'.
Л. Толстой терпеливо перерабатывал свои рассказы изведения для учебных книг. Его сын вспоминал: «Он в то время составлял «Азбуку» и на нас — своих детях — проверял ее. Он рассказывал и заставлял нас излагать эти рассказы своими словами». Лев Толстой впервые сближает стиль научно-популярных и художественных произведений в учебных книгах для детей. В его коротких познавательных сказках и рассказах научность гармонично соединяется с поэтичностью, образностью. Писатель стремился дать детям доступные им сведения о законах природы, советовал, как практически использовать эти законы в крестьянском быту и хозяйстве:
«Есть червь, он желт, он ест лист. Из червя того шелк».
«Сел рой на куст. Дядя его снял, снес в улей. И стал у него год целый мед белый».
«Слушай меня, мой пес: на вора лай, к нам в дом не пускай, а детей не пугай и с ними играй».
«Девочка поймала стрекозу и хотела рвать ей ноги. Отец сказал: эти самые стрекозы поют по зорям. Девочка вспомнила их песни и пустила».
Географические сведения и описания природных явлений, исторических событий, физических свойств тел даются с учебно-познавательными целями и в то же время художественно. Толстой использует разнообразные методы и приемы изложения; например, рассказы по физике он пишет в виде рассуждения. Так, в рассказе «Тепло» повествование развертывается при помощи вопросов и ответов:
«Отчего стакан лопается, если нальешь в него кипяток? Оттого, что то место, где кипяток, разогревается, растягивается, а то место, где нет кипятка, остается по-прежнему: внизу тянет стакан врозь, а вверху не пускает, и он лопается».
«Тепло», «Сырость», «Отчего в морозы трещат деревья?» и многие другие научно-познавательные рассказы писатель строит в форме диалога, который помогает ребятам анализировать и обобщать, рассуждать и приходить к самостоятельному выводу. Он учит всматриваться в явления природы, изображает их поэтически, используя меткие сравнения. Таков, например, рассказ «Какая бывает роса на траве»: «Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля».