Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 22:20, творческая работа
Работа учит как научить ребёнка мыслить творчески, привить любовь к литературе на уроках литературного чтения в начальной школе.
Как научить ребёнка мыслить творчески?
Как привить любовь к литературе?
Как развить речь учащихся?
«Раскрытие индивидуальных способностей учащихся
через творческую деятельность»
Как научить
ребёнка мыслить творчески?
Как привить любовь к литературе?
Как развить речь учащихся?
Эти вопросы волновали меня всегда, заставляли искать, пробовать что-то. Ответы на них я нашла в программе «Начальная школа XXI века», где одной из определяющих линий в курсе «Литературное чтение» (автор Ефросинина Л. А.) является самостоятельная творческая деятельность ученика, в процессе которой он становится субъектом обучения.
В 1998 году мне представилась возможность
работать по комплекту «Начальная школа XXI века».
Изучив программу и учебно-методический
комплект, пройдя многочисленные курсы
у автора программы, я твердо решила: «Хочу, чтобы мои первоклассники
занимались по этим учебникам!»
С того времени прошло уже 12 лет, три поколения
выпускников, успешно окончивших начальную
школу по данной программе, учатся в старших
классах. А у меня вновь 1 класс. И я совершенно
уверена, что сделала правильный выбор,
что я на верном пути, потому что я горжусь
своими детьми.
Ежедневно школьный звонок призывает
в классы миллионы учителей.
Вот они энергично идут по школьным коридорам,
открывается дверь в класс… и начинается
великое таинство, имя которому – педагогическое
мастерство.
Звонок на урок литературного чтения.
Сколько радости, восторга я вижу в
глазах моих ребят! Нет скучающих, равнодушных!
Сейчас произойдёт чудо! Перед детьми
открывается мир литературы, происходит
становление ученика как
Начиная с 1 класса, провожу уроки в нетрадиционной форме.
Это урок – творчества, имеющий значение педагогической терапии, урок – утренник, урок – сказка. Задания, которые получают учащиеся на таких уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска, действуют на них вдохновляющее, развивают речь.
В сентябре, на первой учебной неделе провожу урок – творчества «Здравствуй, это я!».
Учащиеся работают в круге. На большом
листе бумаги вокруг фотографии класса
обводят свои ладошки. Затем оформляют
ладошку в какой-то образ. После этого
выбирают понравившиеся на листе 3 ладошки,
соединяют с ними свою ладошку линиями.
Получается «созвездие» ладошек, имя которому…
1-Б. Выбираем название коллектива и девиз.
Таким образом, происходит знакомство
детей через творческую деятельность.
Уроки – утренники провожу с использованием
музыки и живописи. Один из уроков был
посвящен поэтической встрече с русской берёзой, вдохновенно
воспетой многими поэтами, художниками
и композиторами. Провожу уроки – утренники
в библиотеке, где ребята инсценируют
произведения, показывают свои первые
книги – самоделки, рисунки со сказочными
героями.
Урок – сказку провожу с использованием
технологии проектной деятельности. Класс
делится на группы, каждая получает своё
задание:
1. представляет сказочные
секреты (присказки, зачины, концовки)
2. рассказывает о сказочных чудовищах
3. знакомит с чудесными искусниками
4. подбирает сказочные формулы,
затем все вместе рисуют получившиеся произведение «Поляне сказок». Коллективная работа позволяет каждому ребёнку приобрести опыт самовыражения. Любой ученик может быть иллюстратором, словесным художником, актёром, режиссёром и даже маленьким писателем. Цель моей работы с детьми – добраться до каждого, до той жилки, с которой начинается его неповторимый талант.
Литературное чтение – это удивительное чудо рождения детских мыслей, чувств, открытие внутреннего мира ребёнка.
Интересен приём – прогнозирование текста, прогнозирование заголовка до чтения. То есть представить, чем может закончиться произведение или, наоборот, после чтения озаглавить текст. Какой простор для фантазии и воображения!
Словесное рисование помогает глубже понять авторский текст, осознать собственное отношение к прочитанному. Это может быть словесный портрет героя литературного произведения: глаза, лицо, мысли, характер или первые шаги в царство природы.
Драматизация – один из распространённых видов детского творчества, самый трудный, но интересный.
Практически на каждом уроке учащиеся читают по ролям, ставят «живые» картины, инсценируют прочитанное (такие задания есть на каждом уроке). Каждый раз мы становимся свидетелями маленького спектакля. После выступления звучат аплодисменты.
В своей работе использую
творческий пересказ, цель которого заключается
в том, чтобы вызвать у учеников эмоциональный
отклик на читаемое произведение. Например,
придумать продолжение сказки. Моя задача
– помочь детям не только поразмышлять
над тем, какие чувства испытывают герои,
но и испытать эти чувства.
Мальчишка не научится любить природу,
пока не пожалеет замерзшего воробья;
девочка не оценит красоты мира, пока не увидит
тихий закат на реке. А вот с таких крошечных
открытий и начинается духовный рост человека.
Речевое творчество. Загадки.
Даю детям определение: «загадка – это
задача, которую надо решить».
Познакомившись со структурой загадки, дети конструируют собственные. Не так-то просто сочинить загадку, как это кажется на первый взгляд.
Стихотворчество. Во 2 главе ввожу понятие «рифма». Здесь мне помогает
игра «Словесный ручеёк». Задание: составьте
словесный ручеёк, пользуясь рифмами,
например: снега – луга… Затем пользуясь
рифмой, сочиняем стихотворения. Детей
радует, увлекает такая работа.
Об уровне развития ребёнка, о полёте его
фантазии можно судить, читая детские
произведения. И пусть не станут мои ученики
писателями и поэтами, но они будут творческими
людьми, потому что в детстве испытали
сладкое чувство радости от того, что сам
сделал, сам придумал, сам сочинил. Уверена,
что учитель должен быть для ребёнка и
плодородной почвой, и живительной влагой,
и тёплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно, тогда раскроются
уникальные способности, данные каждому
ребёнку от рождения. Детское творчество
неисчерпаемо. Наша совместная работа
продолжается.
Задания творческого характера: выделение и чтение отдельных эпизодов, характеристика героев, сравнение героев, их речи, поступков. Затем задания усложняются: сравнение нескольких произведений на одну и ту же тему, сопоставление героев разных произведений – это творческие работы, которые уже носят исследовательский характер.
Например, при сравнении начала сказок дети с первого класса проводят своего рода исследовательский поиск и приходят к выводу, что сказки начинаются по-разному: «Жили-были…», «В некотором царстве…», «Жил на свете…» и т. д. А дальше во втором – четвёртом классах, учащиеся, анализируя сказки, знакомятся с присказкой и разными зачинами сказок.
Конечно, важной задачей уроков литературного чтения является развитие творческих способностей младших школьников. Учитывая, что творчество опирается на воссоздающее воображение и литературно-творческие умения, авторы разработали систему упражнений и заданий, которая позволит шаг за шагом развивать у детей творческую деятельность.
Какие это могут быть шаги?
Например, дети с первого класса учатся пересказывать прочитанное (или прослушанное) произведение.
Давайте, сравним два вида пересказа: просто рассказать сказку или рассказать её с изменением лица рассказчика.
В первом случае это самостоятельная воссоздающая деятельность, во втором – это творческая деятельность.
Доступна ли такая творческая деятельность младшим школьникам?
Да, доступна, и даже первоклассникам. Особенно это хорошо видно, когда дети работают со знакомым произведением.
Например, работа с русской народной сказкой «Колобок» или «Курочка Ряба».
Пересказ сказки «Колобок» от имени Колобка вызывает большой интерес у детей, требует переосмысливания сказки. Наблюдения за детьми показали, что каждый ребёнок пересказывает в этом случае сказку по-своему, внося элементы собственного творчества, добавляя собственные доказательные подробности.
Например, пересказывая встречу Колобка и Волка, ученик придумывает образы этих героев. Творческой работой является и объяснение поступков героев произведения от лица одного из персонажей. Например, предложить детям, чтобы Заяц из сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка» оценивал поступки ЕЖА. Эта работа заставляет по-другому задуматься над содержанием сказки, высказать свою точку зрения.
Высшим уровнем
Работы такого типа должны даваться только по желанию самих учеников. Принуждение совершенно недопустимо.
Автор программы советует вводить творческие работы с первого класса после знакомства с произведениями фольклора. Сами попытки создания собственных произведений на основе фольклорных будут способствовать тому, что ученики в дальнейшем смогут глубже понимать и воспринимать фольклорные традиции в творчестве писателей.
Творческая деятельность учащихся будет развиваться, если с первого класса вводятся задания и упражнения для самостоятельной работы с изучаемым произведением. Система таких вопросов и заданий разработана в тетрадях и учебниках.
Творческие возможности учеников реализуются в неформальном обсуждении поступков персонажей и, конечно, при выполнении таких, например, заданий: представь себя на месте событий, расскажи о герое в другой ситуации, нарисуй его словами, напиши отзыв о книге и т. д.
В 1 классе: создание условий для проявления интереса к словесному творчеству. Участие в коллективном сочинительстве стихов, потешек, небольших сказок;
Разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, сочинение историй с участием литературных героев.
Во 2 классе: сочинение потешек, скороговорок, загадок, небольших сказок, историй;
Продолжить сказку или заменить его конец на другой;
Пересказать сказку от лица одного из персонажей сказки;
Коллективная работа в творческой мастерской;
Создание работ «Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок»;
Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.
В 3 классе: сочинение загадок, потешек, небылиц, забавных историй с героями изученных произведений.
Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчётов.
В 4 классе: написать изложения и сочинения по текстам литературных произведений.
Творческие работы по сопоставлению литературных произведений с аналогичными сюжетами произведений живописи, графики, музыки.
Умения воспроизводить сценические действия, инсценирование произведений или отдельных эпизодов.
Коллективные творческие работы «Мир фольклора», «Любимые книги», «О наших сверстниках».
Как реализовать воспитательные возможности литературы
Дидро.
Вопрос у меня важный и нужный. Действительно, вся литература, особенно русская литература, направлена на воспитание человека как личности, учит человека жить по совести.
Что стоят такие слова:
«Умей жить тогда, когда жизнь становится невыносимой…»
Павел Корчагин из романа Н. Островского «Как закалялась сталь»
«Служить бы рад, прислуживаться – тошно»
Александр Грибоедов «Горе от ума»
«Ты сам свой высший суд, всех строже оценить умеешь ты свой труд»
Александр Пушкин
«Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца»
И так далее. Это я о
том, чему учат умные книги.
А теперь конкретно о том,
что в наших классах можно
сделать по этому вопросу.
Наша задача, задача учителя рекомендовать литературу для внеклассного чтения, формировать «золотую полку» книг для чтения.
Для внеклассного чтения рекомендую прочитать с учениками очень умную и полезную книгу Владимира Галактионовича Короленко «В дурном обществе» или «Дети подземелья». Это одно и то же произведение. Раньше оно изучалось в школе, сейчас её в программе нет. Берём книгу для внеклассного чтения.
Сам Короленко был гоним, всю жизнь его преследовало царское самодержавие. В своих произведениях он стоял за народ, смело боролся с его врагами. Это был человек высокой душевной красоты. Его произведения потрясают сердца людей, зажигают в них жажду лучшего.
Спрос на произведения Короленко со стороны юных читателей возрастает. Дети любят читать его книги «Слепой музыкант», «Сон Макара», «Огоньки».
Итак, книга «Дети подземелья».
После того как учащиеся прочитали эту повесть, задаю вопрос.
Какое значение имела для Васи (сына обеспеченного судьи) дружба с Валеком и Марусей? (обездоленные дети)
Что должны усвоить дети?
1. Что эта дружба имела важное
значение для развития
Если раньше он думал только о себе, то теперь после встречи с этими ребятами, он научился заботиться о других.
В сознании Васи всё-таки зародилось раздумье о неблагополучии жизни. Узнав, что Валек и Маруся – нищие, Вася не отшатнулся от них, а стал им ещё больше сочувствовать, помогать им.
Информация о работе Раскрытие индивидуальных способностей учащихся через творческую деятельность