«Поэтика» Аристотеля «Наиболее известное единственно…»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 18:41, реферат

Краткое описание

В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро, утверждал древнегреческий учёный, философ, энциклопедист и основоположник логики – Аристотель, ученик Платона. Он первым в систематическом виде изложил воззрения на душу. Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из диалектиков древности. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.

Содержание

I. Вступление
В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро… …………………………c.3-5
II. Креативный поиск учёного
1. Калейдоскоп творчества ………... с. 6-7
2. На гребне волны… ………………… с.7-8
III. «Наиболее известное единственно…»
1. Дух «Поэтики»…………………………. с.9
2. Дыхание «Поэтики» ………………… с.10
3. Критическая позиция и взгляды на «Поэтику» Аристотеля …………….. с.11-14
IV. Тезаурус ………………………………. с. 15
V. Список литературы ………………. с.16

Вложенные файлы: 1 файл

Донецкий государственный национальный университет.docx

— 830.71 Кб (Скачать файл)

Понятие в античной философии; термин для обозначения процесса и результата облегчающего, очищающего и облагораживающего воздействия  на человека различных факторов.

Понятие в древнегреческой  эстетике, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека. Термин «катарсис» употреблялся многозначно; в религиозном значении (очищение духа посредством душевных переживаний), этическом (возвышение человеческого разума, облагораживание его чувств), физиологическом (облегчение после сильного чувственного напряжения), медицинском.

Говоря о понятии катарсиса - термине, применявшимся философом в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.

В современной психологии (в частности, в психоанализе, психодраме, телесно-ориентированной терапии) катарсис понимают как индивидуальный или групповой процесс высвобождения психической энергии, эмоциональной разрядки, способствующей уменьшению или снятию тревоги, конфликта, фрустрации посредством их вербализации или телесной экспрессии, ведущих к лечебному эффекту и лучшему пониманию себя.

В философской литературе понятие катарсиса имеет более  полутора тысяч различных толкований. Традиционно трактуется как категория  древнегреческой философии и  эстетики, обозначающая сущность и  эффект эстетического переживания, связанного с очищением души

  Аристотель отмечал  воспитательное и очистительное  значение музыки, благодаря которой  люди получают облегчение и  очищаются от аффектов, переживая  при этом «безвредную радость». (У Аристотеля учение о катарсисе  является уже скрытой полемикой  против Платона, отрицавшего социально-педагогическую  полезность музыки, в частности  трагедии.) Все люди подвержены  ослабляющим аффектам, и, согласно  учению Аристотеля, одной из задач  искусства является безболезненное  возбуждение этих аффектов, приводящее  к катарсису, то есть к разряжению, в результате которого аффекты  [на время] оказываются как  бы удалёнными из души.

С конца XIX века понятие катарсиса  получило значительное распространение  в психологии и психотерапии. В  решающей мере это было обусловлено  использованием его в теории и  психотерапевтической практике И. Брейера и З. Фрейда. Суть метода заключается в введении пациента в гипнотическое состояние, в котором возможно получение информации о патологических воспоминаниях и различных травмирующих переживаниях. В результате реакции пациента на возникшие воспоминания происходит освобождение от патогенных эффектов, а также возможно устранение истерических симптомов. В учении Фрейда термин «катарсис» употреблялся для обозначения одного из методов психотерапии (а именно от реагирования), приводящего к очищению психики от глубинных конфликтов и к облегчению страданий пациентов. Ряд современных психотерапевтических методик и приёмов ориентированы на достижение катарсиса.

Следует отметить, что Аристотель особое внимание в своем трактате уделил термину «перипетия». Это один из существенных элементов драматургии, обозначающий всякий неожиданный поворот в развитии сюжета и усложняющий фабулу. Термин применим к любым формам повествовательного искусства — от рассказов до телесериалов.

В своём трактате «Поэтика»  Аристотель определил перипетию  как «превращение действия в его  противоположность». По словам философа, наряду с узнаванием это важнейший  элемент фабулы. Так, в «Царе Эдипе» Софокла пастух, являющийся, чтобы  открыть Эдипу его происхождение  и тем самым рассеять его страх, достигает своим разоблачением  противоположного эффекта, разрушив безоблачное  незнание главного героя.

Лессинг и многие другие теоретики трагедии приписывали  Аристотелю понимание этого термина  и сами понимали его в смысле кульминации  — того поворотного пункта трагического действия, который определяет собой  начало нисходящей линии повествования (развязки).

 

 

Также, одним из основных принципов эстетики является мимесис, в самом общем смысле — подражание искусства действительности.

Владислав Татаркевич выделяет четыре основных значения для греческого слова в классический период:

первичное (обрядовое)

подражание способу действия природы (Демокрит)

простое копирование (Платон)

творческое воспроизведение (Аристотель)

Аристотель трансформировал  платоновскую теорию, утверждая, что, подражая вещам, искусство может представить  их более красивыми или отвратительными, чем они есть, что оно может (и даже должно) ограничиваться их общими, типичными, необходимыми свойствами.

 

Дойдя до сути «Поэтики», мне  удалось найти утверждение о  том, что именно Аристотель выдвинул довольно важную идею, что искусство имеет познавательную функцию, а трагедия нравоучительный характер. Он не считал, что положительность героя связана исключительно с его происхождением и даже наоборот. Древнегреческий философ разделил и дал определения этики и эстетики. К сожалению, только первая часть «Поэтики» сохранилась до наших дней. Возможно, что вторая часть произведения как можно глубже открыла бы всю идею «Поэтики». Конечно, Аристотель немного ошибочно дал толкование роли характеров трагедии. Он считал, что главное - фабула, нежели характеры, но ведь фабула невозможна без воспроизведения самих характеров. Таким образом, на мой взгляд, «Поэтика» всё равно является первым произведением того времени, давшее истинное толкование искусству и многим понятиям драматургии и трагедии. Аристотель сделал большой рывок к развитию человеческой мысли, внёс огромный вклад в античную философию, искусство, медицину и науку.  

 

 

 

 

Тезаурус

  Катарсис  - от др. - греч. Κάθαρσις — возвышение, очищение, оздоровление.

 

  Трагедия – от др.-греч. τραγῳδία, tragōdía, буквально — «песня козла», от τράγος, tragos — «козёл» и ᾠδή, ōdè — «песнь» — жанр художественного произведения, основанный на развитии событий, носящем, как правило, неизбежный характер и обязательно приводящем к катастрофическому для персонажей исходу, часто исполненный патетики; вид драмы, противоположный комедии.

 

Перипетия -  от греч. περιπέτεια, внезапная перемена в жизни, неожиданное осложнение, трудно преодолимое обстоятельство.

 

Мимесис, или мимезис – от греч. μίμησις — подобие, воспроизведение, подражание

 

Коме́дия (др.-греч. κωμῳδία, от κῶμος, kỗmos, «праздник в честь Диониса» и ἀοιδή/ᾠδή, aoidḗ / ōidḗ, «песня») — жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей.

 

Драма (от др.-греч. δρᾶμα — этимологически происходит от глагола δράω «делаю, совершаю, исполняю»)[1], - означает вид поэзии, сопровождающей (в отличие от эпоса и лирики) изображение описываемых в ней действий, деяний, реконструкцию событий.

 

Поэ́тика (от греч. ποιητική, подразум. τέχνη — поэтическое искусство) — теория поэзии, наука, изучающая поэтическую деятельность, её происхождение, формы и значение, — и шире, законы литературы вообще.

 

Э́тика (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») — философское исследование морали и нравственности[1]. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности.

 

Эсте́тика (др.-греч. αἰσθητικός — «чувствующий, чувственный», от αἴσθημα — «чувство, чувственное восприятие») — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

Список литературы

  1. Аристотель «Поэтика»;
  2. Казанский А.П. «Учение Аристотеля о значении опыта при познании»;
  3. Земенский Ф.Ф. «Педагогические мировоззрения Платона и Аристотеля»;
  4. Лосев А.Ф. «Критика платонизма у Аристотеля»;
  5. Александров Г.Ф. «Аристотель»;
  6. Кеченьян С.Ф. «Учение Аристотеля о государстве и праве»;
  7. Ахманов А.С. «Логическое учение Аристотеля»;
  8. Зубов В.П. «Аристотель»;
  9. Асмус В.Ф. «Искусство и действительность в эстетике Аристотеля»;
  10. Реуэль А.Л. «Экономическое учение рабовладельческого общества»;
  11. Карпов В. «Натуральная философия Аристотеля и её значение в настоящее время».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения. Презентация.

 


Информация о работе «Поэтика» Аристотеля «Наиболее известное единственно…»