Есенин великий национальный русский поэт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 17:42, реферат

Краткое описание

Есенин прожил всего тридцать лет. Но след оставленный им в советской поэзии, настолько глубок, что его не стерли не усилия некоторых глухих и слепых его современников, ни последующие десятилетия, в которые ощутимо давала о себе знать инерция недоверчивого отношения к поэту. Его поэзия всегда жила в душе и в памяти нашего народа, потому что она уходит своими корнями в толщу народной жизни, питается ее соками, растет из ее глубин.

Содержание

Вступление 3
Биография Есенина 4
Тема поэзии – любовь к родине, природе 10
Персидские мотивы 16
Поэма «Пугачев» 24
Список использованной литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

Есенин великий нац русский поэт.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

 

 

 Есенин прожил всего тридцать лет. Но след оставленный им в советской поэзии, настолько глубок, что его не стерли не усилия некоторых глухих и слепых его современников, ни последующие десятилетия, в которые ощутимо давала о себе знать инерция недоверчивого отношения к поэту. Его поэзия всегда жила в душе и в памяти нашего народа, потому что она уходит своими корнями в толщу народной жизни, питается ее соками, растет из ее глубин. Есенин отличается такой силой искренности и непосредственности чувств, такой напряженностью нравственных поисков и такой чисто человеческой неповторимостью, что говорить о его сложном и противоречивом творчестве совершенно невозможно без учета его биографии, его жизненного пути.  Особенно важное значение для понимания мировоззрения и поэтического мышления поэта имеют те условия, в которых формировалась его творческая личность.

Биография Есенина

 

 

Есенин Сергей Александрович – замечательный русский поэт-лирик. Родился он в 1895 году в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина. Окончив церковноприходскую школу, Есенин весной 1912 года отправился в Москву, надеясь познакомиться там с литераторами и напечатать свои стихи. В Москве юный поэт вступил в литературно-музыкальный кружок имени Сурикова, где объединились начинающие рабоче-крестьянские писатели. Здесь он подружился с рабочими из типографии Сытина и с их помощью устроился на работу корректором.

Подъем революционного движения после Ленского расстрела Есенин встретил в рабочей среде, участвовал в массовках и собраниях, за что дважды подвергался полицейскому обыску. В 1913 – 1914 гг. он как вольнослушатель посещал лекции  в народном университете Шанявского, с увлечением читал Белинского, Некрасова, Чернышевского и продолжал писать стихи. С первых шагов в литературе Есенин был замечен как самобытный талантливый русский поэт. В 1915 году после встречи с ним А. Блок записал  в дневнике о его поэзии: «Стихи свежие, чистые, голосистые…»

В ранней поэзии Есенина запечатлен образ крестьянской Руси кануна Великой Октябрьской  революции. Поэт видел Русь кроткой, печальной, и тяжелая жизнь родины продолжала тоску и боль в его  сердце и поэзии:

 

 

 

Ой  ты, Русь, моя Родина кроткая,

Лишь  к тебе я любовь берегу.

Веселая твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

 

Искренняя любовь к родной земле, выразившаяся в своеобразных переживаниях и настроениях, придала  его произведениям особое, неповторимое, есенинское звучание, которое мы всегда различим в музыке русской лирики.

В поэзии Есенина  подлинно русские образы и картины, живая народная речь, поистине здесь  «русский дух» и «Русью пахнет»:

 

Пахнет  рыхлыми драченами,

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы  лезут в паз.

Вьется  сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою -

Шелуха  сырых яиц.

Мать  с ухватами не сладится,

Нагибается  низко,

Старый  кот к махотке крадется

На  парное молоко.

(«В  хате».)

 

О материнской  любви и любви к матери в  русской литературе написано много замечательных произведений. Лирическое стихотворение Есенина «Письмо к матери» по праву занимает среди них одно из первых мест.

Образ матери, кровно связавший поэта с рязанской  землей, усиливал его любовь к родному  краю.

«О Русь, взмахни крылами!» – приветствовал поэт воспрянувшую родину в 1917 г.

Однако, воспевая справедливую разрушающую силу революции, Есенин колебался в оценке нового, советского уклада жизни. Он знал и  любил старую Русь, её печальный  образ по-прежнему владел его поэтическим воображением:

 

Спит  ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не  вольет мне в грудь мою теплынь.

. . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . .

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

 

Но как  не дорог поэту образ «золотой бревенчатой избы», он не мог полностью  заслонить молодое лицо Советской  родины. Новые мотивы проникают в  его поэзию, и сочувствие Советской  стране начинает всё ярче окрашивать произведения Есенина:

 

Мне теперь по душе иное...

И в чахоточном свете луны

Через каменное и стальное

Вижу  мощь я родной страны.

 

Посещение поэтом капиталистических стран в 1922 – 1923 гг. (он побывал в Германии, Франции, Бельгии, Италии, Америке) окончательно убедил его в справедливости и превосходстве советского строя. Вернувшись из заграничного путешествия, Есенин писал в августе 1923 г. в газете «Известия»: «…я ещё больше влюбился в коммунистическое строительство. Пусть я не близок коммунистам как романтик в своих поэмах – я близок им умом и надеюсь, что буду, быть может, близок и в своем творчестве».

В 1924 – 1925 гг. поэт обращается к советским темам. Интерес поэта к советской  тематике нашел свое выражение в  более крупных лиро-эпических жанрах: поэмах, балладах. В эти годы была написана поэма «Анна Снегина», «Баллада о двадцати шести».

В 1924 г. вместе со всем советским народом Есенин тяжело переживает смерть В.И. Ленина. Он пытается запечатлеть в поэзии образ великого вождя и создаёт стихотворение «Ленин (отрывок из поэмы «Гуляй-поле»)». Владимир Ильич Ленин привлекает поэта своей величественной простотой:

 

...Застенчивый,  простой и милый,

Он  вроде сфинкса предо мной.

Я не пойму, какою силой

Сумел потрясть он шар земной?

Но он потряс!

Шуми  и вей!

Крути свирепей, непогода,

Срывай  с несчастного народа

Позор острогов и церквей.

 

В последние  два года жизни Есениным созданы  поистине замечательные образцы  русской лирики. Ряд стихотворений  написан в форме поэтических  писем: «Письмо к матери», «Ответ», «Письмо сестре», «Письмо деду», «Письмо к женщине». В некоторых стихотворениях, как в «Письме к женщине», поэт искренне рассказывает о себе, о былых колебаниях и о горячем желании идти в ногу со своим народом:

 

Я стал не тем,

Кем был тогда.

Не  мучил бы я вас,

Как это было раньше,

За  знамя вольности и светлого труда

Готов идти хоть до Ламанша.

 

В конце 1924 –  начале 1925 г. Есенин находился на Кавказе. Поэт сблизился с рабочими, журналистами; это благотворно повлияло на его  творчество. Тогда же им была написана одна из самых ярких глав его лирической поэзии – цикл стихотворений «Персидские мотивы». Здесь часто слышатся воспоминания о родине и русские напевы:

 

У меня в душе звенит тальянка,

При луне собачий слышу лай.

Разве ты не хочешь, персиянка,

Увидать далекий синий край?

. . . . . . . . . . . . . . . .

Заглуши в душе тоску тальянки,

Напои дыханьем свежих чар,

Чтобы я о дальней северянке

Не  вздыхал, не думал, не скучал.

(«Никогда  я не был на Босфоре».)

 

Сила и  обаяние лирики Есенина в её правдивости, искренности и задушевности. В его проникновенных стихах запечатлелись картины родной природы и жизни, его русская душа и глубокая любовь к Родине.

До последнего своего часа Есенин воспевал

 

Всем  существом в поэте

Шестую  часть земли

С названьем кратким «Русь».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема поэзии – любовь к родине, природе

 

Тема родины - одна из главных тем в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято  связывать, прежде всего, с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константиново поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени как гость. Это важно знать для понимания позиции С. Есенина. Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает. В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяет эту красоту острее увидеть, почувствовать.

Уже в ранних стихах С. Есенина звучат признания  в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений - "Гой ты, Русь моя родная..." С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения - сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением - целая философия, система ценностей. Мир деревни - это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С. Есенина - это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, "деревня в ухабинах", где радость коротка, а печаль бесконечна:

"Грустная  песня, ты - русская боль".

 Особенно  это чувство усиливается в  стихах поэта после 1914 года - начала  войны: деревня кажется ему  невестой, покинутой милым и ожидающей  от него вестей с поля боя.  Для поэта родная деревня в  России - это нечто единое, родина  для него, особенно в раннем творчестве, - это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие "малой родины". С присущей С. Есенину - лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающее его, он и к России обращается как к близкому ему человеку: "Ой ты, Русь, моя родина кроткая, /Лишь к тебе я любовь берегу". Порой стихи поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство неприкаянности, лирический герой их - странник, покинувший родную хижину, всеми отверженный и забытый. И единственное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность - это природа и Россия:  "А месяц будет плыть и плыть,  Роняя весла по озерам... 

И Русь все также будет жить,  Плясать и плакать у забора".

С. Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и даже трагическими событиями. На памяти его поколения - война, революция, снова война - теперь уже гражданская. Переломный для России год - 1917 - поэт встретил, как и многие художники его круга, с надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. Поэты круга С. Есенина того времени - это Н. Клюев, П. Орешин, С. Клычков.

 Надежды  эти выражены в словах Н.  Клюева - близкого друга и поэтического  наставника С. Есенина: "Мужицкая  ныне земля, /И церковь не наймит казенный". В Есенинской поэзии в 1917 году появляется новое ощущение России: "Уж смыла, стерла деготь/ Воспрянувшая Русь". Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы - это и надежды, и ожидания светлого и нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы. Одна из них - тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию - звучит в стихотворении С. Есенина "Сорокоуст". В нем центральным становится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В Есенинском "Сорокоусте" вечная тема противостояния природы и разума, технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России.

В послереволюционной поэзии С. Есенина тема родины насыщена нелегкими думами о месте поэта  в новой жизни, он болезненно переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык с новым поколением, для которого календарный Ленин на стене заменяет икону, а "пузатый "Капитал" - Библию. Особенно горько поэту сознание того, что новое поколение поет новые песни: "Поют агитки Бедного Демьяна". Это тем более грустно, что С. Есенин справедливо замечает: "Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам". Поэтому так горестно звучат его строки: "Моя поэзия здесь больше не нужна, /Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен". Но даже желание слиться с новой жизнью не заставляет С. Есенина отказаться от своего призвания российского поэта; он пишет: "Отдам всю душу октябрю и маю, /Но только лиры милой не отдам". И поэтому таким глубоким пафосом наполнено его признание:

"Я буду воспевать

Всем  существом в поэте

Шестую  часть земли

С названьем кратким "Русь".

 

Сегодня нам, живущим в России, трудно до конца  понять смысл этих строк, а ведь написаны они были в 1924 году, когда само название - Русь - было едва ли не запретным, а  гражданам полагалось жить в "Ресефесере". С темой родины у С. Есенина связано понимание своей поэтической миссии, своей позиции "последнего певца деревни", хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из программных, важным для понимания темы родины, у поэта стало стихотворение "Спит ковыль": "Спит ковыль.

 

Равнина дорогая 

И свинцовой свежести полынь! 

Никакая Родина другая 

Не  вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь, 

И, пожалуй, всякого спроси - 

Радуясь, свирепствуя и мучаясь, 

Хорошо  живется на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный, 

Плачут  вербы, шепчут тополя, 

Но  никто под окрик журавлиный 

Не  разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом 

И моей коснулась жизнь судьбы, 

Все равно остался я поэтом 

 

Золотой бревенчатой избы.

По  ночам, прижавшись к изголовью, 

Вижу  я, как сильного врага, 

Как чужая юность брызжет новью 

На  мои поляны и луга.

Но и все  же новью той теснимый, 

 

Я могу прочувственно  пропеть: 

Дайте мне на родине любимой, 

Все любя, спокойно умереть".

 

Стихотворение это датировано 1925 годом, относится к зрелой лирике поэта. В нем выражены его сокровенные мысли. В строке "радуясь, свирепствуя и мучаясь" - трудный исторический опыт, который выпал на долю Есенинского поколения. Стихотворение построено на традиционно поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному пейзажу, в котором олицетворением поэзии является не менее традиционный "свет луны", противостоит "новый свет", скорее абстрактный, неживой, лишенный поэзии. И в противоположность ему звучит признание лирического героя Есенинского стихотворения в приверженности вековому деревенскому укладу. Особенно значим у поэта эпитет "золотой": "Все равно останусь я поэтом /Золотой бревенчатой избы". Он один из наиболее часто встречающихся в лирике С. Есенина, но обычно он связан с цветовым понятием: золотой - то есть желтый, но непременно и с оттенком высшей ценности: "роща золотая", "золотою лягушкой луна". В этом стихотворении оттенок ценности преобладает: золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей ценности как символа уклада деревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией. Деревенская изба - это целый мир, ее разрушение не искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте поэзии С. Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее признание автора. Таким образом, тема родины в поэзии С. Есенина развивается от безотчетной, почти по-детски естественной привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания трудным временем перемен и переломов авторской позиции.

Информация о работе Есенин великий национальный русский поэт