«Война и мир» в трилогии Юрия Бондарева («Берег», «Выбор», «Игра»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 17:09, дипломная работа

Краткое описание

«Военная литература» (термин, который прочно вошёл в русское словесное искусство после Великой Отечественной войны) – важная часть литературы XX века. Эта война, ставшая значительной вехой в истории России, не просто уничтожила многие жизни и коренным образом поменяла судьбы того поколения людей. Она наложила отпечаток на жизнь, мысли и поступки нескольких последующих поколений, и вполне закономерно, что огромнейший пласт литературы как вида искусства, в первую очередь отражающего жизнь во всех её проявлениях, посвящён именно Великой Отечественной войне.

Вложенные файлы: 1 файл

чистовик дипломной.doc

— 445.00 Кб (Скачать файл)


15

 

  



15

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Введение.

      «Военная литература» (термин, который прочно вошёл в русское словесное искусство после Великой Отечественной войны) – важная часть литературы XX века. Эта война, ставшая значительной вехой в истории России, не просто уничтожила многие жизни и коренным образом поменяла судьбы того поколения людей. Она наложила отпечаток на жизнь, мысли и поступки нескольких последующих поколений, и вполне закономерно, что огромнейший пласт литературы как вида искусства, в первую очередь отражающего жизнь во всех её проявлениях, посвящён именно Великой Отечественной войне.

        Переосмысливая и переоценивая итоги и значение той войны для человеческих судеб и истории, литература о войне прошла в своём развитии несколько этапов. Первые произведения о Великой Отечественной войне были созданы в годы самой войны. Это «Непокорённые» Б. Горбатова, «За правое дело», «Народ бессмертен» В. Гроссмана, «Молодая гвардия» А. Фадеева и другие. Творчество же Ю. Бондарева, одного из значительнейших художников военной литературы, охватывает два следующих этапа развития военной прозы. На рубеже 50–60-х гг. в литературу пришёл ряд писателей, знавших о войне «изнутри», «из окопов» [38, с. 348], для которых она стала личным, непосредственно пережитым опытом. Они «принесли на страницы своих произведений такую убедительную правдивость, такую пронзительную достоверность каждого эпизода, каждой детали, каждого образа, поступка, мотива, что можно было с полным основанием говорить о появлении нового направления в литературе» [18, с. 18]. Это направление получило название «лейтенантская проза», и к нему можно отнести такие произведения, как   «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, «Пядь земли» и «Навеки девятнадцатилетние» Г. Бакланова, «Убиты под Москвой» и «Крик» К. Воробьёва, и, конечно, «Батальоны просят огня» (1957), «Последние залпы» (1959) и «Горячий снег» (1970) Ю. Бондарева.

         Но, если первые две повести были «классическими» примерами «лейтенантской прозы» с её полным отражением военных реалий и сосредоточением на жизни и внутреннем мире отдельного героя, то «Горячий снег» стал уже иным произведением. Это роман, где «новое проявило себя на этот раз как в форме, так и в эпичности, трагической значительности основного события, выписанного точно, масштабно, в социально-психологическом углублении характеристик персонажей» [12, с. 163]. Идея, зазвучавшая в нём, о непрерывной и нерасторжимой связи жизни отдельных людей и всего человечества, в полной мере раскроется в следующих творениях Бондарева – романах «Берег» (1975), «Выбор» (1980), «Игра» (1985).Анализу этих произведений и посвящена настоящая дипломная работа.

        Тема данной работы  («Война и мир» в трилогии Юрия Бондарева») требовала рассмотреть отдельные произведения как определенное художественное единство, выявить особенности содержания и формы, осознать нравственно-философскую позицию писателя.

        Анализируемые произведения, не случайно объединённые критиками в своеобразную трилогию, знаменуют собой новый этап в развитии литературы о Великой Отечественной войне.

        70–80-е годы – время, когда уже выросло новое поколение, не почувствовавшее на себе все ужасы войны, не привыкшее к звукам выстрелов и взрывам, но именно в этот период особое значение приобретает «осмысление политического, социального, эмоционального опыта прошлого, которое не может происходить только при помощи учебников или мемуаров» [18, с. 120]. И поэтому особенно важна роль литературы, где все изображаемые события, факты, исторические реалии – всё «направлено на человека» [6, с. 238]. «Берег», «Выбор», «Игра» – произведения о современности, автор ставит в них актуальные нравственно-философские и социально-политические вопросы, рисует глубокие характеры, создаёт острые ситуации, но «точкой отсчёта всех нравственных ориентиров» [39, с. 108] для него по-прежнему является война. И «груз военного опыта, непреодолимое давление «прошлого» на психологию персонажей оказываются и здесь источником многих конфликтов и коллизий» [18, с. 118].

       В творчестве Бондарева отразились традиции изображения войны в русском словесном искусстве, и можно с полным основанием сказать, что его проза, как и вся военная литература, «на очередном своём витке в 70-е гг. двадцатого столетия закрепила и развила лучшие и в высшей степени «канонические» черты понимания войны и народа, подвига и национального героического характера в отечественной словесности прошлого» [17, с. 192]. Именно героическая ситуация в трилогии Бондарева позволяет выявить вечное: трагические связи жизни и смерти, добра и зла, ненависти и любви, отношения между мужчиной и женщиной, определяет выбор человека. Война и мир становятся не просто двумя эпохами в истории человечества, они оказываются неотделимы друг от друга.  Война – «полюс притяжения» [10, с. 442], источник современных проблем и вопросов, и в таком своеобразном решении темы войны и мира – новаторство Бондарева.

        Изучение романов Ю.Бондарева «Берег», «Выбор», «Игра» как одного из ярчайших явлений литературного процесса XX века активно представлено в 70-80-х годах. Талант Юрия Бондарева, яркого и самобытного прозаика, не остался недооценен критиками, и свидетельство тому – как исследования, посвящённые отдельным периодам его творчества и произведениям, так и общие монографии. К числу последних можно отнести труды Ю. Идашкина,  В. Коробова, О. Михайлова, Е. Горбуновой. Появление в 1975 году романа «Берег», а в 1980-м и 1985-м – «Выбора» и «Игры» вызвало многочисленные споры (яркий пример – дискуссия по «Берегу» в «Вопросах литературы», 1976, №9) и отклики в различных советских журналах: «Вопросы литературы», «Новый мир», «Москва», «Север», «Звезда» и других. В то же время, несмотря на обилие публикаций, посвящённых анализу указанных романов, вопрос их принадлежности к военной прозе Бондарева и проблема решения военной темы не оказывались в центре внимания литературоведов.  

      Сегодня же, когда Великая Отечественная война становится уже фактом истории, а не личной трагедией миллионов, когда всё меньше остаётся очевидцев страшных событий и в свете отмечавшегося в текущем году 65-летия Великой Победы, особенно важным оказывается не забыть этот печальный опыт всего человечества. «Настоящее не может быть оторвано от прошлого, – говорит Бондарев, – иначе теряются нравственные связи. В настоящем всегда есть прошлое… Человек, отказавшийся от своего прошлого, ставит себя в положение больного, потерявшего память, забывшего отца и мать, своих детей и таким образом начинающего жить с нуля. <…> Осмыслить настоящее невозможно без уходящих в историю пунктиров, так же как невозможно познать характер человека без его прошлого, вернее – без суммы поступков» [12, с. 168]. В этой связи особенно важным оказывается обращение к изучению романов, где война показана не просто как цепь событий далёких 40-х годов, а как «средство для постановки и анализа глубоких проблем современности» [12, с. 223].

      Произведения, написанные автором с интервалом в пять лет, не случайно объединены критиками в трилогию. Общее в них – это тема войны, которая решается писателем по-новому, нравственно-философские вопросы, которые поднимаются во всех книгах, и, конечно же, герой.

       В центре всех трёх произведений – интеллигент, человек творческий, «способный уже в силу своей профессиональной принадлежности и творческого потенциала к постановке бытийных проблем, склонный к философскому мышлению» [39, с. 108]. Это человек преуспевающий, довольно обеспеченный, достигший в своём деле значительных высот, получивший признание как на родине, так и за рубежом. «Но положение полного внешнего благополучия контрастирует с мироощущением героя. Это страдающий человек, склонный к беспощадному самосуду. <…> Идея нравственного поиска, самосуда и самонаказания становится важнейшей для героя» [39, с. 108]. Подобные нравственные терзания испытывают и писатель Вадим Никитин («Берег»), и художник Владимир Васильев («Выбор»), и кинорежиссёр Вячеслав Крымов («Игра»). Герои Бондарева «живут в реальном, далеко не экспериментальном и не безгрешном мире. Поиски точки опоры, определяющей духовные возможности человека, поиски «моральной системы», благоприятствующей реализации человеческого в человеке» [1, с. 31], – вот что волнует этих персонажей.

       Писатель Никитин, приезжая по приглашению в Гамбург, узнаёт в достойной немецкой фрау девушку, в которую когда-то, в мае 1945-го, был влюблён. Мысли и чувства, которые пробуждает в нём эта встреча, понимание того, что всю жизнь он стремился к далёкому берегу, на берегу которого остались и та девушка, и те ясные дни конца войны, проходят на фоне философских и социальных споров Никитина с представителями западногерманской интеллигенции. «Нити времени и судьбы, ностальгия по людям и чувствам цельным, глубоким, не разорванным, <…> разрушительные бури мысли, непримиримый внутренний диссонанс, страстность ума <…> – вот что живёт и дышит в писателе Никитине, движет им, тревожит и мучает!» [24, с. 218]

       Художник Васильев, герой «Выбора», оказывается вовлечённым в круг вопросов, которые ставит перед ним сама жизнь, после случайной встречи в Венеции со своим товарищем, которого он считал погибшим в годы войны. Растерянность, незнание того, как вести себя с бывшим другом детства, а ныне – возможным изменником родины, ведут Васильева к духовным исканиям, в центре которых – проблемы выбора, долга перед родиной, любви, творчества и искусства.

       Для кинорежиссёра Крымова («Игра»), переломным моментом в жизни становится загадочная смерть главной героини его ещё не снятого фильма. Гибель юной талантливой девушки, покорившей Крымова «чувством нравственной свободы» [5, с. 199], вдруг открывает перед героем всю фальшь и жестокость мира, в котором он жил и творил, всю бессмысленность этой «игры в жизнь»…

       Несмотря на все различия, мыслящих героев Бондарева роднит честность, совестливость, вечный поиск высших нравственных истин, и, безусловно, ко всем им применимо высказывание исследователя И.И. Жукова: «Герои Ю. Бондарева приходят в жизнь, чтобы действовать. Они не похожи друг на друга, но их роднит это чувство испытания и движения: как жить, где правда, в чём красота. Они живут, чтобы отвечать на эти вопросы. Над ними и в них – проблемы, задачи, сомнения» [16, с. 177].

       Как уже отмечалось выше, война у Бондарева 70–80-х годов – это не просто изображение событий прошлого, она тесно связана с современностью, и отголоски её живут в обществе, живут в героях, определяя их мысли и поступки. «Военные» эпизоды органично входят в художественную ткань произведений, возникая в книгах через воспоминания действующих лиц, но занимают разное место в структуре романов. В движении от «Берега» к «Игре» пространство войны сужается, уступая место «мирным» событиям; увеличивается внимание к личности героев, нравственно-философским, социальным и политическим вопросам современности. Но значимость военных событий, их роль в развитии сюжета от этого нисколько не уменьшается – Бондареву «присуща способность на сравнительно небольшом пространственном и временном отрезке, в котором определяющими являются не столько батальные события, сколько нравственное противостояние героев, их различная мера ответственности за окружающее»[21, с. 159] создавать острейшие ситуации, ставить важнейшие проблемы и раскрывать важнейшие черты в характере своих персонажей.

       Многие исследователи отмечали в романе «Берег» стремление писателя соединить два временных пласта – военное время и мирное,40-е и  70-е годы: «военные» главы занимают центральную часть романа под названием «Безумие», которой предшествует «По ту сторону» и замыкает «Ностальгия». В «Выборе» приём ретроспекции реализуется уже по-иному. Описание войны уже не занимает отдельную часть романа, оно «дано в свободных ассоциативных связях с современностью» [39, с. 109]. Главный герой, Васильев, вспоминая произошедшую год назад встречу со старым другом Ильёй Рамзиным, без вести пропавшим в годы войны, пытаясь разобраться в ситуации, понять себя, вспоминает военные годы. Это Москва 1941-го, когда они с Ильёй были семнадцатилетними мальчишками, и 1943 год, после артиллерийского училища, роковое сражение, навсегда изменившее их судьбы. В «Игре» воспоминание о войне возникает лишь как отдельный эпизод. Изредка в речах двух участников этого эпизода, Крымова и Молочкова, проскальзывает мимолётное упоминание о том, что было с ними в далёком 1944 году. Но только однажды, в ходе разговора с Молочковым, этот судьбоносный момент всплывает в памяти Крымова.

        Таким образом, критики указывают на объединяющие начала этих произведений: особое решение темы войны, философская проблематика, тип героя.

        Появляясь во всех трёх произведениях, тема войны  занимает совершенно разное место в книгах и решается по-разному. Именно особенности изображения войны и роль «фронтовых» эпизодов в романах «Берег», «Выбор», «Игра» будут рассмотрены в отдельных разделах работы.

        В ходе исследования мы обращались к теоретическим проблемам: своеобразие сюжетосложения, проблемы традиции и новаторства, особенности индивидуального стиля, языка, художественное                  время-пространство и др. Методической и теоретической основой для нас стали работы Г.Белой, Ф. Кузнецова, А. Михайлова, Н.Федя и др.

        Мы избрали следующий план работы: анализу каждого романа посвящена отдельная глава, состоящая из ряда параграфов. Выявление особенностей изображения войны в каждом романе дает возможность показать индивидуальную неповторимость произведения и в то же время выявить то общее, что позволяет рассматривать эти романы как единую трилогию, как единое художественное полотно.

       Актуальность нашей работы определяется уже тем, что тема войны и указанные произведения включены в школьную программу. Изучение романов Юрия Бондарева обращает нас к осмыслению ряда теоретико-литературных проблем (сюжет, художественное время -- пространство, значение эпилога,  образы – символы, проблема традиции и новизны и др.).       

     Цель нашей работы – раскрыть своеобразие решения темы войны в трилогии Ю. Бондарева «Берег», «Выбор», «Игра», те особенности изображения войны и мира, которые обусловили новаторский характер этих произведений.

      Раскрытие поставленной цели требовало от нас решения ряда конкретных задач:

- обозначить место «военных» эпизодов в структуре романов «Берег», «Выбор», «Игра»;

-  рассмотреть   образы героев в «военных» главах произведений;

- показать внутреннюю связь романов, выделив сквозные мотивы и образы-символы;

- выявить значение символических образов для понимания художественной идеи произведений («берег», «выбор», «игра», «нейтральная полоса»).

      Объект исследования - романы Юрия Бондарева «Берег» (1975), «Выбор» (1980), «Игра» (1985).

      Предмет исследования - новаторство писателя в решении темы войны, своеобразие стиля произведений.

     Новизна настоящего исследования состоит в том, что мы попытались показать неразрывную связь этих произведений, выявить своеобразие стиля писателя, подхода к изображению войны.

Информация о работе «Война и мир» в трилогии Юрия Бондарева («Берег», «Выбор», «Игра»)