Влияние комплексных занятий на развитие речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 09:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследуемой темы связана с тем, что в наши дни существует достаточно много различных методик и педагогических школ, как продолжающих традиции, так и основывающиеся на новых технологиях обучения. Поэтому следует изучать особенности формирования словарного запаса и его взаимосвязь с воспитанием ребенка. Система занятий по развитию речи — один из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания дошкольников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Дошкольное образовательное учреждение……………………………….5
Основы развития словаря детей дошкольного возраста………….5
Периодизация развития речи у детей……………………………....6
Методика развития словаря у детей дошкольного возраста….....12
Комплексные занятия в работе педагога дошкольного образовательного учреждения………………………………….....15
Диагностика и формирование словаря у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………18
Определение уровня речевого развития дошкольников второй младшей группы…………………………………………...18
Комплексные занятия по развитию речи дошкольников………..27
Диагностика речевого развития детей в подготовительной группе……………………………………………………………….40
Заключение……………………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………………47

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Алёна.doc

— 326.00 Кб (Скачать файл)

Были предложены следующие задания:

а) Ребенка попросили назвать любые слова со звуком с.

«Я например, вспомнила сейчас, - говорит воспитатель, вот какие слова: сосна… осина … посеял … . Теперь твоя очередь. Продолжай!»

б) Предлагалась игра. Даётся лист бумаги с решёткой для определения позиции звука в слове и фишка. Объясняются правила игры: «Повтори за мной слово река. Слышишь звук р в этом слове? Он слышится в начале слова или в середине его? Поставь фишку в первое оконце, так как в слове река звук р  стоит в начале слова. Послушайте другое слово - носороги. Где слышится звук р? Поставь фишку во второе оконце. Давай вместе произнесём слово пожар. И я ставлю фишку в третье оконце. Я права или не права? Теперь работай самостоятельно. Я буду называть слово, ты проговори его вслед за мной и поставь фишку в нужное оконце: рак … сирень … сыр».

2. Для обследования понимания  речи и уровня активного словаря  предлагалось следующее.

а) Педагог рассказывает: «У маленького щеночка сильно болит ушко. Он скулит. Нуждается в твоём сочувствии. Что скажешь ему? Начни так: «Ты мой…»

б) Детям предлагалось рассмотреть картинку. Задавался вопрос, что произошло с цыплятами. Предлагалось придумать название к рассказу.

Воспитатель обращается с просьбой повнимательнее рассмотреть курицу, увидевшую не жёлтеньких, а чёрных и чумазых цыплят; описать её состояние. Она… .

3. Художественная литература.

а) Ребенка просят прочесть любимое стихотворение

б) Предлагают назвать сказки, которые ребёнок готов слушать не один раз. Если он не сможет вспомнить название сказки, пусть начнёт рассказывать её, можно подсказать название.

в) Ребенка просят вспомнить писателей, книги которых читали в детском саду и дома; художников, сделавших прекрасные рисунки к детским книжкам.

Оценка выполнения заданий проводилась следующим образом:

9-10 баллов (высокий уровень) – отвечает на все задания правильно, без подсказки со стороны взрослых, отвечает быстро и охотно.

5-8 баллов (средний уровень) – на  большую часть вопросов отвечает  правильно, но пользуется подсказкой  взрослого, отвечает медленно, но  охотно.

1-4 баллов (низкий уровень) – на большую часть вопросов отвечает неправильно, даже с подсказкой взрослого, отвечает мало и неохотно.

Анализ полученных данных заносили в индивидуальную карту ребенка, где указывались данные о ребенке. Ниже приводится сводная таблица  данных испытуемых по всем трем видам заданий (см. таблицу 2).

Таблица 2

Ф.И.О

Звуковая культура речи

Понимание речи, активный словарь

Художественная литература

1. Марина В.

8 баллов

7 баллов 

5 баллов

2. Артем Б.

9 баллов

7 баллов

10 баллов

3. Слава Т.

4 балла

3 балла

2 балла

4. Роман С.

9 баллов 

10 баллов

10 баллов

5. Диана Н.

10 баллов

10 баллов

9 баллов

6. Константин Д.

6 баллов 

5 баллов 

7 баллов

7. Рита М.

4 балла

4 балла

3 балла

8. Света В.

7 баллов

8 баллов

6 баллов

9. Даниил Ж.

10 баллов

6 баллов

10 баллов

10. Алина Л.

3 балла

2 балла

2 балла

11. Ирина М.

8 баллов

10 баллов 

9 баллов

12. Вероника С.

8 баллов

7 баллов 

5 баллов

13. Ярослав К.

6 баллов

7 баллов

6 баллов

14. Богдан Г.

9 баллов

10 баллов

8баллов

15. Кирилл А.

9 баллов 

10 баллов

10 баллов

16. Лада Д.

10 баллов

10 баллов

9 баллов

17. Севастьян С.

10 баллов 

9 баллов 

7 баллов

18. Ния Г.

10 баллов

7 баллов

9 баллов

19. Мария Б.

7 баллов

8 баллов

6 баллов

20. Марк З.

9 баллов

7 баллов

8 баллов


 

В результате анализа полученных данных, был получен средний балл, результаты, представлены в таблице № 3 и в виде диаграммы на рисунке № 2.

Таблица №3

Результаты диагностики по выявлению уровня речевого развития детей подготовительной группы

Оценка результатов

группа 20 чел

1. высокий уровень развития

10

2. средний уровень развития

7

3. низкий уровень развития

3




 

Полученные данные представлены в следующей диаграмме:

Рис. 2 Уровень развития речи у детей подготовительной группы (в %)

 

Таким образом, в процессе диагностики речевого развития детей старшего дошкольного возраста было обнаружено, что у 10 детей из 20 высокий уровень развития речи, у 7 детей – средний (удовлетворительный) уровень, а у 3 детей – низкий.

Работа по определению особенностей развития речи у старших дошкольников показала, что дети данного возраста допускают немного ошибок в словоупотреблении, построении не только простого, но и сложного предложения; пользуются разнообразными способами связи предложений в тексте. Старшие дошкольники стараются не нарушать последовательность изложения мыслей, часто в их рассказах присутствуют элементы повествования и описания. Но иногда дети обращаются к помощи взрослого, так как не всегда могут справиться самостоятельно с заданием.

Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведения комплексных занятий на протяжении 3-4 лет, начиная со второй младшей группы и до подготовительной включительно. Это подтверждает необходимость проведения такого обучения с целью усвоения активного словаря, формированию звуковой культуры речи, развитию умений передачи знаний по художественной литературе, построения связного монологического высказывания в процессе проведения комплексных занятий.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги настоящего исследования, нужно отметить, что актуальность проблемы развития речи детей за многие годы значительно возросла.

Предупреждение речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста в воспитательной работе ДОУ, формирование правильной речи приобретает особое значение, так как от уровня речевого развития зависит готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения.

Выявленный в ходе исследования уровень развития речи у детей второй младшей группы является недостаточным, т.к. работа осуществлялась без комплексного подхода, мало места уделялось экскурсиям, наблюдениям и практической деятельности, отсутствовало разнообразие методов, форм занятий, в частности комплексных. Для того, чтобы подготовить детей к начальной школе в МДОУ № 81 «Электроник» разрабатывается модель выпускника, под которой понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения.

Разностороннее развитие детей, согласно федеральным требованиям, обеспечивается содержанием общеобразовательной программы ДОУ, включающей совокупность образовательных областей.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

В процессе диагностики речевого развития детей старшего дошкольного возраста было обнаружено, что довольно высокий процент детей обладает высоким уровнем развития речи и допускают уже немного ошибок в словоупотреблении, построении предложений; пользуются разнообразными способами связи предложений в тексте.

Это свидетельствует об эффективности проведения комплексных занятий и подтверждает необходимость проведения специального обучения с целью усвоения активного словаря, формированию звуковой культуры речи, развитию умений передачи знаний по художественной литературе, построения связного монологического высказывания в процессе проведения комплексных занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь  задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. – М, 2003. - с.27-43.

2. Белкина В.Н. Детская психология. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2004.

3. Венгер Л.А. Диагностика умственного  развития дошкольников, М., 1998.

4. Вопросы порождения речи и  обучения языку / Под ред. А.А. Леонтьева  и Т.В. Рябова. – М.: МГУ, 2007.

5. Ворошнина Л.В. Особенности построения  описательных рассказов детьми 5-го  года жизни // Проблемы изучения  речи дошкольников: Сб. научн. трудов / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Изд. РАО, 1994. – с. 104–108.

6. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. – Т. 2. – М., 1986.

7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения  детской речи. – М., 2011.

8. Гербова В.В. Занятия по развитию  речи в средней группе детского сада. М.: Просвещение, 1993.

9. Гербова В.В. Составление описательных  рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 9. - с. 28-34.

10. Глухов В.П. Методика формирования  связной монологической речи  дошкольников с общим речевым недоразвитием. – Москва, 2008.

11. Гризик Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет. – М.:Просвещение,2007.

12. Диагностика умственного развития дошкольников/ Под ред. Л.А. Венгера, В.М. Хомловской. - М.: Педагогика, 2005.

13. Ёлкина Н.В. Формирование связной  речи у детей дошкольного возраста: Учебное пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2006.

14. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., доп. – М., 2003.

15. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). – Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 2004.

16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. АПН СССР. – М.: Педагогика, 1989.

17. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи // Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2004. – с. 202–206.

18. Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2012.

19. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. – Санкт-Петербург, 2009.

20. Ушакова О.С. «Диагностика речевого развития дошкольников». – М.: РАО. Исследовательский Центр семьи и детства, 2007.

21. Ушакова О.С. Речевое воспитание в дошкольном детстве (развитие связной речи): Автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 2006. – 40 с.

22. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М.: Учпедгиз, 1984.

23. Фотекова Т.А. , Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов. – М., 2002.

24. Якубинский Л.П. О диалогической речи // Язык и его функционирование. – М.: Наука, 2006. – с. 17–58.

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Комплексное занятие в средней группе на тему: «Когда мои друзья со мной»

 

Программное содержание:

 

Воспитательная: воспитывать справедливое отношение к друг другу, воспитывать доброжелательно отношение к сверстникам и взрослым.

Развивающая: развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти  друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства, а также развитие навыков межвозрастного общения.

Информация о работе Влияние комплексных занятий на развитие речи