Визит Раскольникова к Соне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 05:51, сочинение

Краткое описание

Раскольников убежден, что в этом несправедливом мире сильный человек имеет право на преступление, если оно направлено на достижение какой-то высшей цели. Соня - глубоко верующая христианка, для нее главным жизненными принципами являются любовь к ближнему, сострадание, самопожертвование. Проследим, как сталкиваются точки зрения героев на примере одного эпизода - первого визита Раскольникова к Соне. Совершив преступление, Раскольников испытывает душевные мучения. Он не может общаться с людьми, даже с самыми близкими. Родион идет к Соне, потому что она тоже грешница.
Раскольникову кажется, что Соня сможет понять его.

Вложенные файлы: 1 файл

Визит Раскольникова к Соне.docx

— 14.89 Кб (Скачать файл)

Визит Раскольникова к Соне.

 

Раскольников убежден, что в этом несправедливом мире сильный

человек имеет право на преступление, если оно направлено на достижение

какой-то высшей цели. Соня - глубоко верующая христианка,

для нее главным жизненными принципами являются любовь к ближнему,

сострадание, самопожертвование. Проследим, как сталкиваются

точки зрения героев на примере одного эпизода - первого визита

Раскольникова к Соне. Совершив преступление, Раскольников испытывает

душевные мучения. Он не может общаться с людьми, даже

с самыми близкими. Родион идет к Соне, потому что она тоже грешница.

   Раскольникову кажется, что  Соня сможет понять его.

   Достоевский подробно описывает  комнату героини, подчеркивая 

крайнюю нищету обстановки. Мебели в помещении очень мало,

на стенах - «желтоватые, обшмыганные и истасканные обои». Комната

неправильной формы, отчего один угол получился «ужасно

острым», другой - «безобразно тупой». Как и в каморке Раскольникова,

потолок чрезвычайно низкий. Все в этой жалкой обстановке давит

на человека, наводит на мысли о преступлении или самоубийстве.

   Соня рада приходу Раскольникова, она знает, что он накануне 

отдал последние деньги ее несчастной семье. Вместе с тем ей стыдно

за свое позорное ремесло, она даже чувствует страх перед Раскольниковым, словно догадывается о каком-то тяжелом грузе у него на

душе. Поведение Родиона выдает его душевную смуту. Он говорит

и действует порывисто и непоследовательно, как в лихорадке. Раскольников

заявляет, что он пришел «в последний раз», чтобы «одно

слово сказать», а потом будто забывает о цели визита и начинает

расспрашивать Соню об условиях ее существования. Соня пытается

как-то сгладить впечатление, но картина получается все равно безрадостная.

   Достоевский подчеркивает, что Мармеладовы не исключение,

Петербург полон «униженных и оскорбленных». Например,

в соседней с Сониной комнате ютится семья портного, в которой

семеро больных детей.

   Раскольников начинает задавать  Соне жестокие, неразрешимые

вопросы. Он пытается доказать ей, что мир устроен несправедливо,

и этим оправдаться в собственных глазах. Но у Сони есть внутренняя

опора, поддерживающая ее в нечеловеческих условиях, - вера в Бога.

   Она никогда не согласится  с Раскольниковым. Родион пытается  обвинить 

Катерину Ивановну, косвенно подтолкнувшую Соню стать

проституткой, но в ответ слышит только слова жалости: «Это такая

несчастная, ах, какая несчастная!» Раскольников убеждает Соню

в безнадежности положения всей ее семьи: Катерина Ивановна

в последней стадии чахотки, Соня с ее ремеслом рано или поздно

попадет в больницу, с Полечкой «то же самое будет», младшие дети

погибнут. «Бог этого не попустит!» - восклицает в ответ Соня. «Да,

может, и бога-то совсем нет», - заявляет Раскольников и поражается «невыразимому укору» на лице Сони. Вера в Бога - ее единственная опора.

   Вдруг Раскольников совершает  странный поступок: кланяется 

Соне и целует ее ногу. «Я не тебе, я всему страданию человеческому

поклонился», - объясняет он испуганной Соне. Душевное движение

Раскольникова показывает, что его слова и мысли идут вразрез

с чувствами. Раскольников мучительно хочет сознаться в преступлении,

но он считает это желание малодушием и призывает на помощь логику.

   Соня, по его мнению, - «юродивая», надеющаяся на чудо.

   Во второй половине эпизода  Соня читает Раскольникову легенду 

о Лазаре из Нового завета. Эта сцена является ключевой для понимания

авторского замысла. «Убийца» и «блудница» странно сошлись

зачтением «вечной книги». Воскресение Лазаря символизирует будущее

духовное возрождение Раскольникова. Все детали сцены имеют

глубокий смысл: Родион поражается тому, что Евангелие принадлежало

убитой Лизавете; чтение происходит на четвертый день после

убийства, и именно в четвертый день после смерти воскресает Лазарь.

   Раскольникову еще предстоит  пройти долгий, мучительный путь 

к настоящему раскаянию, но уже в сцене чтения Евангелия есть предчувствие

духовного обновления главного героя. Слабая, робкая, униженная

Соня оказывается со своей верой и состраданием духовно

сильнее, чем логически непогрешимый Раскольников. Родион чувствует,

что Соня права, но боится признаться себе в этом. Пока ему

еще кажется, что он сумеет заглушить укоры совести и Соня будет

ему союзником на этом пути: «У меня теперь одна ты... Пойдем вместе...

   » Соня с испугом слушает  бессвязную речь Раскольникова  о том,

что надо захватить власть «над всею дрожащей тварью и над всем

муравейником». Еще больше пугает ее обещание Раскольникова

прийти завтра и рассказать, кто убил Алену Ивановну и Лизавету.

   Родиону кажется, что он  сумеет переубедить Соню, заставит  отказаться 

от христианского смирения, но Достоевский не случайно подробно

приводит в романе текст легенды о Лазаре, подчеркивает глубокие переживания героев во время чтения. Писатель-христианин, Достоевский

показывает, что искренняя вера дает человеку опору в самых безнадежных

обстоятельствах и помогает возродиться даже преступникам.


Информация о работе Визит Раскольникова к Соне