Биография Н.В. Гоголя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 00:53, реферат

Краткое описание

Литературную известность Гоголю принес сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-32), насыщенный украинским этнографическим и фольклорным материалом, отмеченный романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Повести из сборников "Миргород" и "Арабески" (оба 1835) открывают реалистический период творчества Гоголя. Тема униженности "маленького человека" наиболее полно воплотилась в повести "Шинель" (1842), с которой связано становление натуральной школы. Гротескное начало "петербургских повестей" ("Нос", "Портрет" и др.) получило развитие в комедии "Ревизор" (постановка 1836) как фантасмагория чиновничье-бюрократического мира.

Содержание

Введение………………………….………………………………………………..3
1. Детские годы……………………………………..…………………………..…4
2. Годы учения. Переезд в Петербург……………………………………………6
3. Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Ревизор»..……………........8
4. Главная книга………………………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………………...16

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по литературе биография Н.В. Гоголя.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

 

 

3. Главная книга

 

В июне 1836 Гоголь (снова  вместе с Данилевским) уезжает за границу, где он провел в общей сложности более 12 лет, если не считать двух приездов в Россию в 1839-40 и в 1841-42. Писатель жил в Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, Чехии, но дольше всего в Италии, продолжая работу над "Мертвыми душами", сюжет которых (как и "Ревизора") был подсказан ему Пушкиным. Свойственная Гоголю обобщенность масштаба получала теперь пространственное выражение: по мере развития чичиковской аферы (покупка "ревизских душ" умерших людей) русская жизнь должна была раскрыться многообразно не только со стороны "низменных рядов ее", но и в более высоких, значительных проявлениях. Одновременно раскрывалась и вся глубина ключевого мотива поэмы: понятие "мертвая душа" и вытекавшая отсюда антитеза "живой" "мертвый" из сферы конкретного словоупотребления (умерший крестьянин, "ревизская душа") передвигались в сферу переносной и символической семантики. Возникала проблема омертвления и оживления человеческой души, и в связи с этим общества в целом, русского мира прежде всего, но через него и всего современного человечества. Со сложностью замысла связана жанровая специфика "Мертвых душ" (обозначение "поэма" указывало на символический смысл произведения, особую роль повествователя и позитивного авторского идеала). Второй том "Мертвых душ". "Выбранные места из переписки с друзьями".

После выхода первого  тома (1842) работа над вторым томом (начатым  еще в 1840) протекала особенно напряженно и мучительно. Летом 1845 в тяжелом  душевном состоянии Гоголь сжигает  рукопись этого тома, объясняя позднее  свое решение именно тем, что "пути и дороги" к идеалу, возрождению человеческого духа не получили достаточно правдивого и убедительного выражения. Как бы компенсируя давно обещанный второй том и предвосхищая общее движение смысла поэмы, Гоголь в "Выбранных местах из переписки с друзьями" (1847) обратился к более прямому, публицистическому разъяснению своих идей. С особенной силой была подчеркнута в этой книге необходимость внутреннего христианского воспитания и перевоспитания всех и каждого, без чего невозможны никакие общественные улучшения. Одновременно Гоголь работает и над трудами теологического характера, самый значительный из которых "Размышления о Божественной литургии" (опубликован посмертно в 1857).

В апреле 1848, после паломничества  в Святую землю к гробу Господню, Гоголь окончательно возвращается на родину. Многие месяцы 1848 и 1850-51он проводит в Одессе и Малороссии, осенью 1848 наведывается в Петербург, в 1850 и 1851 посещает Оптину пустынь, но большую часть времени живет в Москве.

К началу 1852 была заново создана редакция второго тома, главы из которой Гоголь читал ближайшим друзьям А. О. Смирновой-Россет, С. П. Шевыреву, М. П. Погодину, С. Т. Аксакову и членам его семьи и другим. Неодобрительно отнесся к произведению ржевский протоиерей отец Матвей (Константиновский), чья проповедь ригоризма и неустанного нравственного самоусовершенствования во многом определяла умонастроение Гоголя в последний период его жизни.

1 января 1852 Гоголь сообщает  Арнольди, что 2-й том "совершенно  окончен". Но в последних числах месяца явственно обнаружились признаки нового кризиса, толчком к которому послужила смерть Е. М. Хомяковой, сестры Н. М. Языкова, человека, духовно близкого Гоголю. Его терзает предчувствие близкой смерти, усугубляемое вновь усилившимися сомнениями в благотворности своего писательского поприща и в успехе осуществляемого труда.

В конце января - начале февраля Гоголь встречается с  приехавшим в Москву отцом Матвеем (Константиновским); содержание их бесед  осталось неизвестным, однако есть указание на то, что отец Матвей советовал уничтожить часть глав поэмы, мотивируя этот шаг их вредным влиянием, какое они будут иметь. Гоголь же, со своей стороны, мог перетолковать его реакцию в том смысле, что 2-й том остался художественно неубедительным. 7 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 сжигает беловую рукопись 2-го тома (сохранилось в неполном виде лишь 5 глав, относящихся к различным черновым редакциям; опубликованы 1855). 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве.

 Похороны писателя  состоялись при огромном стечении  народа на кладбище Свято-Данилова  монастыря (в 1931 останки Гоголя  были перезахоронены на Новодевичьем  кладбище).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В исторической перспективе  гоголевское творчество раскрывалось постепенно, обнажая с ходом времени все более глубокие свои уровни. Для непосредственных его продолжателей, представителей так называемый натуральной школы, первостепенное значение имели социальные мотивы, снятие всяческих запретов на тему и материал, бытовая конкретность, а также гуманистический пафос в обрисовке "маленького человека". На рубеже 19 и 20 столетий с особенной силой раскрылась христианская философско-нравственная проблематика гоголевских произведений, впоследствии восприятие творчества Гоголя дополнилось еще ощущением особой сложности и иррациональности его художественного мира и провидческой смелостью и нетрадиционностью его изобразительной манеры. "Проза Гоголя по меньшей мере четырехмерна. Его можно сравнить с его современником математиком Лобачевским, который взорвал Евклидов мир..." (В. Набоков). Все это обусловило огромную и все возрастающую роль Гоголя в современной мировой культуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Алтынов П.И. «Петербургские повести». - Ленинград: «Детская литература», 1978. - 173 с.

2. Марченко Н.А. «Жизнь  и творчество Н.В.Гоголя». - М.: «Детская  литература», 1979. - 64с.

3. Машинский С.И. «Художественный  мир Гоголя». - М.: «Просвещение», 1979. - 432с.

4. Рубцов М.Г. «Тропа к Гоголю». - М.: «Детская литература», 1976. - 351с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Биография Н.В. Гоголя