Бал как элемент дворянского быта на страницах романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 13:41, курсовая работа

Краткое описание

Пушкина не стало в расцвете его поэтических возможностей, а возможности эти были необычайно велики. Но Пушкин успел сделать очень много. Это величайший народный поэт, воплотивший в себе достижения предшествующей отечественной и мировой литературы, обозначивший своим творчеством более высокий этап ее дальнейшего развития. Его творчество отразило своеобразие всех основных сословий страны - дворянства, крестьянства, буржуазии, мещанства: их обычаи, нравы, интересы, стремления, связи и отношения. Поэт обличал отрицательные характеры, боролся с индивидуализмом и одновременно утверждал положительные образы своей эпохи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………4
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1 История бала……………………………………………………5
1.2 Проведение балов……………………………………………….7
1.3 Внешний вид, костюмы………………………………………...8
1.4 Правила поведения во время танца…………………………..12
2. СЦЕНЫ БАЛА В «ЕВГЕНИИ ОНЕГИНЕ»……………………15
ВЫВОДЫ……………………………………………………………19
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

Бал как элемент дворянского быта на страницах романа А.С. Пушкина.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

К бальным туалетам допускается относить платье-костюм, детали которого выполнены из единого вида материала или объединены отделкой в единую композицию.

Дамы на балу должны быть в чулках или колготках белого, телесного цвета или светлых тонов, гармонирующих с бальным туалетом. Появление дамы в гольфах, заканчивающихся ниже обреза юбки, или носках, а также с обнаженными ногами не допускается.

Аксессуарами бального платья могут быть веер, небольшая бальная сумочка, форматом не более косметички, пояс, позволяющий крепить аксессуары на время танца, шарфы, боа, иные виды покрывающих деталей туалета, не противоречащих требованию безопасности. Обязательным аксессуаром являются перчатки или «митенки», длина которых обратно пропорциональна длине рукава: чем короче рукав, тем длиннее перчатки.

Если в программе бала предусмотрены видовые танцевальные отделения с характерными различиями (например «classic» и «latina», или «classic» и «disco»), то допускается иметь и сменять бальные туалеты, характерные для того или иного стиля. Для этого в программе, приглашении и протоколе должны быть сделаны соответствующие указания, а также предусмотрены необходимые по длительности антракты.

Произведения высокой моды, а также туалеты, предполагающие обнажение интимных частей тела полностью или под прозрачными тканями, на балу типов «А» и «Б» следует считать неуместными.

Обувь для танцев на паркете должна:

- быть с кожаной или велюровой  подошвой;

- не иметь металлических деталей  на подошве и каблуках;

- иметь ремешок, фиксирующий пятку;

- спортивная обувь допускается  только для танцев в стиле  «disco».

Обувь не должна иметь деталей, способных травмировать ее владельцев и их партнеров.

На балу в качестве дамской обуви не допускается использовать сапожки, ботинки, туфли на платформе, сандалии, сабо, вьетнамки, тапочки, а кроме того кроссовки и кеды (за исключением отделений в стиле «disco»).

На балах-маскарадах допускается использовать в качестве аксессуара маскарадного костюма специальные балетные сапожки, греко-римские сандалии, театральные туфли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Правила поведения во время танца

Дама должна строго наблюдать, чтобы кавалер был у нее с левой стороны, как во время танцев, так и идя с ней по зале. Ни дамы, ни кавалеры во время бала перчаток не снимают, а тем более без перчаток не танцуют.

Дама легко кладет левую руку мужчине немного ниже плеча. Смотря по моде, в этой же руке держат веер и нарядный носовой платок или же платок прячут, а веер вешают на цепочке, шнурке или ленте, прикрепленных к поясу. Назначение веера - навевать на себя прохладу; прикрываться же им, чтобы было удобнее говорить и смеяться с кавалером, неприлично. Молодые, очень живые дамы должны еще заметить себе, что не годится терять цветы из волос или с платья и куски самого платья и его отделки. Это всегда указывает на несдержанные, резкие движения и недостаток аккуратности и скромности.

Во время парадных танцев (полонеза, менуэта) вставать следует только позади уже стоящих пар. Это правило не относится к распорядителю бала. Оптимальное расстояние между парами - не менее метра. Если пар встает слишком много, стоит встать в стороне, образовав иную линию. Если в зале свободно, кавалеру следует вести даму на танец впереди себя, если же тесно - идти впереди самому, чтобы теснота не доставляла неудобств избраннице. Не нужно слишком близко подходить к танцующим, избегайте столкновений. Если же столкновение произошло, стоит извиниться и проявить внимание. Вежливым считается перед началом танца еще раз поклониться своему партнеру. Вообще, танец обычно начинается с поклона кавалера и ответного реверанса дамы.

В танце даму ведет кавалер, и все ошибки он должен принимать на свой счет; если пара случайно задела другую пару, то извиняется кавалер, ведь он ведущий.

Во время танца кавалер и дама не должны быть слишком далеко друг от друга, но и не нужно прижиматься друг к другу. Танцуя с дамой, одетой в декольтированное платье, кавалер не может позволить себе держать ее за обнаженные плечи или спину.

 

Танцующий кавалер никогда не смотрит себе под ноги, даже чтобы удостовериться, что он правильно выполняет все шаги. Кавалеру следует держаться прямо, с достоинством.

Даме также надлежит танцевать с поднятым взглядом, лишь изредка позволяя себе бросить короткий взгляд на пол. Однако никто не может запретить танцующей даме стрелять взглядом в приглянувшегося кавалера!

Как считается неприличным говорить без умолку над ухом своей дамы во время танца, так точно было бы неучтиво не сказать ей нескольких слов. Беседа между дамой и кавалером должна быть исключительно любезной и приятной. Говорить банальности, обсуждать других гостей бала – дурной тон.

В танце, имеющем строгую последовательность фигур, следите за предыдущими парами, особенно за первой, и не делайте ничего раньше них.

Во время танцев свободного перемещения, например, венского вальса, не спешите встать сразу в пару, сначала дождитесь музыки и поклонитесь под нее, благо музыка здесь позволяет это. Во время танцев двигайтесь вместе со всеми, старайтесь не смещаться, либо двигаться по обычной линии танца, во внешнем кругу. Если Вы танцуете более или менее на месте или по какой-то причине сбились, то лучше отойти в центр зала, но не вовне, и тем более, не оставаться на линии танца.

По окончании танца кавалер кланяется своей даме и сопровождает ее на то место, откуда он ее пригласил, либо туда, куда пожелает дама, попутно благодаря ее за честь, которую она оказала, танцуя с ним в паре.

Все пары, по-видимому, исполняют одни и те же движения, но внимательному наблюдателю можно при этом найти в них массу черт, служащих верной характеристике не только каждой отдельной пары, но и личности. По гармоническим движениям отдельной пары, которая как будто представляет из себя одно, часто можно безошибочно заключать о существующей между лицами симпатии. Грациозные, легкие, будто парящие движения молодой девушки всегда привлекательны; над несовершенствами же движений всегда позволяют себе подсмеиваться, вовсе не принимая при этом в соображение, что причиной часто бывает кавалер.

Действительно, задача последнего в танцах гораздо тяжелее и важнее, чем дамы. Он должен уметь настолько хорошо танцевать, чтобы быть в состоянии прикрыть маленькие неловкости своей дамы. Поэтому молодому человеку следует заботиться о том, чтобы уметь хорошо танцевать; тогда он может быть уверенным, что отказа не получит; напротив, его будут всюду охотно встречать и приглашать на балы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СЦЕНЫ БАЛА В «ЕВГЕНИИ ОНЕГИНЕ»

В «Евгении Онегине» сцены бала являются ключевыми. Всё  географическое пространство романа можно разделить на три основные части: Петербург, Москва и провинция, так  и сцены бала можно распределить условно по трем группам: 1) Петербургский бал и светский  раут,  на котором Онегин снова встречает Татьяну;  2) Московский бал в Благородном собрании; 3) Бал на именинах Татьяны в деревне.

Мы лучше поспешим на бал,

Куда стремглав в ямской карете

Уж мой Онегин поскакал.  (1,XXVII)

Танцы занимают в «Евгении Онегине» важное место: им посвящены авторские отступления, они играют большую сюжетную роль. Бал в эпоху Онегина начинался польским полонезом. В «Евгении Онегине»  полонез не упоминается ни разу. В Петербурге поэт вводит нас в бальную залу в момент, когда "толпа мазуркой занята" т. е. в самый разгар праздника, чем подчеркивается модное опоздание Онегина. Умение танцевать мазурку считалось в светском обществе обязательным. В числе достоинств Онегина было и то, что он смолоду «легко мазурку танцевал ».

Вошел. Полна народу зала;

Музыка уж греметь устала;

Толпа мазуркой занята;

Кругом и шум и теснота; (I, XXVIII)

Отличие между столицей и провинцией выражалось в противопоставлении «изысканного» и «бравурного» исполнения мазурки, представители высшего света скользят по лаковым полам, а поместное дворянство лихо отплясывали. Пушкину ближе искренние, хотя и наивные жители глубинки.

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,                                           

В   огромном зале все дрожало,                                              

Паркет трещал под каблуком,                                              

Тряслися, дребезжали рамы;                                              

Теперь не то: и мы, как дамы,                                              

Скользим по лаковым доскам.                                              

Но в городах, по деревням                                              

Еще мазурка сохранила                                              

Первоначальные красы:

Припрыжки, каблуки, усы

Все те же…   (5, XLII)

По мнению Ю.М. Лотмана, бал не фигурирует в «Евгении Онегине» как официально-парадное торжество, и поэтому полонез не упомянут.  Бал  у Лариных начинается со второго танца — вальса.  Пушкин характеризует вальс так:

              Однообразный и безумный,

               Как вихорь жизни молодой,

               Кружится вальса вихорь шумный;

               Чета мелькает за четой…  (5, XLI )

Завершает бал котильон. Он объединял в себе фигуры вальса, мазурки и польки, это танец в какой-то степени импровизационный: задавала тон и определяла фигуры первая пара, кавалер даже командовал оркестром. Котильон танцевали «до упаду». «…Поэт конца мазурки ждет /И в котильон ее зовет… И бесконечный котильон / Ее томил, как тяжкий сон ». Речь идет о Ленском и Ольге Лариной.

Под какое музыкальное сопровождение танцевали и пели? В богатых домах и разного рода «собраниях», то есть клубах, нанимали оркестр, обычно же играло фортепиано. Про Ленского говорится:

Садился он за клавикорды

И брал на них одни аккорды. ( 6, XIX )

 Клавикорды вышли из  моды к началу XIX века. Историки  полагают, что клавикордами по  инерции часто продолжали называть  сменившее их фортепьяно. Котильон утомителен только для Татьяны, потерявшей интерес к балу, на котором она обделена вниманием Онегина. Тяжко на балу тому, кто не включается в его одуряющую кутерьму.

Буянов, братец мой задорный,

К герою нашему подвел

Татьяну с Ольгою… (V, XLIII, XLIV)

Имеют в виду одну из фигур мазурки: к кавалеру (или даме) подводят двух дам (или кавалеров) с предложением выбрать. Выбор себе пары воспринимался как знак интереса, благосклонности или (как истолковал Ленский) влюбленности. Второй танец с незнакомыми воспринимался как вопиющее нарушение всех правил этикета. Так, герои  романа подобным образом нарушили бальный этикет Ольга Ларина и Онегин:

Спустя минуты две потом

Вновь с нею вальс он продолжает;

Все в изумленье. Ленский сам

Не верит собственным глазам. (5, XLI)

Балы заканчивались под утро. Усталые, полусонные гости разъезжались по домам:

Что ж мой Онегин? Полусонный

В постелю с бала едет он:

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден. (1, XXXV)

Проведение бала было дорогим, а подчас даже разорительным делом. В романе Пушкина отец героя, например, «давал три бала ежегодно //  И промотался наконец». Для Онегина в круговороте праздной жизни посещение балов и званых вечеринок - скучная, но неизбежная обязанность, там он откровенно томится и  скучает,  а  для создателя романа бал  привлекателен яркостью  красок, неподдельным весельем, буйством и кипением молодых сил: «Во дни веселий и желаний// Я был от балов без ума».

Люблю я бешеную сладость,

И тесноту, и блеск, и радость,

И дам обдуманный наряд;  (1, XXX)

Итак, бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Танцы под фортепьяно балом не считались. Бал всегда заканчивался ужином и очень часто включал дополнительные, кроме танцев, развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей - певцов и музыкантов - из числа гостей, живые картины,  даже любительский спектакль.

У колонны бальной залы московского Дворянского  собрания  Татьяну замечает «какой-то важный генерал» - этот бал определяет ее судьбу. Онегин, попавший «с корабля на бал, окончивший свои странствия,  встречает Татьяну - уже «неприступною богиней роскошной, царственной Невы». Он вдруг становится безнадежно влюбленным. Так, на паркете бальной залы  происходят  важнейшие  события  в  жизни героев романа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ВЫВОДЫ:

В курсе уроков школьной литературы тема бала рассматривается нешироко, но, готовя данную работу, я узнала много нового и интересного.

В произведениях русской классической литературы бал рассматривается и у Н.В.Гоголя в поэме «Мёртвые души», в «Маскараде», М.Ю. Лермонтова. У Л.Н. Толстой для описания первого бала Наташи Ростовой не жалеет листа и описывает бал на протяжении двухсот страниц. В произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума» практически всё действие происходит на балу, но это темы для моего дальнейшего исследования.Как мы видим, бал притягивает к себе внимание писателей и многие из них уделяют ему особое место.

Информация о работе Бал как элемент дворянского быта на страницах романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»