А. С. Грибоедов как образ «декабриста в повседневной жизни»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 11:32, статья

Краткое описание

Его именем открывается одна из самых блистательных страниц в истории русской литературы. Перед его умом преклонялся Пушкин. Он вошел в историю литературы, написав одну гениальную комедию «Горе от ума», а в историю музыки – создав один выдающийся вальс. Он трагически погиб в Персии, не дожив до сорока лет, но задолго до преждевременной и страшной физической смерти он испытывал горькую и опустошающую внутреннюю трагедию. Прочитав его биографию, сложно не заинтересоваться его судьбой…

Содержание

Введение.
А. С. Грибоедов как образ «декабриста в повседневной жизни».
2.1. «Декабрист в повседневной жизни» /Ю. М. Лотман/ как явление русской культуры начала XIX века.
Портреты декабристов и особенности их бытового поведения как феномен этикета.
А. С. Грибоедов в повседневной жизни.
Чацкий и Грибоедов.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

������ - копия.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

       Относительно художественного достоинства своих произведений не обольщался и сам Рылеев «Я не поэт, а гражданин», - заявлял он, и на свою литературную деятельность смотрел как на гражданское служение, целью которого должно быть «общественное благо». Хотя  именно поэзия Рылеева поставила подвиг женщины, следующей за мужем в ссылку, в один ряд с другими проявлениями гражданской добродетели. В думе «Наталия Долгорукова» и поэме «Войнаровский» был создан стереотип поведения женщины-героини:

Забыла я родной свой град,

Богатство, почести и знатность,

Чтоб с ним делить в Сибири хлад

И испытать судьбы превратность.

Вдруг вижу: женщина идет,

Дахой убогою прикрыта,

И связку дров едва несет,

Работой и тоской убита.

Я к ней, и что же?.. Узнаю

В несчастной сей, в мороз и вьюгу,

Козачку юную мою,

Мою прекрасную подругу!..

Узнав об участи моей,

Она из родины своей

Пришла искать меня в изгнанье.

О странник! Тяжко было ей

Не разделять со мной страданье.

         Известно, что  не Рылеев изобрел сюжет, где жена следует за мужем в ссылку, однако только после Рылеева такая поездка стала общественным и политическим фактом.

         Мы знаем, что декабристы культивировали серьезность как норму поведения. Приведем один на редкость выразительный пример. Пушкин записал характерный разговор: «Дельвиг звал однажды Рылеева к девкам. „Я женат", — отвечал Рылеев. „Так что же, — сказал Дельвиг, — разве ты не можешь отобедать в ресторации потому только, что у тебя дома есть кухня?"» (с.32 [9]).

         Зафиксированный Пушкиным разговор Дельвига и Рылеева интересен не столько для реконструкции реально-биографических черт их поведения, сколько для понимания их отношения к самому принципу поведения.

       Перед нами — столкновение «игрового» и «серьезного» отношения к жизни. Рылеев- человек серьезного поведения. Не только на уровне высоких идеологических построений, но и в быту такой подход подразумевает для каждой значимой ситуации некоторую единственную норму правильных действий. Дельвиг, как и арзамасцы или члены «Зеленой лампы», реализует «игровое» поведение, неоднозначное по сути. В реальную жизнь переносится ситуация игры, позволяющая считать в определенных случаях допустимой условную замену «правильного» поведения противоположным.

      Поведение Рылеева в принципе едино, и для него такой поступок был бы равносилен теоретическому признанию права человека на аморальность. То, что для Дельвига вообще не имеет значения (не является знаком), для Рылеева было бы носителем идеологического содержания. Так разница между свободолюбцем Дельвигом и революционером Рылеевым рельефно проявляется не только на уровне идей или теоретических концепций, но и в природе их бытового поведения.

       Рылеев осмелился обесславить грозного Аракчеева, любимца Александра I, в своей сатире «К временщику». Декабрист Николай Бестужев позднее вспоминал: «Все государство трепетало под железной рукой любимца правителя. Никто не смел, жаловаться: едва возникал малейший ропот – и навечно исчезал в пустынях Сибири или в смрадных склепах крепостей. В таком положении была Россия, когда Рылеев громко и всенародно вызвал временщика на суд истины; когда назвал его деяния, определил им цену и смело предал проклятию потомства слепую или умышленную покорность вельможи для подавления отечества. Нельзя представить изумления, ужаса, даже, можно сказать, оцепенения, каким поражены были жители столицы при сих неслыханных звуках правды и укоризны, при сей борьбе младенца с великаном». (18).

       Это лишь значит, что Рылеев, как настоящий декабрист,  высказывал свое мнение без  обвиняков, «речь его отличала  резкость и прямота суждений, безапелляционность приговоров»,  как говорит нам про декабристов  Лотман в статье «Декабрист  в повседневной жизни».

       «Мы дышим свободою», — произнес Рылеев 14 декабря на площади. Эти слова характеризовали декабристов и самого Рылеева.

        Таким образом, Рылеев бы настоящим декабристом. Он очень любил свою Родину, был настоящим патриотом, высказывал свое мнение, не боясь осуждения, говорил все правду в лицо даже самым высокопоставленным людям. Все это является чертами декабристов.

                   Кюхельбекер Вильгельм Карлович— русский поэт, писатель и общественный деятель, декабрист, товарищ Пушкина по Царскосельскому лицею.

В 1821—1822 г.г. Вильгельм Кюхельбекер  служил при генерале Ермолове на Кавказе, где сошелся с Грибоедовым.

   Грибоедов как никто другой  близок и дорог был Кюхельбекеру. Упоминаниями о нем пестрит  дневник декабриста, не раз образ  друга-поэта возникал в его стихах. В обращениях к Грибоедову отражаются напряженные раздумья Кюхельбекера о трагической участи, высоком призвании поэта в современном мире.

   Встреча с Грибоедовым  на Кавказе в 1821 г. — важнейшая  веха в жизни Кюхельбекера. В Грибоедове он нашел не только старшего друга, близко к сердцу принявшего его невзгоды, мысли и чувства, но и человека, заставившего его по-новому взглянуть на многие актуальные вопросы жизни и литературы, более того, человека сходной судьбы — такого же, как он сам, «неприкаянного поэта».

  Человек пламенного поэтического  чувства и вечный скиталец, жизнелюб  и одновременно скучающий, полный  желчной иронии к пошлому миру  высокий поэт, «жрец и провидец»,  «постигший высшее сладострастие», которого не могут оценить и понять современники, — в таких контрастных ипостасях предстает Грибоедов в произведениях Кюхельбекера. Его трагизм передается через раздвоенность мира поэта, выраженную, например, в послании «Грибоедову» 1821 г., в условно-романтических символах. Чуждый «земных цепей» поэт, «жилец возвышенного мира», не может спастись от клеветы, от сетей низкой действительности, от жалящих его «гнусных змей» В послании к другу, человеку осведомленному, эти символы читаются конкретно, не требуют расшифровки и в то же время в плане возвышенном. Своей неспособности преодолеть оковы «низкой» действительности Кюхельбекер противопоставляет высокого поэта Грибоедова:

Но ты, ты возлетишь над песнями  толпы!

Тебе дарованы, Певец, рукой судьбы

Душа живая, пламень чувства,

Веселье светлое и тихая любовь,

Златые таинства высокого искусства

И резво-скачущая кровь!

    Кюхельбекер не раз  еще обратится в своих стихах  к Грибоедову. Воспоминаниям о  дружбе с ним на Кавказе,  о том, как с ними возвратились  в его темницу «поэзия и  юность и любовь», посвящен эпилог поэмы «Юрий и Ксения». Упоминает Кюхельбекер Грибоедова и в стихотворении 1845 г. «До смерти мне грозила смерти мгла».

    Грибоедов оставил в  душе Кюхельбекера глубокий след. Образ его, запечатленный в  стихах и прозе декабриста, несомненно отражает не только личность великого русского писателя, но и внутренний мир самого Кюхельбекера. Грибоедов «из стаи той орлиной», и хотя он миновал каторгу и ссылку, в его судьбе отражается скорбная и трагическая участь людей 14 декабря 1825 г.

   Неуравновешенный, чувствительный, вечно восторженный, Вильгельм Кюхельбекер  был образцом романтика в жизни  и в литературе. Пушкин отозвался  о нем: «Человек дельный с  пером в руках, хоть и сумасброд». (19).

   Радикальное настроение  сблизило Вильгельма Кюхельбекера с некоторыми участниками Северного Общества, но членом его Кюхельбекер не был и в дело 14 декабря замешался случайно, «охмелел в чужом пиру», как выразился Пушкин. Был на Сенатской площади с восставшими, покушался на брата царя (великого князя Михаила Павловича).

  Н.Г. Котляровский, характеризуя  произведения декабристов, отмечал,  что В.К. Кюхельбекер «…как  критик и теоретик самобытной  литературы, … предостерегал от  … подражания и, в ущерб  вкусу и правде, восхвалял до  небес все, даже самое ничтожное, лишь бы оно носило отпечаток народности». Он, как и все декабристы, был настоящим патриотом. Он призывал «сбросить с себя поносные цепи немецкие» и «быть русскими». (19).

  О Кюхельбекере говорят воспоминания  одного из воспитанников Благородного  пансиона Н. А. Маркевича. Он пишет о своем учителе как о «благороднейшем и добрейшем, честнейшем существе... Кюхельбекер был любим и уважаем всеми воспитанниками. Это был человек длинный, тощий, слабогрудый, говоря, он задыхался, читая лекцию, пил сахарную воду... Мысль о свободе и конституции была в разгаре».[19]. Значит, Кюхельбекер не боялся говорить о свободе даже на уроках в пансионе.

У Ю.Тынянова есть роман «Кюхля», посвященный  В.К.Кюхельбекеру .Этот роман является документальным: все главные обстоятельства жизни Кюхельбекера и других героев могут быть подтверждены сохранившимися документами. Через образ Кюхельбекера Тынянов стремился раскрыть и сильные и слабые стороны декабризма. Герой романа Тынянова - человек, не игравший в движении первостепенной роли, вступивший в тайное общество незадолго до восстания. Как же получилось, что история осмеянного при жизни, а затем и вовсе забытого поэта позволила Тынянову создать глубокую картину всего декабристского движения? Оказалось, что именно в этом человеке, которого непрестанно преследовали неудачи, воплотились весьма характерные черты идейного, духовного, психологического облика людей, поднявших восстание. Писатель настойчиво ведет нас к мысли, что в мечтаниях Кюхли, в странностях его поведения резко выразилось то, чем жили не только он, но и Рылеев с его гневными вспышками, и Грибоедова с его тихой злостью, и Чаадаева с его надменностью, и Николая Тургенева с его ораторским пафосом. И это, действительно, так. Все они движимы и одержимы одним стремлением – уничтожить крепостническое рабство, покончить с угнетением народа. В Кюхельбекере эта одержимость принимает наиболее резкие, может быть даже аффективные формы.

Таким образом, вступив в Северное общество в последние месяцы его  существования, Кюхельбекер был  все - таки настоящим декабристом. В его чертах характера соединились главные черты декабристов: патриотизм и умение высказывать свои «свободные» мысли вслух.

 

 

 

    1. А. С. Грибоедов в повседневной жизни.

 

 По духу времени и вкусу

Я ненавидел слово  раб…

А.С.Грибоедов.

…из стаи той орлиной.

В.К.Кюхельбекер.

  Разговор  о Грибоедове и  декабристах вести очень сложно. Он не подпадает под определение  Ю.М.Лотмана, так как служить  Грибоедов начал довольно поздно  и к своей службе относился  только как к необходимости.  Также постановка вопроса представляется возможность беседы на огромное количество тем, таких как: был ли Грибоедов членом тайного общества и если да, то какого: Северного или Южного; принимал ли Грибоедов участие в обсуждении самой возможности вооруженного восстания 14 декабря 1825 г. и в его подготовке; отражал ли он в своем произведении личное отношение к делу декабристов. Грибоедов был знаком со многими членами декабристского общества, его комедия «Горе от ума» была довольно провокационной. Когда декабриста В. И. Штейнгеля спросили на одном из заседаний следственной комиссии, какие из произведений формировали его либеральные взгляды, он, не задумываясь, ответил: «Горе от ума»! А декабрист Д. И. Завалишин в своих воспоминаниях о Грибоедове, опубликованных в 1879 году, свидетельствовал, что его собратья по восстанию использовал комедию «Горе от ума» в целях политической агитации. Грибоедов, сам по себе не являлся членом тайного общества, но схожие черты характера и поведения с декабристскими у него были. Постараемся сравнить поведение декабристов и Грибоедова на основе статьи Лотмана «Декабрист в повседневной жизни» и со слов современников Грибоедова.

Во-первых, можно охарактеризовать декабристов как врагов рабства  и невежества. По словам Вл.Орлова, Грибоедов  «…не мог смириться с подлостью и низостью рабовладельцев, бесправием и угнетением рабов…». (с.11[14]) Так же у Грибоедова прослеживалась «…любовь к народу и ненависть к врагам и угнетателям народа…». (с.17[14]).

Во-вторых, речь декабристов отличала резкость и прямота суждений, безапелляционность приговоров, постоянное стремление высказывать без обвиняков своё мнение, не признавая утвержденного ритуала и правил светского речевого поведения. Со слов современников о Грибоедове:  «…свобода определяла грибоедовский стиль повседневного поведения, чуждающегося строгих этических норм, манеру его речи, вдохновенной и захватывающий, его несветскую откровенность, его просветительское вольнодумство»(С.Фомичев). (с.12[1]).  К.А. Полевой отмечает независимость в суждениях и в образе жизни: «Его обращение всегда отличалось редким свойством – какой-то искренностью, которая, однако же, не переходила светских норм». (с.165[1]). 

«Никто не похвалится его лестью; никто не дерзнет сказать, будто  слышал от него неправду. Он мог обманываться сам, но обманывать – никогда. Твердость, с которой он обличал порочные привычки, несмотря на знатность особы, показались бы катоновской суровостью, даже дерзостью», - писал А.А.Бестужев. (с.102 [1]). 

«Человек увлекающийся и крайне неосторожный в высказываниях, легко мог вдаваться в излишнюю откровенность даже с такими людьми, которые, при случае, могли выдать Грибоедова, как выдавали других», - отмечает Д.И.Завалишин. (с.131 [1]).   Ещё одно суждение: «Кто ему не нравится, он не скрывает» (С.Фомичев). (с.13 [1]).  

Декабристы культивировали серьезность  как норму поведения. Грибоедов соответствовал этому идеалу:

Насмешливый, угрюмый,

С язвительной улыбкой на устах,

С челом высоким под завесой  думы,

Со скорбью во взоре и чертах!                          (В.К.Кюхельбекер) 

Для декабристов поступок существовал, если он увенчивался словом. Слово  и начало, и конец. Грибоедов же, наоборот, хотел « проверить свои мысли и соображения на практике – таково всегда было побуждение Грибоедова» (Вл.Орлов). (с.35 [14])  . Также Грибоедова характеризовало «деятельное отношение к жизни, хотел активно вмешиваться в жизнь, обновлять ее, перестраивать, действовать» (Вл.Орлов). (с.42 [14]). 

Поведение декабриста было отмечено печатью романтизма. Здесь мы можем  говорить о комедии Грибоедова «Горе от ума». По словам А. Горелова, «…с революционным романтизмом роднит комедию Грибоедова высокая патетика ораторской речи, утверждение личного героизма как самоотверженной формы борьбы и протеста». (с.22 [4]). 

  Все виды светских развлечений: танцы, карты – встречают со стороны декабристов суровое осуждение как знаки душевной пустоты. Вот что говорили современники про Грибоедова:

«Грибоедов не любил света, не любил  пустых визитов или чинных обедов, ни блестящих праздников так называемого лучшего общества» (А.А.Бестужев) (с.102 [1]). 

«В нем не было ни малейшего признака несносного притворного желания  играть роль светского человека» (К.К.Полевой).  (с.164 [1]).     

Светские развлечения – только внешняя показная сторона его жизни: «Участь умных людей, мой милый, большую часть жизни проводить с дураками, и какая их бездна у нас! - жалуется Грибоедов приятелю. – В Москве все не по мне. Праздность, роскошь, не сопряженные ни с малейшими чувствами к чему-нибудь хорошему». (с.16 [4]).     

Существует такое мнение, что  декабристы были связаны с масонством. Грибоедов же состоял членом масонской  ложи «Соединенных друзей».

Информация о работе А. С. Грибоедов как образ «декабриста в повседневной жизни»