Аристофан. История аттической комедии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 13:11, реферат

Краткое описание

По словам Аристотеля, комедии возникли на основе фаллических песен. Главной целью обрядовых процессий было желание задобрить божество. Символом почитания Диониса служило изображение фалла, которое торжественно несли в начале процессии. Первоначально в сквернословии видели возможно задобрить силы природы. Культовая вольность песен облегчало проникновение в них нападок. Были распространены издевки с повозок, мостовая перебранка – своеобразные способ защиты в Аттике. Этот источник комедий предполагал хоровое исполнение ( диалог между хоревтами).Комос – толпа гуляк, пьяниц, ойде – песня, коме – деревня.

Вложенные файлы: 1 файл

аристофан.docx

— 20.40 Кб (Скачать файл)

Аристофан. История аттической комедии.

История комедии делится на 3 периода:

Древний – 487 г до н э – греко-персидсикие войны – до 387 г дата последней комедии Аристофана (Богатство). Содержание носило политический характер - Критики гос жизни Афин, деятелей , насмешки подвергались Перикл, т к была демократия. Конечно, были попытки ограничить вольность комедий, но потом отменялось. Аристофан выводил на сцену Сократа, Клеона, Перикла. В комедиях на сцену выводились индивидуальные лица, была персональная ивиктива с настоящими именами. Фантастический, сказочный характер. Структура комедии : присутствовал хор (24 человека) , в последних пьесах хор или совсем отсутствовал или не принимал участие в действие. Парабаса – одна из партий хора, исполнялась посередине пьесы, или в начале – действие комедии приостанавливалось – хор от лица автора обращался к зрителям, говорил о политических, социальных проблемах – публицистическое выступление (только в Лисистрате парабаса связана с комедией). Авторов древних комедии было более 40, а произведений 200. До нас дошли 11 полных  комедий Аристофана из 44. От остальных же только отрывки – Кратин и Евполид – еще одни известные авторы. Облака – критики софистичиских убеждений, лягушка – критика трагедий, богатство – разбор экономического вопроса.

После пелопоннеской войны Афины  утратили былую мощь. Полтитические  интересы граждан отошли на задний план – внутренняя жизнь в Афинах замерла. Тенденция подойти как  можно ближе к частной жизни  – сделать объектом изображения  в искусстве человека. Еврепид  первый стал заменять героев – выводит  действительной в комедии. К концу 5 началу 4 комедию больше интересуют общечеловеческие темы

Средний – 387-323 г до н э – год смерти Македонского. .  Переходная ступень между древней и новой комедией и занимает период около 60 лет. Мы знаем имена 39 авторов, но ни одна цельная комедия до нас не дошла. Известными были – Антифан, Александрид, Евбул. Вкусы становятся более изысканными – в обществе возникли новые требование – грубые шутки больше не приветствовались – общество находит вкус в анализе, наблюдением за действительностью, фантастика уходит на задний план. Стали популярны пародии на комедии – Еврипид. Травестия ( высмеивание) мифологических сюжетов. На сцену выводились философы ( Платон, академики, пифогорейцы) и высмеивались, лица разных сословий стали вводится в трагедию. Последняя комедия Аристофана изображала изнасилование девушки, потом узнавание об этом и счастливый конец. Структура: в средней комедии нет хора. Отделение сцены от орхестры. Нет парабаса. Между средней и новой трагедией тяжело провести хронологическую грань из-за отсутствия памятников.

 

Новый – 323 -263  до н э – комедия аттическая переживает новый период.263 – год смерти Филена. Политическая свобода исчезла окончательно. Критика общественных деятелей больше не актуальна. Комедия сосредоточилась целиком на изображении частной жизни. Почти исчезла пародия на трагедия ( Менандр делал это), мифологические темы встречаются крайне редко. Авторов около 67, мы знаем 47 – Менандр, Фелемон, Посидипп, Филиппид – эти имена важны для римской комедии. До нас дошли только произведения Менандра отрывками. Основывается на отрывках менандра.

ФОЛЬКЛОРНЫЕ ОСНОВЫ КОМЕДИИ.

По словам Аристотеля, комедии возникли на основе фаллических песен. Главной  целью обрядовых процессий было желание задобрить божество. Символом почитания Диониса служило изображение  фалла, которое торжественно несли  в начале процессии. Первоначально  в сквернословии видели возможно задобрить силы природы. Культовая  вольность песен облегчало проникновение  в них нападок. Были распространены издевки с повозок, мостовая перебранка – своеобразные способ защиты в Аттике. Этот источник комедий предполагал хоровое исполнение ( диалог между хоревтами).Комос – толпа гуляк, пьяниц, ойде – песня, коме – деревня .

Диологические сценки берут начало из народного балагана. Эти балаганные персонажи пришли из театра. На юге  были распространенны флиаки – забавные сценки непристойного содержания, костюмы из флиак перешли в комедию.

Творчество Эпихарма приходится на это время, в его произведениях  участвовали фольклорные персонажи, но не было хора.

Слияние обличительной стихии и  балагана придает комедии своеобразие.

Комедия получило официальное признание  в 487 после выступления Хеонида, после  этого комедии стали принимать  участие в 

Аристотель указывает, что Орхон - хор стал принимать участие в  комедии очень поздно, первоначально  это делали только любители.

Первый поэт- комедиант – Платин (одержал победу в 450 г до н э). Композиция комедии:

В прологе обширная игровая сцена с 4 – 3 лицами ( диалогическая часть – завязка конфликта, их облик)

Парад – хор у Аристофана активно  вмешивается в конфликт. Хор колеблется, но обычно принимает сторону проигравшего.

Агон (спор) развитие аргументов. Хор  заинтересован, разделяется на 2  части. Решающее слово за персональными . Хор принимает сторону победителя. Победа в агоне исчерпывает логическое завершение спора.

Эписодий – вереница отдельных  сцен, где герой защищает свою правду от разных проходимцев. Эти проходимцы изгоняются с орхетсра.

Эксод –  пир, свадьба, где хор  вместе с героем покидает орхестру.

В комедии «всадники» 2 агона.

Обязательным была исконная двусоставность – хор и актер.

АРИСТОФАН.

Родился в 445 г до н э. Первое произведение – 427- 425. Выступал иногда в качестве актера ( клеон во всадниках). Родители были небогатыми афинянами. Рано начал  свою творческую деятельность. Занял 2 место. Аристофан обвинял Перикла, был противник активной пелопоннеской  войны. Первую комедию поставил под  чужим именем. В вавилонянах осмеял Клеона, за что и был обвинении  клеоном перед советом ( существует легенда, что клеон защищался  стихами гомера). Аристофан отомстил клеонону тем, что напал на него в  комедии « Всадники». Образ клеона был настолько отталкивающем, что эту роль исполнял сам Аристофан, т к никто другой не соглашался.

 Древние называли его комиком.  Комедию, которую он поставил  под именем сына, положила начало  новой комедии «Окалёс». Его именем назван особый вид анапеста – метрум –аристофанум – употреблялся в страстной возбужденной речи.

424 были поставлены « всадники»  и получил 1 награду.

Ахарняне, Всадники, Облака (423), Осы( 422), Мир, Птицы, Лисистрата, женщины на празднике, Лягушки, женщины в народном собрании, богатство.

В комедии всадники Аристофан нападает на Клеона. Он ненавидел клеона за то, что тот продолжает войну со Спартой. Клеон в это время достигает  наибольшей популярности – закончил осаду пилоса и захватывает гавань пилоса. Аристофан выводит и народ  – старикашку делоса . Хор в комедии  состоит из всадников – аристократическая  часть общества. Хор выезжал на спинах своих товарищей или деревянных лошадях. Действие проходит перед домом  Делоса. Рабы проклинают кожевника, который  воруют кашу, что сварили рабы для  делоса. Оракул, который был похищен  у кожевника, говорит, что кожевник будет свергнут более низким человеком  – колбасником. В этот  момент он выходит на орхестру, его приветствуют и обещают всякие блага. Демосфен сообщает, что теперь колбасник будет  хозяином над всем, затем помогает взобраться на лоток, чтобы все видеть. Колбасник считает себя поначалу недостойным, но демосфен возражает, что  достаточно давай народу вкусную  еду. Агон между колбасником и кожевником проходит по закону перевернутых отношений. Они соревнуются в наглости, бахвальстве, лести. Колбасник варит демоса в кипятке и тот молодеет. В парабасе мы видим характеристику целого ряда поэтов.

Облака.

Сократ . Философы и софисты –  главные герои. Афиняне относились к философам враждебно. Софисты  – платные учителя мудрости поначалу – обучали диалектики и искусству  красноречия. Степень зловредности измеряется глубиной нравственного  ущерба, который наносится молодому поколению. Сократ – известная личность + маска ученого – шарлатана, кто  портит добрые нравы. Действующие лица – Фидипид и Срепсиад. Хор –  Облака – новые боги, затуманившие головы молодых вздором. Центральный агон – спор Кривды и Правды, где побеждает Кривда. При постановке в 421 г в первой редакции Аристофан проиграл. Аристофан затем создал 2 редакцию, где в парабасе есть жалоба на несправедливость публики, поджог. Во 2 части более серьезные характер. Аристофан противник отрыва от полисной этики.

Лисистрата (411)

Прекращающая походы, распускающая войско. Прямое наследие фаллических  обрядов.

Цель Лисистраты благородна, но способ подачи дает почву для высмеивания. Лисистрата говорит о праве народа лично решать свою семью . Уже в прологе она говорит о желании захватить акрополь и казну. Агон между лисистратой и старцами. Она сравнивает полтитику и домашние дела. Комично само обращение с прогулом – издевательство над членом совета. Антиперсидская направленность – лисистрата предлагает объединится против перси. Судьбы мира должны лишить народы. Единство замысла приводит к художественному единству. Развязка происходит только в эксоде. 1 сцена после парабаса не нарушает сценическую иллюзию – сохрание дисциплины в собственном лагере. 3 эписодий – спартанский вестник с предложением о мире. В итоге все приходят к мысле о заключении мира. В итоге не пире мужья забирают своих жен. Хор разделяется на 2 части сюжетно, женщины, что захватили акрополь и старцы, что его защищают.

Лягушки (405-404)

Архаическая комедия. Комедия очевидно распадается на 3 части. Дионис отправляется в подземный мир, чтобы спасти Еврепида. Потешные эпизода, которые  происходят с Дионисом по пути в  подземный мир. Геракл предлагает Дионису  умереть. Дионис запасается шкурой льва, чтобы быть похожим на Геракла. И  по пути встречают разлчных фантастических существ (Эак, покойник, кербер). Из страха Дионис постоянно меняется одеждой  с со слугой и постоянно неудачно для Диониса.

Кронии – праздник, когда рабы садились за один стол с хозяевами.

Ксаний изображается более смелым, смышленым, чем Дионис.

Лягушки поют во время переправы  Диониса через реку.

Лягушки в комедии символизируют  современных Аристофану поэтов. После  смерти Еврепида остались одни лягушки. Позже хор заменен Мистами.

Парод содержит литературно обработанный диферамб  - культовая песня ( фольклорный источник трагедии).

Парабаса в лягушках посвщена –никак не связана с действием. Совершенно конкретное политическое преступление. Хор предлагает амнистию для заговорщиков «четырехсот»

Сравнивает нынешних граждан с  теми гражданами (медные монеты), кто  терял права ( знатные люди, с аристократическим  образованием).

Затем Дионис оказывается в подземном  царстве. Тут агон между еврипидом  и эсфилом. Обсуждаются их произведения (характер метафор, композиция, воспитательная часть).Меняются приемы создания комисческого. Пролог и эписодий предшествуют агону. 

Трагедия Еврипида не чуждалась  обсуждения бытовых тем. Еврипид  талантливо стилизует комедии. Эсхил  в полемики говорит высоким слогом.

Центр разногласия – художественный метод. Они соглашаются в воспитательной функции, но расходятся в способах воспитания. Эсхил говорит, что нужно изображать людей  прекрасными, чтобы люди стремились ими соответствовать, чтобы люди стремились такими быть.

Еврипид изображает пороки, чтобы  люди исправлялись.

Обсуждают они вопросы стиля. Цитаты даются из реальных трагедий.

 Используется прием материализации  отвлеченных понятий – взвешивание  весов .

Вопрос о типе художественного  мышления делает это произведение первым образцом литературной критики. Эта  пародия всесторонняя.

 Эта пьеса была поставлена  дважды на афинской сцене. Большинство  афинской публики соглашалось с Аристофаном и теми принципами, которые следует вернуть из подземного царства.


Информация о работе Аристофан. История аттической комедии