Аннотация и реферат как жанр научного письменного стиля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:40, реферат

Краткое описание

Жанр - форма организации речевого материала в рамках какого-либо стиля речи. Научный стиль является одной из наиболее богатых разновидностей русской речи в области жанрового разнообразия. Это обусловлено, прежде всего, наличием в нем различных типов текстов. Лингвисты не сходятся в едином мнении на то, какие можно выделить разновидности у научного стиля. Например, Д.Э. Розенталь выделял следующие разновидности (подстили) научного стиля:
научно-популярный,
научно-публицистический,
научно-деловой,
научно-технический (производственно-технический),
учебно-научный.

Содержание

1. Научный стиль и его разновидности……………………………………………..3
2. Аннотация как разновидность письменного текста научного стиля…………..5
3. Реферат: понятие, жанровые особенности………………………………………10
4. Список использованной литературы…………………………………………….15

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ЯЗЫКОЗНАНИЮ.docx

— 45.44 Кб (Скачать файл)

          Как и любой научный текст, реферат имеет определенную композицию:

1. Вступление (где, как  правило, содержится название исходного текста, где опубликован, в каком году, сообщаются сведения об авторе, описывается, чему посвящена работа, в связи с чем написана.

2. Перечисление основных вопросов и проблем, о которых говорится в первоисточнике.

3. Анализ самых важных, по мнению референта, вопросов, содержащихся в исходном тексте. Проводя такой анализ, необходимо обосновать важность выбранных вопросов, коротко передать мнение автора, выразить свое мнение по поводу суждений автора первоисточника.

4. Общий вывод о значении всей темы или проблемы реферируемого текста.

           Реферат как жанр имеет следующие признаки:

1. содержание реферата полностью зависит от содержания реферируемого источника;

2. реферат содержит точное изложение основной информации без субъективных оценок;

3. имеет постоянные структуры: заголовок, собственно реферативную часть, в которой обобщаются сведения об авторах, называются основная тема и проблематика источников, дается подробное или сжатое изложение наиболее важных вопросов, делаются выводы. [3; 288]

        Считается  возможным выделять два типа рефератов: продуктивные и репродуктивные.

     

           Репродуктивный реферат воспроизводит содержание первоисточника. Продуктивный содержит творческое или критическое осмысление реферируемого источника.

           Репродуктивные рефераты можно разделить на два вида: реферат-конспект и реферат-резюме. Реферат-конспект содержит фактическую информацию в общем виде, различные сведения о методах исследования, егорезультатах и возможностях их применения, а также иллюстрированный материал. Реферат-резюме содержит только основные положения данной темы.

           В продуктивных рефератах тоже выделяется два вида: реферат-доклад и реферат-обзор. Реферат-обзор составляется на основе нескольких источников и сравнивает и анализирует разные точки зрения по какому-либо вопросу. В реферате-докладе, помимо анализа информации первоисточника, присутствует объективная оценка проблемы; этот реферат имеет развёрнутый характер.

          Рефераты, как правило, пишутся стандартным, клишированным языком, с использованием речевых оборотов вроде «важное значение имеет», «уделяется особое внимание», «освещаемый вопрос» и т. п. К языковым и стилистическим особенностям рефератов относятся слова и обороты речи, носящие обобщающий характер, словесные клише. Им присущи неопределённо-личные предложения, отвлечённые существительные, специфичные и научные термины, свойственные исследуемой проблеме, деепричастные и причастные обороты.

          В реферате используются, например, такие речевые клише, характерные для данного жанра научного стиля речи:

«Автор останавливается на вопросе…»

«Он анализирует…»

«При этом он отмечает…»

«Самым серьезным последствием этого является…»

«Отсюда автор делает вывод, что…»

«Задача, по мнению автора, заключается в том, чтобы…»

 «Автор рассматривает…» [5; 502]

        В  реферате обязательно должна  присутствовать особая логичность в подаче материала и изъяснении мыслей, определённая объективность изложения материала. Всё это связано не с ограниченным лексиконом автора, а со своеобразием языка рефератов (в частности узкоспециализированной направленности, где доминируют специфические термины и обороты).

          В завершение реферативная работа должна получить соответствующую рецензию с оценкой. Выставляя оценку, преподаватель должен учесть следующие моменты:

1. эрудированность автора (современность и своевременность рассмотренной проблемы, полнота цитирования источников, степень использования в реферате результатов исследований и установленных научных фактов);

2. личные заслуги автора реферата (дополнительные знания, использованные при написании работы, которые получены помимо предложенной образовательной программы, новизна поданного материала и рассмотренной проблемы, уровень владения тематикой и научное значение исследуемого вопроса);

3. характер реферата (логичность в подаче материала, грамотность речи автора, правильное оформление работы, соответствие реферата всем заявленным требованиям).

           Информационная модель реферата как жанра научно-информативного подстиля может быть представлена следующим образом:

    I. Ситуация общения:

    1) общение со множеством людей;

    2) основные функции  реферата:

    а) информативная;

    б) воздействующая;

    3) задачи реферата: сообщить общие существенные  признаки реферируемого источника,  объяснить логику мысли автора, убедить в правоте своей позиции  по отношению к реферируемому  источнику.

    II. Стилевые черты:

    1) обобщенность  – отвлеченность;

    2) подчеркнутая  логичность, доказательность, точность.

    III. Языковые средства:

    1) помогающие выразить  обобщенно- отвлеченное значение: глаголы в форме 3-го лица  наст. вр. со значением постоянного (вневременного) действия; конкретная лексика, выступающая для обозначения общих понятий; неопределенно-личные предложения, пассивные конструкции; существительные среднего рода, образованные от глаголов; краткие прилагательные, обозначающие постоянные свойства предметов; устойчивые обороты с отглагольными существительными;

    2) языковые средства, выражающие подчеркнутую логичность, доказательность, точность:

    а) подчеркнутая  логичность выражается при помощи: повторяющихся существительных  часто в сочетании с указательными  местоимениями; вводных слов, указывающих  на отношения между частями  текста; наречий, выполняющих связующую  функцию; конструкций и оборотов  связи; подчинительных союзов; сложных  предложений;

    б) для выражения  доказательности служат: ссылочные  обороты; местоименные слова,  выполняющие указательные функции;

    в) точность  выражается при помощи: терминов; однозначных слов; цепи родительных  падежей; простых и сложных  предложений. [4, 189]

 

       Итак, на  основании изложенного выше материала  можно сделать следующий вывод.  Реферирование и аннотирование - интеллектуальный творческий процесс, который включает в себя осмысление текста, преобразование информации аналитическим способом и создание нового (вторичного) текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Культура русской речи: Учебник для ВУЗов – М.: НОРМА, 2001. – 422 с.

2. Культура устной и  письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М.: Флинта-Наука, 2000. – 376 с.

3. Москвин В.П. Стилистика  русского языка: теоретический  курс. – Ростов-на-Дону, 2006. – 510 с.

4. Основы научной речи / Под ред. В.В. Химика, Л.Б. Волковой. – М.-СПб., 2003. – 423 с.

5. Словарь лингвистических  терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. – Назрань: Изд-во «Пилигрим», 2010. – 744 с.


Информация о работе Аннотация и реферат как жанр научного письменного стиля