Анализ творческого пути А. Белого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 19:07, реферат

Краткое описание

Актуальность данной работы обусловлена тем, что творчество этого поэта наполнено противоречивыми моментами, оно пестрит проблемами, с которыми сталкивается современный человек. Влияние русского символизма на развитие поэзии второй половины ХХ столетия в настоящий момент изучено явно недостаточно. Во многих его прозаических работах, с одной стороны, проявлялись пути символизма, модернизма, а, с другой, - самобытная манера изложения поэтической мысли.
Целью данной работы является анализ творческого пути А. Белого и основных тем его произведений.

Вложенные файлы: 1 файл

Поэзия А. Белого.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Язык есть нечто относительно самостоятельное по отношению к умственной деятельности, исторически независимое от нее, "формы творчества в языке во многом отличны от форм умственного творчества вообще" [5, с. 78]. А значит, для их изучения нужны совершенно разные походы и методы, их нельзя определять в "высшее" единство.

Язык - это, прежде всего, "наиболее могущественное орудие творчества" [1, с. 49]. В статье "Магия слов" А. Белый пишет, что "поэзия прямо связана с творчеством языка; и косвенно связана она с мифическим творчеством" [1, с. 89]. Язык, как таковой, "есть уже форма творчества" [1, с. 90]. Именно творческой роли языка уделяет поэт внимание в "Символизме". "Творческая роль языка, способна в нас пересоздать окружающую природу. Называя предметы, мы, в сущности, вызываем их из мрака неизвестности: приказываем им быть тем, чем они есть; в этом призвании языка к творческой деятельности кроется мысль о том, что психологически творчество первее познания" [1, с. 91 - 92]. Соглашаясь с тем, что "психологическое" творчество "первее" познания, что познание предопределено творчеством в актах "словообразований", поэт приходит к выводу о том, что "язык, как таковой, играет величайшую роль в поэзии, независимо от того, какие понятия извлечет из материала поэтических слов наше рассуждающее сознание; в словах, как в звуках, бьет поток творческой энергии…" [1, с. 103]. Отсюда вытекает вывод, что цель поэзии - творчество языка; язык же есть само творчество жизненных отношений".

Действительно, язык - это живая материя, она находится в постоянном развитии и движении, это вечная деятельность. "Язык не есть нечто готовое и обозримое в целом; он вечно создается" [1, с. 209]. Язык есть работающая система, которая не столько находится во власти говорящего и слушающего, сколько сама им владеет. Это своеобразный порождающий себя вновь и вновь организм. А значит, в языке нет ничего единичного, его компоненты являются частью одной системы, в которой все гармонично и цельно. "Весь процесс творческой символизации уже заключен в средствах изобразительности, присущих самому языку; в языке как в деятельности, органическим началом являются средства изобразительности; с одной стороны они прямо влияют на образование грамматических форм: переход от "epitheton ornans" к прилагательному неприметен; всякое прилагательное в известном смысле эпитет; всякий эпитет близок к той или иной, в сущности, более сложной форме (метафоре, метонимии, синекдохе)" [1, с. 212].

В центре языковой концепции А. Белого - слово. Для А. Белого важен "культ слова", который он считает деятельной причиной нового творчества. В слове есть идеальность и цельность, свойственные искусству, следовательно, слово и есть искусство, а именно поэзия. Непосредственное изображение видимости отсутствует в поэзии, "словесное описание этой видимости его заменяет. Совокупность слов, вытянутых в одну строчку, символизирует одномерность поэзии" [1, с. 218]. Поэзия через слово может совмещать в себе условия временных и пространственных форм, именно через него в поэзии может отображаться не только форма образов, но и их смена.

Говоря о природе слова, А. Белый выделяет живое слово, полуобраз - полутермин (прозаическое слово) и слово - термин. Живое слово есть "есть семя, прозябающее в душах; оно сулит тысячи цветов: у одного оно прорастает, как белая роза; у другого, как синенький василек" [1, с. 225]. Лишь оно способно созидать мир, лишь через него создаются звуковые образы, через которые возможно упражнение творческих сил языка. Слово - термин - это то образование, которое получилось в результате распада живого слова. Оно должно иметь побочное, вторичное значение, если же ставить его на первое место, то "умирает речь, т.е. живое слово" [1, с. 234]. Полуобраз - полутермин - это то явление, которое "недоразложившееся живое слово", способное разрушить окружающий мир. "Слово - термин - прекрасный и мертвый кристалл, образованный благодаря завершившемуся процессу разложения живого слова. Живое слово (слово - плоть) - цветущий организм. Идеальный термин - это вечный кристалл, получаемый только путем окончательного разложения; слово - образ - подобно живому человеческому существу: оно творит, влияет, меняет сове содержание. Обычное прозаическое слово, т.е. слово, потерявшее звуковую и живописующую образность и еще не ставшее идеальным термином, - зловонный, разлагающийся труп. Зловонное слов полуобраз - полутермин, ни то, ни се - гниющая падаль, прикидывающаяся живой" [1, с. 241].

Продолжая традиции ономатопоэтической школы, А. Белый выделяет в слове "слове "внешнюю форму, т.е. членораздельный звук, содержание, объективируемое посредством звука, и внутреннюю форму, или ближайшее этимологическое значение слова, тот способ, каким выражается содержание" [1, с. 252]. Это положение позволяет поэту сделать вывод о единстве формы и содержания, одном из основных постулатов символизма. Это значит, что для слова характерна многослойность: 1) образ звука, вызывающий; 2) образ предмета в соединении; 3) с представлением, вызываемым этим образом.

Подведем итоги, в "Символизме" поэт создает свою лингвистическую теорию, учитывая труды прошлых лет и достижения своих современников. Наблюдения поэта не утратили своей актуальности и в настоящее время. Его концепция символа нашла отражение в трудах Г.Г. Шпета, Ю.М. Лотмана и многих других. Создавая свою теорию, совмещая различные языковые практики, постоянно ища новые пути, решая сложные задачи, А. Белый верил в неиссякаемые возможности языка, искал в нем вдохновение и опору жизни. Слово в философско-эстетической системе А. Белого выполняет опосредующую, медиальную функцию, которой также наделяются звук и символ. С точки зрения смысловой дистрибуции эти категории оказываются контекстуальными синонимами. Именно поэтому онтологическая функция символа по соединению разных уровней реальности как бы "распыляется", "интерферирует" и приписывается слову и звуку, поскольку в "структуре значения" текста они занимают одно и то же место. В результате чего слово оказывается посредником между внутренней и внешней природой человека (с учетом символистского принципа "энтелехии" идеального в реальное – плоть в предельном смысле есть слово), а звук становится атомом - элементом реальности. Ключевой оппозиций в философско-эстетических работах А. Белого становится противопоставление видимости и сущности (феноменального и ноуменального). Это онтологическое противопоставление связывается с рядом эстетических и гносеологических оппозиций. В первом случае оно мотивирует классификацию искусств; во втором случае оно обусловливает классификацию методов (научных и творческих). Такое положение онтологического кода связано с базовой философской установкой символизма на универсализм и понимание бытия как "единораздельной цельности".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Серебряный век - век расцвета поэзии, наступивший после длительного затишья. Лирика Серебряного века очень разнообразна и необыкновенно музыкальна. В этой поэзии не было ни одного лишнего звука, ни одной лишней запятой, все слова были подобраны друг к другу, как бусинки на ниточке. В целом поэзия Серебряного века являет собой богатейшую палитру стихотворных произведений. Несмотря на всю их разноплановость, эти произведения объединяются не только временным периодом, в который творили поэты Серебряного века, есть у этой поэзии и некие иные особенности. Ведь поэзия Серебряного века создавалась в особую, переломную, эпоху, эпоху стыка двух кардинально различных миров.

Одним из ярких представителей Серебряного века являлся поэт А. Белый. Стихи А. Белого необыкновенно музыкальны, так как музыка, по словам автора, "идеально выражает символ", она идет от самого сердца поэта, помогает ему полнее отразить впечатление об окружающем мире. И в то же время это не конкретное, а скорее аморфное впечатление и состояние самого поэта, отражающее его субъективное восприятие, а не реально существующий мир.

Для творчества А. Белого характерен поиск новых форм. Первоначально он создает четыре поэтических симфонии. Позднее А. Белый признавался, что сам не знает, почему данные произведения были названы им симфониями. Для него симфония была символом законченности и музыкальности. Художественные поиски А. Белого во многом были обусловлены стремлением выразить противоречие между распадением, "атомизацией" мира на уровне эмпирическом, осязаемо-видимом и его единством на уровне сущностном, "субстанциональном". Установка на онтологическое понимание звука вписывается в более общую тенденцию, характерную для поэзии символистского типа, тенденцию, связанную с "ипостазированием" семиотического знака в целом.

 

Список использованной литературы

 

1. Белый А. Проблемы творчества. Статьи. Воспоминания. Публикации. - М.: Наука, 2011. - 298 с.

2. Бугаева К.Н. Воспоминания  об А. Белом. - СПб.: Мысль, 2008. - 204 с.

3. Крейд В. Воспоминания  о Серебряном веке. - М.: Республика, 2010. - 500 с.

4. Кузьмина С.Ф. История  русской литературы XX века. - М.: Наука, 2009. - 301 с.

5. Эткинд А.М. Содом и  Психея: Очерки интеллектуальной  истории Серебряного века. - М.: Наука, 2009. - 256 с.

 


Информация о работе Анализ творческого пути А. Белого