Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «День и ночь»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 19:43, реферат

Краткое описание

Федор Тютчев в душе был не только романтиком, но и философом. Его, как и любого творческого человека, интересовали вопросы мироздания. Поэтому, наблюдая за окружающим миром, поэт пытался постичь его законы и изложить свое видение устройства вселенной в литературных произведениях. Одним из них является стихотворение «День и ночь», созданное в 1839 году. К моменту его написания Федор Тютчев уже является состоявшимся, но еще не признанным поэтом, успешным дипломатом и блестящим государственным деятелем. Однако чем выше он поднимается по карьерной лестнице, тем чаще задается вопросом о том, почему мир устроен именно так, а не иначе. И находит привычному на всем явлению, которое известно как смена времени суток, весьма романтическое и очень поэтическое толкование.

Вложенные файлы: 1 файл

Риддерский аграрно.docx

— 25.67 Кб (Скачать файл)

Риддерский аграрно-технический колледж

Анализ стихотворения  Ф.И.Тютчева «День и ночь»

 



 

 

Выполнил  учащийся группы Э-13 Каблукова Алексея

2013 год




 

 

«День и ночь» Федор Тютчев

На мир таинственный духов, 
Над этой бездной безымянной, 
Покров наброшен златотканный 
Высокой волею богов. 
День — сей блистательный покров 
День, земнородных оживленье, 
Души болящей исцеленье, 
Друг человеков и богов!

Но меркнет день — настала ночь; 
Пришла — и с мира рокового 
Ткань благодатную покрова 
Сорвав, отбрасывает прочь… 
И бездна нам обнажена 
С своими страхами и мглами, 
И нет преград меж ей и нами - 
Вот отчего нам ночь страшна!

Федор Тютчев в душе был  не только романтиком, но и философом. Его, как и любого творческого  человека, интересовали вопросы мироздания. Поэтому, наблюдая за окружающим миром, поэт пытался постичь его законы и изложить свое видение устройства вселенной в литературных произведениях. Одним из них является стихотворение  «День и ночь», созданное в 1839 году. К моменту его написания  Федор Тютчев уже является состоявшимся, но еще не признанным поэтом, успешным дипломатом и блестящим государственным  деятелем. Однако чем выше он поднимается  по карьерной лестнице, тем чаще задается вопросом о том, почему мир  устроен именно так, а не иначе. И  находит привычному на всем явлению, которое известно как смена времени  суток, весьма романтическое и очень поэтическое толкование.

Стихотворение «День  и ночь», написанное четырехстопным ямбом, разбито на две одинаковых части. Первая из них посвящена дню, который поэт сравнивает с «покровом  златотканым», наброшенным «волею богов». По мнению поэта, этот покров соткан из солнечных лучей, которые дарят  все живым существам радость  и умиротворение. День в восприятии Федора Тютчева, это «души болящей  исцеленье, друг человека и богов». Таким образом, поэт не отвергает теорию божественного происхождения мира, однако вносит в нее свои коррективы, утверждая, что некие высшие силы, пытаясь защитить всех живущих на земле, набрасывают на не искусно вытканное блистательное покрывало, которое скрывает бездну неба и несет в себе тепло, свет и заботу. Автор не пытается дать ответ на вопрос, почему именно на смену дню приходит ночь, и какова ее роль в жизни человека. Однако он подчеркивает, что в какой-то момент боги просто-напросто срывают сотканное из света покрывало, открывая перед взорами людей бесконечную бездну небес.

«И бездна нам  обнажена с своими страхами и мглами», — отмечает поэт, подчеркивая, что Вселенная — одна из загадок, которая пока еще не доступна человеческому пониманию. Именно поэтому люди, не знающие, как именно объяснить смену времени суток, испытывают священный ужас перед ночной мглой, которая, как им кажется, несет в себе угрозу их спокойствию и безопасности. «Вот отчего нам ночь страшна!», — резюмирует поэт, отмечая при этом, что подобный страх культивируется у человека на уровне подсознания, он заложен в нем самой природой и передается из поколения в поколение.

Образ божественного  покрывала, которое чья-то невидимая  рука с завидной регулярностью набрасывает  на землю, является ключевым в стихотворении  «День и ночь». Эта яркая метафора используется Тютчевым не случайно. Именно таким образом поэт не только пытается объяснить привычное явление, но и наделяет его неким романтическим  флером, отмечая, что ночь пришла и  «и с мира рокового ткань благодатную  покрова сорвав, отбрасывает прочь».

При этом поэт использует прием противопоставления, указывая на то, что день олицетворяет собой свет, покой и защиту, а ночь, наоборот, является источником волнений, страхов и неясных сомнений. И лишь очень сильный духом человек, не лишенный романтизма, может увидеть, что ночь с ее раскинувшейся бездной неба и далекими звездами может быть не мене прекрасной, чем день, и способна дарить людям не только беспокойство, но и радость от общения со Вселенной, которая в эти мгновения распахивается перед жителями земли, открывая им свои вековые тайны. Однако люди еще не готовы к тому, чтобы до конца их постичь, поэтому им гораздо ленче признаться в том, что ночной мрак их пугает, чем попытаться понять, какие загадки он так бережно хранит, дожидаясь того момента, когда найдется смельчак, способный найти на них правильный ответ.

             Философская лирика Тютчева.

 

Природа занимает в лирике Тютчева исключительное место. Она  появляется почти в каждом его  стихотворении. Поэт не просто описывал природу, но он чувствовал и слышал ее (многими исследователями творчества Тютчева отмечалась особая цветовая и звуковая гамма его стихотворений). И вовсе не без оснований К.Д. Бальмонт назвал Тютчева первым в  России поэтом, который "проник в  душу природы". 
"Поэтизация" природы в лирике Тютчева доведена до совершенства. Поэт говорит о природе такими словами, какими принято говорить о человеке: 
Не то, что мните вы, природа: 
Не слепок, не бездушный лик - 
В ней есть душа, в ней есть свобода, 
В ней есть любовь, в ней есть язык... 
Природа у Тютчева не фон, а действующее лицо: она живет, движется, разговаривает. Вспомнить хотя бы стихотворение "Весенние воды": 
Еще в полях белеет снег, 
А воды уж весной шумят, 
Бегут и будят сонный брег, 
Бегут, и блещут, и гласят... 
Поэт стремится изобразить природу во всем ее разнообразии и подчас сочетает абсолютно несочетаемые вещи (например, в стихотворении "Весенние воды": еще "белеет снег", но уже появились "весны гонцы", или же в стихотворении "Полдень" автор характеризует "полдень" как "мглистый"). 
Тютчев изображает не статику, не покой, а динамику, вечное движение. Поэта привлекает вечно меняющаяся, обновляющаяся природа. Именно поэтому во многих тютчевских стихотворениях мы наблюдаем переходные состояния природы: смену времен года ("Весенние воды") или смену дня и ночи ("Тени сизые смесились..."). Мотив дня и ночи встречается в лирике Тютчева довольно часто, и, несомненно, он очень важен. Противопоставление дня и ночи у Тютчева соответствует романтической традиции и является одной из форм разграничения "дневной" сферы повседневного, будничного, земного и "ночного" мира мистических прозрений. "Дневной" мир связан с суетой, шумом, ночь - с темой самопостижения: 
Молчи, скрывайся и таи 
И чувства, и мечты свои - 
Пускай в душевной глубине 
Встают и заходят оне 
Безмолвно, как звезды в ночи... 
 
Есть целый мир в душе твоей 
Таинственно-волшебных дум; 
Их оглушит наружный шум; 
Дневные разгонят лучи... 
("Silentium!") 
День может ассоциироваться с ликованием жизненных сил, с торжеством гармонии и разума, ночь - с хаосом, безумием. День уподобляется "покрову", накинутому над "бездной": 
На мир таинственный духов, 
Над этой бездной безымянной, 
Покров наброшен златотканный 
Высокой волею богов. 
День - сей блистательный покров - ...("День и ночь") 
Ночь, напротив, обнажает "бездну", раскрывает самую суть природы - стихию, хаос: 
О чем ты воешь, ветр ночной? 
О чем так сетуешь безумно? 
 
О! страшных песен сих не пой! 
Про древний хаос, про родимый. 
Как жадно мир души ночной 
Внимает повести любимой. 
Ночь ассоциируется с тьмой, с сумраком, с таинственностью. При переходе дня в ночь реальность обыденной жизни теряет отчетливые очертания; казавшееся очевидным и неколебимым оказывается хрупким и неустойчивым ("Тени сизые смесились..."). 
Стихотворение «День и ночь» является основным в понимании темы смены дня и ночи. Оно получило очень высокую оценку современников: Л.Н. Толстой, всегда восхищавшийся талантом Тютчева, сделал на полях принадлежавшего ему издания следующую помету около этого стихотворения: "Глубина! Красота!" 
Стихотворение это было напечатано не позже начала 1839 г. и опубликовано в XIV томе журнала "Современник" в том же году. В "Современнике" в 1836 г. уже были напечатаны тютчевские "Стихотворения, присланные из Германии", с подписью "Ф.Т.". Пушкин, публикуя эти стихи в третьем и четвертом томах своего журнала, отозвался о них с восторгом. 
Стихотворение "День и ночь" написано четырехстопным ямбом - наиболее нейтральным и традиционным стихотворным размером русской поэзии; четырехстопным ямбом было написано большинство русских стихов XIX века; не составляет исключения и лирика Тютчева, в которой этот размер преобладает. Стихотворение состоит из двух восьмистиший - структура, очень частая у Тютчева, встречающаяся во многих его стихах, например: "Фонтан", "О чем ты воешь, ветр ночной...", "Цицерон", "Поток сгустился и тускнеет...", "Тени сизые сместились..." и другие. Подобная строфическая структура наиболее точно отражает антитезу "дня" и "ночи" - основных образов стихотворения, о которых поэт говорит соответственно в первой и второй строфах. Каждое восьмистишие можно разделить на два четверостишия с опоясывающей рифмой; каждое из четырех получившихся четверостиший представляет собой законченное предложение. Интересно, что обе строфы завершает восклицательная интонация; это характерно для Тютчева (например, стихотворения "Цицерон", "О чем ты воешь, ветр ночной..."). Это объясняется тем, что Тютчев во многих своих стихах выступал в роли оратора, обращающегося к читателю с торжественной речью; недаром стихотворение завершается афористическим выводом: "Вот отчего нам ночь страшна!"



Информация о работе Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «День и ночь»