Анализ стихотворения Риммы Казаковой «Мальчишки, смотрите…»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 01:34, реферат

Краткое описание

Римма Казакова родилась в семье военнослужащего 27 января 1932 года. Она закончила ЛГУ и стала знаменитой поэтессой. Римма Казакова была именно поэтессой. Она подчеркивала свою женственность и не просила назвать ее поэтом.
Итак, как же все начиналось? Очень много в жизни человека происходит в детстве. Так и у Риммы Казаковой все началось в детские годы, с ней происходило то, что впоследствии позволило писать стихи. Например, однажды она остановилась в морозное утро среди улицы и внимательно смотрела на природу, царящую вокруг. Ей так понравилось то, что она увидела, что, прибежав домой, хотела тут же сочинить стихотворение. Но у нее не получилось. Вот тогда она и узнала, что же такое «муки творчества».

Вложенные файлы: 1 файл

казакова.docx

— 18.28 Кб (Скачать файл)

Анализ стихотворения Риммы Казаковой «Мальчишки, смотрите…».

 

Римма Казакова родилась в семье военнослужащего 27 января 1932 года. Она закончила ЛГУ и стала знаменитой поэтессой. Римма Казакова была именно поэтессой. Она подчеркивала свою женственность и не просила назвать ее поэтом. 
  Итак, как же все начиналось?   Очень много в жизни человека происходит в детстве. Так и у Риммы Казаковой все началось в детские годы, с ней происходило то, что впоследствии позволило писать стихи. Например, однажды она остановилась в морозное утро среди улицы и внимательно смотрела на природу, царящую вокруг. Ей так понравилось то, что она увидела, что, прибежав домой, хотела тут же сочинить стихотворение. Но у нее не получилось. Вот тогда она и узнала, что же такое «муки творчества».

Сама о себе Римма говорила так: «Я не боюсь быть открытой. Не боюсь бросить свое сердце. Топчите его, я подниму, вымою и вложу обратно. Я пришла к выводу, что от меня не убудет. Для меня это не опасно». 
 
У Риммы Казаковой была очень тяжелая судьба, ей пришлось рано повзрослеть. Но она всегда оставалась жизнерадостно натурой, очень часто друзья давали ей характеристику «Динамичная».  
  Эта женщина была очень влюбчивым человеком. Каждый раз окуналась в чувство любви с головой. Поэтому самое большое количество стихотворений написано именно на любовную тему. И сегодня я так же предлагаю вашему вниманию стихотворение из сборника 1980 года «Страна Любви».

Мальчишки, смотрите,

            вчерашние девочки,

подросточки — бантики, белые маечки —

идут, повзрослевшие, похудевшие...

Ого, вы как будто взволнованы, мальчики?

 

Ведь были — галчата, дурнушки, веснушчаты,

косички-метелки... А нынче-то, нынче-то!

Как многоступенчато косы закручены!

И — снегом в горах — ослепительно личико.

 

Рождается женщина. И без старания —

одним поворотом, движением, поступью

мужскому, всесильному, мстит за страдания,

которые выстрадать выпадет после ей.

 

О, будут еще ее губы искусаны,

и будут еще ее руки заломлены

за этот короткий полет безыскусственный,

за то, что сейчас золотится соломинкой.

 

За все ей платить, тяжело и возвышенно,

за все, чем сейчас так нетронуто светится,

в тот час, когда шлепнется спелою вишенкой

дитя в материнский подол человечества.

 

Так будь же мужчиной,

            и в пору черемухи,

когда ничего еще толком не начато,

мальчишка, смирись, поступай в подчиненные,

побегай, побегай у девочки в мальчиках!

 

В этом стихотворении не так ярко выражена тема любви, как, скорее, взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Римма Казакова размышляет о счастье, которое очень сложно получить путем преодоления трудностей. Лирические герои – наши современники, мы легко можем понять, к чему призывает автор. Она просит мужчин побыть мальчиками для женщин, ведь у них такая тяжелая судьба.   
В этом стихотворении сразу же чувствуется та бол, которую Римма Казакова когда-то пережила сама. На это нам указывают повторения согласных ч - 18, ж - 6, ш-10. При чтении чувствуется надрыв, ирония. В стихотворении классический размер – амфибрахий, но в 3 строчке 1 строфы ритм спотыкается – это заставляет задуматься над значением слова «похудевшие» - хорошо это или уже надо подумать о тяжкой ноше? Темп у стихотворения, как наша жизнь, то замедляется, то бежит. Большое количество тире и многоточий замедляют ход событий. Человек останавливается, чтобы подумать, а затем «перечисления» ускоряют темп.

Вновь мы наблюдаем замедление темпа, когда наталкиваемся на сложные слова и сочетания (многоступенчато, мстит за страдания, которые выстрадать выпадет после ей).

Обратить внимание следует и на восклицательные знаки. Их всего три. Заметим, что подчеркивается прическа – она символ жизни, символ пути, по которому мы идем, как по бесконечной лестнице, ведущей вверх.  Римма Казакова совсем просто и спокойно говорит: «Рождается женщина».  
  Удивительно, как контрастно восприятие стихотворения: общее настроение чувствует каждый читатель, но если начинает задумываться над каждой строчкой, то все оказывается не так уж  и легко.

   Римма Казакова, высказывая  идею произведения, полностью встает  на сторону женщин. Она написала  множество стихов о любви, прожила  долгую жизнь. И после всех  страданий сделала выводы, вылившиеся  в просьбу, высказанную в этом  стихотворении. Она просит мужчин как можно дольше оставаться мальчиками для женщин. Римма использует много контекстных синонимов: мальчишки, хулиганы, мальчики, мужчины; девочки  подросточки-бантики, белые маячки, галчата. Даже веет у Казаковой символичный – белый, чистые, невинный.  
    При прочтении стихотворения необходимо заметить, что все называется своими именами. Сначала мальчишка – хулиган. Далее, при виде девочек – повзрослевший мальчик взволнованный. А с женщиной – мужчина всесильный, который должен понять женщину и стать для нее поддержкой и опорой, «мальчиком». Но так ли много мужчин согласны на это? Вот и конфликт произведения. Он не выражен ярко, и он не разрешаем, поэтому поэтессе остается лишь - выразить свою просьбу.

 Как мы уже заметили, стихотворение построено, как наша  жизнь. Мы часто спешим куда-то, затем останавливаемся подумать, вспомнить, или вдруг хотим знать, что ждет нас завтра. Так и  в произведении Риммы Казаковой: сначала читаем про настоящее, затем вспоминаем прошлое, и, наконец, заглядываем в будущее. 
    И все сначала кажется простым в нашей жизни, пока не наступает переломный момент. Что же в стихотворении? Играючи читаются первые 2 строфы, а после, когда происходят изменения, и поэтесса дает понять, что девочка сломалась, стихотворение обретает более консервативные формы.  Появляются интересные метафоры.

 «Короткий полет безыскусственный» – это та самая страсть, которой так любила отдаваться поэтесса.

 «Соломинка» - тонкая, хрупкая, молодая, вот-вот сломается.

 «Спелая вишенка»  - образ ребенка. Так же взят  неслучайно. Вишня – ягода непредсказуемая, может оказаться сладкой или  кислой, спелой или вялой, так  и новорожденный ребенок. Родители  не могут знать точно, чего  им ожидать.

 «Подол человечества» - подол – это край юбки, находящийся рядом с землей, ибо рождаясь, человек каждый день будет стараться карабкаться вверх, чтоб чего-то добиться в жизни. И в тоже время это символ для самой женщины – с рождением ребенка вся жизнь начинается заново.

И, наконец, метафора «пора черемухи».  Так здесь характеризуется весна, время года, когда начинают кипеть страсти в сердцах человеческих. И не случайно взят образ именно такого дерева. Жизнь черемухи очень похожа на судьбу женщины. Весной, когда стоят тонкие, голые веточки и набухают почки, можно увидеть острые кончики, как маленькие копья. Словно черемуха от чего-то обороняется. Так же и девушка сначала должна быть со всеми осторожной, немного колючей.  Но зато потом распускаются красивые цветы, появляются плоды. Все расцветает. Рождается женщина.  Но пока этого не произошло, в пору беззащитной черемухи, Римма призывает «мальчишка, побегай у девочки в мальчиках».  
  Все стихотворение построено на внутреннем переживании, лишь вначале мы видим внешнее действие.  На протяжении всего произведения нам рисуются различные картины из жизни. Мы имеем дело с реалистической мотивировкой. 
В стихотворении простая перекрестная рифмовка, но в жизни не может быть все слишком просто, поэтому точная рифма чередуется с неточной.

 Рифма, ритм, темп, тропы и та какофония звуков, которая встречается в начале произведения – все это указывает на тяжелую судьбу Риммы Казаковой. В этом произведении она делится с нами опытом, сочетании в стихотворении решительность и нежность. И хочется отметить, что эти строчки будут поняты именно нами сейчас. Ведь наши прародители даже и подумать не могли о том, чтобы «мужчина поступал в подчиненные к женщине, становился мальчиком».  А сейчас эти строки нам понятны и ясны.

  Римма Казакова о себе говорила так: «Я не боюсь быть открытой. Не боюсь бросить свое сердце. Топчите его, я подниму, вымою и вложу обратно. Я пришла к выводу, что от меня не убудет. Для меня это не опасно». По этому, кто смог понять творчество Риммы Казаковой, то смог понять и её. 

 


Информация о работе Анализ стихотворения Риммы Казаковой «Мальчишки, смотрите…»