Анализ стихотворения Гумилева "Из логова змиева"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 21:19, реферат

Краткое описание

Стихотворение Н. С. Гумилева «Из логова змиева» написано в 1911 году, вошло в изданный в 1912 году четвертый сборник поэта «Чужое небо». Оно завершало первый раздел сборника и по свидетельству А. Ахматовой, было обращено к ней. Т. о. сборник композиционно делится на две части – стихотворение как бы подготавливает второй раздел, целиком посвященный Анне Ахматовой. В творчестве Гумилева заметна редкость появления русской темы. Здесь больше Африки, чем России. Но иногда образ Руси возникает, в основном как знак обреченности романтического идеала. Стихотворение «Из логова змиева» является не частым примером образа Руси в творчестве автора.

Вложенные файлы: 1 файл

Из логова змиева.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

Как уже было сказано, в стихотворении много повторов. В основном они синтаксические, но есть среди них и анафора: «Из логова змиева,/ Из города Киева…», подчеркивающая синтаксический параллелизм этих строк.

В стихотворении синтаксические отрезки текста часто связаны между собой союзом «и»: «Выйдет луна — затомится,/ И смотрит, и стонет,/ Как будто хоронит/ Кого-то, — и хочет топиться», «Молчит — только ежится, /И все ей неможется», союз «и» в данном случае усиливает напряженность ситуации, указывает на волнение героя. Часто употребляется противительный союз «а»: Из логова змиева,/ Из города Киева,/ Я взял не жену, а колдунью./ А думал забавницу,/ Гадал — своенравницу…», «Покликаешь — морщится,/ Обнимешь — топорщится,/ А выйдет луна — затомится…» В последнем случае противительный союз употреблен в качестве сочинительного, что является характерной чертой народной поэзии.

Стихотворение «Из логова змиева» имеет амебейную композицию. Первая форма такого построения заключается  в синонимической вариации в параллельных строках, что неоднократно представлено в данном стихотворении: «Из логова змиева,/ Из города Киева», «Как птицу подбитую,/ Березу подрытую» с точки зрения семантики, эти строки являются именно синонимичными, «А думал забавницу,/ Гадал — своенравницу». Вторая форма амебейной композиции, представленная в тексте - психологический параллелизм, заключающийся в сопоставлении явлений природы и душевного состояния: «Мне жалко ее, виноватую…»/ «Над очастью, Богом заклятую», «А выйдет луна — затомится…»/ «Кого-то, — и хочет топиться», «Мне жалко ее, виноватую,/ Как птицу подбитую,/ Березу подрытую…». 
Выше был отмечен появляющийся дважды образ птицы - в 1 и 4 строфах. Этот образ, меняясь от начала к концу, тем не менее, как бы замыкает стихотворение, сознает кольцо, вызванное образом ведьмы-птицы.

Написано стихотворение  в балладной форме. Здесь силен повествовательный элемент, присутствует много зрительных образов. Видны, характерные для Гумилева,  западноевропейские мотивы (борьбы с драконом).

Сквозной темой творчества Гумилева является пожар, рубины, «свет беспощадный, свет слепой»3, солнце, которое не греет, а опаляет, даже названия его книг: «Костер», «Огненный столп». Мир Гумилева наполняется этим яростным светом, выжигается им до предельной ясности, в отличие от присущей символистам туманности и миражности. Несмотря на это, в стихотворении «Из логова змиева» нет ни солнца, ни света, ни огня. Здесь светит луна, ночной сумрак укрывает Днепровские омуты, над очастью стелятся туманы… Этот мир, мир Древней Руси, не является идеальным для автора. Это глушь, грусть, мир противостоящий всему, что признает автор. Этот мир отрицает романтические идеалы. Прелесть очей, «цветших на дальнем берегу» в том, что берег дальний. Здесь река преодолена, а очаровательная тайна птицы-певуньи, хоть и стала ясной, но осталась не очаровательной, а пугающей тайной ведьмы. В Древней Руси опасность была повседневной и ежечасной, а мирное время длилось недолго. Сама реальность была хаотичной, зыбкой, переменчивой, когда не знаешь, что случится в следующее мгновение. В стихотворении этот хаос олицетворяет нечистая сила, в реальности поэта он спровоцирован историческими переменами. Снова возникает опасность для России, и задача человека осмыслить себя, не потеряться в этом хаосе. Именно потому поэт обращается к теме Древней Руси, именно поэтому выбирает хтонический мотив змееборчества, как способа преодоления хаоса. 

В стихотворении находят  отражение несколько сквозных мотивов  Н. С. Гумилева, это мотив поединка, схватки и мотив смерти. Поединок здесь сперва происходит со змеем, затем с колдуньей, со змеиным началом в ней. Это поединок психологический, а не реальный. Мотив скорой и неотвратимой гибели так же касается колдуньи и напрямую вытекает из мотива поединка – победит в нем герой.

Сюжет стихотворения совмещает в себе мифологические и биографические подтексты. Так, жена Гумилева А. Ахматова (Горенко) училась в Киевской гимназии, а затем на Высших женских курсах там же, вплоть до 1910 г. К тому же отношения Гумилева и Ахматовой не были безмятежными. Получив ряд отказов, Николай Гумилев, наконец, добился согласия Анны на брак, но уже в 1918 году они разошлись. По замечанию В. Срезневской, это произошло по причине того, что «Их отношения были скорее тайным единоборством. С ее стороны — для самоутверждения как свободной от оков женщины; с его стороны — желание не поддаться никаким колдовским чарам, остаться самим собою, независимым и властным над этой вечно, увы, ускользающей от него женщиной, многообразной и не подчиняющейся никому»4.

Фольклорный змееборческий  мотив, на котором построено данное стихотворение, состоит из нескольких элементов: поединок героя со змеем и причина или следствие этого поединка — похищение и освобождение девицы, обычно заканчивающееся браком героя на освобожденной красавице. Этот мотив можно найти в сюжетах русских былин о борьбе со змеями: Добрыня и Змей (спасение дочери/племянницы князя Киевского из лап змея), Алеша Попович и Тугарин змей (богатырь изгоняет из Киева Змея – возлюбленного княгини) Добрыня и Маринка (киевская колдунья, стремящаяся погубить сватающегося к ней богатыря в отместку за убийство ее возлюбленного Змея). Из трех перечисленных былин, сюжет стихотворения больше напоминает былину про Добрыню и Маринку. В фольклорной традиции сватовство к киевской колдунье не несет счастья и оказывается губительным для богатыря. Однако этот мотив в стихотворении трансформируется – брак становится губительным для самой колдуньи «Снеси-ка истому ты/ В Днепровские омуты» и появляется мотив жалости, чего нет в былине «Мне жалко ее, виноватую, / Как птицу подбитую, / Березу подрытую / Над очастью, Богом заклятою» Это христианское сострадание к мукам грешницы - герой сам называет себя крещеным –  ведь колдовство оборачивается против самой колдуньи, а не против героя. Однако здесь же проявляется мотив верности Прекрасной Даме, проходящий через всю поэзию Гумилева. Это не любовь, не восхищение, не преклонение, а рыцарский долг чести, который выполняет лирический герой – он не убивает колдунью, а защищает и жалеет ее. Потому героиня должна умереть сама, так, как на Руси казнили ведьм – в воде.

«А выйдет луна — затомится, /И смотрит, и стонет, /Как будто хоронит /Кого-то, — и хочет топиться». Страдания ведьмы безумны, в них нет ничего колдовского, завораживающего, это зло, которое привносит хаос в ясный разум. Это еще одна причина, по которой ведьма должна снести истому «В Днепровские омуты», ей нет места в трезвом разуме и ясном мире героя.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Брик О.М. Звуковые повторы // электронный ресурс http://ru.wikisource.org/wiki/Звуковые повторы (Брик)
  2. Жирмунский В. М. Теория стиха. Л., 1975.
  3. Жирмунский В. М. Теория литературы. Л., 1977.
  4. Мешков В. Анна Ахматова и Николай Гумилёв: Свидание в Евпатории // электронный ресурс http://www.gumilev.ru/biography/94/
  5. Омри Ронен Акмеизм // электронный ресурс http://www.gumilev.ru/acmeism/3/
  6. Холшевников В. Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. СПб., 2002.
  7. Гумилев Н. С. Я в лес бежал из городов… // Где небом кончилась земля. М., 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Омри Ронен Акмеизм // электронный ресурс http://www.gumilev.ru/acmeism/3/

2 Жирмунский В. М. Теория литературы. Л., 1977.

3 Гумилев Н. С. Я в лес бежал из городов… // Где небом кончилась земля. М.: ЭКСМО, 2010.

4 Мешков В. Анна Ахматова и Николай Гумилёв: Свидание в Евпатории // электронный ресурс http://www.gumilev.ru/biography/94/


Информация о работе Анализ стихотворения Гумилева "Из логова змиева"