Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Послушайте!»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:50, статья

Краткое описание

Стихотворение «Послушайте!» написано в 1914 году. В это стихотворении нужно всмотреться и понять, что за внешней бравадой – ранимая, одинокая душа. Цельность характера поэта, человеческая порядочность, помогавшая ориентироваться в главных проблемах времени, внутренняя убежденность в правоте своих нравственных идеалов отделяли В.М. от других поэтов, от привычного течения жизни. Эта обособленность рождала душевный протест против обывательской среды, где не было высоких духовных идеалов

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ Послушайте!.doc

— 29.50 Кб (Скачать файл)

Анализ стихотворения  Владимира Маяковского «Послушайте!»

Стихотворение «Послушайте!» написано в 1914 году. В это стихотворении  нужно всмотреться и понять, что за внешней бравадой – ранимая, одинокая душа. Цельность характера поэта, человеческая порядочность, помогавшая ориентироваться в главных проблемах времени, внутренняя убежденность в правоте своих нравственных идеалов отделяли В.М.  от других поэтов, от привычного течения жизни. Эта обособленность рождала душевный протест против обывательской среды, где не было высоких духовных идеалов. Стихотворение-крик души поэта. Оно начинается с просьбой, обращенной к людям: «Послушайте!». Таким восклицанием каждый  из нас очень часто прерывает свою речь, надеясь быть услышанным и понятым. Лирический герой стих не просто произносит, а «выдыхает» это слово, отчаянно пытаясь обратить внимание живущих на Земле людей на волнующую его проблему. Это не жалоба на «равнодушную природу», это жалоба на человеческое равнодушие. Поэт как бы спорит с воображаемым человеком, убеждая его в том, что нельзя мириться с безразличием, одиночеством и горем. Весь строй речи в  стих  именно такой, какой бывает, когда, ведется острая дискуссия, полемика, когда тебя не понимают, а ты лихорадочно ищешь аргументы, убедительные доводы и надеешься: поймут, поймут. Вот только объяснить надо как следует, найти самые важные и точные выражения. И лирический герой их находит.  Накал страстей, эмоций, переживаемых нашим героем, становится так силен, что иначе их не выразить, как только этим многозначным словом – «Да!?», обращенным к тому, кто поймет и поддержит. В нем и обеспокоенность, и заботы, и сопереживание, и надежда.… Если бы у лирического героя совсем не было надежды на понимание, он бы так не убеждал, не волновался,… Последняя строфа стих начинается так же как первая, с того же слова. Но авторская мысль в ней развивается совершенно по-другому, более оптимистично, жизнеутверждающе по сравнению тем, как она выражена в первой строфе. Последнее предложение вопросительное. Но, в сущности, оно утвердительно. Ведь это риторический вопрос ответ не требуется.

   Располагая стихи  «лесенкой», он добился того, что  каждое слово становится значимым, весомым. Рифма В.М. – необычайная,  она как бы «внутренняя», чередование  слогов не явное, не очевидное  - это белый стих. Очень выразительна ритмика его стихов! Ритм в поэзии В.М. самое главное, сначала рождается он, а потому же мысль, идея, образ. В этом стихотворенниии нет неологизмов, столь привычных для стиля В.М. «Послушайте!» - взволнованный и напряженный монолог лирического героя. Поэтические приемы, используемые В.М. в этом стих очень выразительны. Фантастика («врывается к богу») естественно сочетается с наблюдениями авторами над внутренним состоянием лирического героя. Ряд глаголов: «врывается», «плачет», «просит», «клянется» - передает не только динамику событий, но и их эмоциональный накал. Ни одного нейтрального слова, все очень  и очень выразительны, экспрессивны. Семантика глаголов-действий указывает на крайнюю обостренность чувств, испытываемых  лирическим героем. Основная интонация стиха не гневная, а исповедальная, доверительная, робкая. Высказанные мысли и выплеснувшиеся, прорвавшиеся наружу чувства героя, бесспорно, волнуют самого поэта. В них легко уловить ноты тревоги («ходит тревожный»), смятения. Огромное значение в системе изобразительно-выразительных средств имеет деталь.  Портретная характеристика Бога состоит всего лишь из одной единственной детали у него «жилистая рука». Эпитет «жилистая» настолько живой, эмоциональный, зримый, чувственный, что эту руку как бы видишь, ощущаешь в ее венах пульсирующую кровь.  «Длань» (образ привычный для создания русского человека) органично заменяется просто «рукой». В очень необычной антитезе, в словах антонимах противопоставлены очень важные вещи. Речь идет  о небе, о звездах, о Вселенной. Но для одного звезды «плевочки, а для другого «жемчужины». Лирический герой и есть тот «кто-то», для кого без звездного неба немыслима жизнь на Земле. Он мечется, страдает от одиночества, непонимания, но не смиряется с ним. Отчаяние его так велико, что ему просто не перенести «эту беззвездную муку». В.М. волнуют вечные философские вопросы о смысле человеческого бытия, о любви  и ненависти, смерти и бессмертия, добре и зле.  Однако в «звездной» теме поэту чужд мистицизм символистов, он не думает ни о какой «протянутости» слова к Вселенной, но В.М. ни в коей мере не уступает поэтам-мистикам в полете фантастики, свободно перебрасывая мост от земной тверди к безграничному небу, космосу. Безусловно, такой свободный полет мысли был подсказан В.М. в ту эпоху, что человеку подвластно все. И независимо от того, в какие тона окрашены астральные образы, сатирические или трагические, его творчество проникнуто верой в человека, в его разум и великое предназначение. Пройдут годы, утихнут страсти, российские катаклизмы превратятся в нормальную жизнь, и никто не будет считать В.М. только политическим поэтом, отдавшим свою лиру лишь революции. Стихотворение «Послушайте!» - истинный шедевр русской и мировой поэзии.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Послушайте!»