А.И. Куприн и рассказы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 11:59, курсовая работа

Краткое описание

Александр Иванович Куприн в своих рассказах часто использует диалоги. И в каждом из них присутствуют вопросы и ответы. Так и мы в повседневной жизни, общаясь с окружающими, задаём вопросы и получаем ответы. Возможно ли представить свою жизнь без общения, без возможности получения новой информации? Разумеется, нет.
Но в современном обществе имеет место проблема примитивизма речи, особенно в молодежной среде. Так ли это?
В данной курсовой работе я хотела бы обратить внимание на типы вопросительных предложений, которые использует в своем творчестве классик русской литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

Введение.

К.Г. Паустовский: «Часть современных Куприну критиков, так называемых “литературных чистоплюев”, обвиняла писателя, особенно в связи с “Молохом”, в том, что он не окончил “литературную консерваторию” и допускает в своих вещах языковые и стилистические небрежности. 
 
Обвинение это объясняется тем, что Куприн стремился сказать всё, что он хотел, “по свежему следу”, не откладывая работу и не вынашивая её годами. Ему было важно заразить людей своим состоянием, своими мыслями, гневом или радостью, своей заветной мечтой, и для этого он не искал особых слов и особых эпитетов. 
 
Куприн любил и превосходно знал русский язык, но никогда не делал из него раз навсегда установленного литературного канона. 
 
Временами его язык приближается к разговорному, к языку устного рассказчика, и в этом отношении он несколько родствен языку Толстого. Вместе с тем Куприн всегда восхищался языком Чехова — “благоуханным, тонким и солнечным”. Эта солнечность языка, его свет, его сила, его свежие краски были присущи и купринскому языку.»

Язык  в произведения Куприна, действительно, живой и понятный детям и взрослым. Именно благодаря этому языку Куприн любим и взрослыми, и детьми.

Александр Иванович Куприн в своих рассказах часто использует диалоги. И в каждом из них присутствуют вопросы и ответы. Так и мы в повседневной жизни, общаясь с окружающими, задаём вопросы и получаем ответы. Возможно ли представить свою жизнь без общения, без возможности получения новой информации? Разумеется, нет.

 Но в современном  обществе имеет место проблема примитивизма речи, особенно в молодежной среде. Так ли это?

 В данной курсовой  работе я хотела бы обратить  внимание на типы вопросительных  предложений, которые использует  в своем творчестве классик  русской литературы.

Это нужно сделать для того, чтобы убедиться в богатстве русского языка или опровергнуть его существование и понять, существуют ли отличия между типами вопросительных предложений в их структуре, значении, или же все они похожи как две капли воды. Рассказы Куприна-очень подходящий материал для проведения такого исследования.

 

 

Глава 1.

Предложе́ние (в языке) — это минимальная единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью.[1] С точки зрения пунктуации, предложение как законченная единица речи оформляется в конце точкой, восклицательным или вопросительным знаками — или многоточием.

Признаки предложения.

1. Имеет грамматическую основу.

2. Является высказыванием о предмете  речи.

3. Является единицей общения.

4. Имеет интонационную законченность.

 

Виды предложений.

 

В зависимости от строения, цели высказывания, эмоциональной окраски, полноты грамматической основы и наличия второстепенных членов предложения бывают простые и сложные ,повествовательные, вопросительные и 

побудительные, восклицательные иневосклицательные, двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные:

 

По цели высказывания предложения делятся на:

  1. вовествовательные (цель-сообщить информацию);
  2. вопросительные (цель-задать вопрос);
  3. побудительные (цель-побудить, призвать к действию).

Какие же предложения называются вопросительными и какую функцию они выполняют в русском языке?

Вопросительными называются предложения, в которых специальными языковыми средствами выражается стремление говорящего узнать что-либо или удостовериться в чем-либо. Вопросительные предложения, таким образом, информируют о том, что хочет узнать говорящий. Характер искомых сведений может быть самым различным: это могут быть сведения о деятеле (Кто здесь сейчас разговаривал?), о месте действия (Ты была на пристани?), о цели (Зачем это ему понадобилось?), о ситуации в целом (Что-нибудь я забыл?; Есть у тебя время?).

С точки зрения характера ожидаемого ответа вопросительные предложения неоднородны: ответ может подтверждать или отрицать истинность чего-л. (- Завтра можете ко мне прийти? ответ: - Да или - Нет), либо сообщать новые сведения о чем-л. (Кто это? - ожидается ответ, содержащий новое сообщение, новые сведения).   

Вопросительные предложения часто имеют субъективно-модальную окраску. В них может выражаться предположение (Опять будем встречать кого-нибудь?), неуверенность (Вы как будто змеям сочувствуете? Пришв.) и другие значения. По отношению к субъективно-модальным значениям вопросительные предложения проявляют избирательность: одни такие значения возможны во всех типах вопросительных предложений, другие - только в некоторых из них.   

Вопрос может совмещаться также с теми значениями, которые обычно выражаются невопросительными предложениями. Так, вопрос Ведь ты домой идешь? содержит элемент утверждения; вопрос Молока не продашь ли, хозяюшка? (Тендр.) содержит просьбу; вопрос Почему бы не вспоминать почаще об этом опыте? (газ.) содержит совет.   

Примечание. В некоторых случаях граница между вопросом и утверждением оказывается нечеткой, предложение выступает как полувопрос-полуутвержде-ние: Так вы ведь любите писать в газетах? (Солоух.); Ты как будтораньше не говорил про нее?; Что-то знакомая фамилия? 

В выражении вопросительности главная роль принадлежит интонации,вопросительным частицам ли, не... ли, что, что же, как, что ли, разве, неужели, что если, а, да, правда, не правда ли, так, так ведь, не так ли, верно, вопросительным местоименным словам кто, что, какой, каков, чей, который, сколько, как, где, куда, откуда, докуда, когда, почему,отчего, зачем, насколько. С помощью этих средств любое невопросительное предложение может стать вопросом или переспросом.

 

В словаре лингвистических терминов Т.В. Жеребило предлагается следующая классификация типов вопросительных предложений:

1) собственно вопросительные предложения;

2) предложения, не заключающие вопроса, но имеющие вопросительную форму:

а) вопросительно-риторические;

б) вопросительно-побудительные;

в) вопросительно-отрицательные;

г) вопросительно-утвердительные.

 

Собственно вопросительные предложения заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ. (Скажи-ка, хорошо на мне сидит мундир?)

Своеобразной разновидностью вопросительных предложений, близких к собственно вопросительным, являются такие, которые, будучи обращенными к собеседнику, требуют лишь подтверждения того, что высказано в самом вопросе. Такие предложения называют вопросительно-утвердительными: Так вы едете?

 

Вопросительные предложения могут заключать в себе отрицание того, о чем спрашивается, это вопросительно-отрицательные предложения: Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особенно приятно ;А если бы и заговорил... Что нового может он рассказать? 

Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в вопросительно-повествовательные, поскольку они имеют переходный характер - от вопроса к сообщению.

Вопросительно-побудительные предложения заключают в себе побуждение к действию, выраженное посредством вопроса. Например: Итак, может быть, наш прекрасный поэт продолжит прерванное чтение?; Не поговорить ли нам сначала о делах? ; - Так вы дадите мне Гоголя? - спрашивает Иван Матвеич.

В вопросительно-риторических предложениях содержится утверждение или отрицание. Эти предложения не требуют ответа, так как он заключен в самом вопросе. Вопросительно-риторические предложения особенно распространены в художественной литературе, где являются одним из стилистических средств эмоционально окрашенной речи. Например: Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала. Кто не заключал таких условий с своею совестью?  Желанья... Что пользы напрасно и вечно желать?; Но кто проникнет в глубину морей и в сердце, где тоска, но нет страстей? 

По существу, к вопросительно-риторическим относятся и встречные вопросы (ответ в форме вопроса): - Скажите, Степан, вы женились по любви? - спросила Маша. - Какая у нас в деревне любовь? - ответил Степан и усмехнулся 

Форму вопросительного предложения могут иметь и вставные конструкции, которые также не требуют ответа и служат лишь для привлечения внимания собеседника, например: Обвинитель сломя голову летит в библиотеку и - можешь себе представить? - ни похожего номера, ни такого числа мая месяца в сенатских решениях не обнаруживает.

Вопрос в вопросительном предложении может сопровождаться добавочными оттенками модального характера - неуверенности, сомнения, недоверия, удивления и др. Например: Как, ты ее разлюбил?  Разве ты меня не узнаешь?  И как могла она допустить до этого Курагина? 

Дополнительные оттенки могут быть эмоционального плана, например, оттенок отрицательной экспрессии: Ты, что, глухой, что ли?; оттенок вежливости (смягчение вопроса достигается обычно с помощью частицы не): Ты не придешь завтра ко мне? Ср.: Ты придешь завтра ко мне?

Глава 2.

Обратимся к произведениям А.И.Куприна и посмотрим, использует ли автор в своем творчестве вопросительные предложения,  или же обходится одними повествовательными.

Рассмотрим отрывок из детского рассказа «Слон»:

  - Милая Надя, милая моя девочка, - говорит мама, - не хочется  ли  тебе

чего-нибудь?

   - Нет, мама, ничего не хочется.

   - Хочешь, я посажу к тебе на постельку всех твоих  кукол.  Мы  поставим

креслица,  диван,  столик  и  чайный  прибор.  Куклы  будут  пить  чай   и

разговаривать о погоде и о здоровье своих детей.

   - Спасибо, мама... Мне не хочется... Мне скучно...

   - Ну, хорошо, моя девочка, не надо кукол. А может быть, позвать к  тебе

Катю или Женечку? Ты ведь их так любишь.

   - Не надо, мама. Правда же, не надо. Я ничего, ничего не хочу. Мне  так

скучно!

   - Хочешь, я тебе принесу шоколаду?

   Но девочка  не отвечает и смотрит  в  потолок  неподвижными,  невеселыми

глазами. У нее ничего не болит и даже нет жару. Но она худеет и слабеет  с

каждым днем. Что бы с ней ни делали, ей все равно, и ничего ей  не  нужно.

Так лежит она целые  дни  и  целые  ночи,  тихая,  печальная.  Иногда  она

задремлет на полчаса, но и  во  сне  ей  видится  что-то  серое,  длинное,

скучное, как осенний дождик.

Очевидно, что здесь происходит диалог между обеспокоенной мамой и заболевшей маленькой девочкой. В данном случае мама задает вопросы, а дочка на них отвечает.

 

Эту ситуацию можно было бы описать примерно следующим образом:

Мама спрашивает дочку, нужно ли ей что-нибудь, но та от всего отказывается.

Но одно это предложение не может передать всех  чувств мамы-беспокойства, тревоги за своего ребенка, желание поддержать дочку, угодить ей, порадовать. Вряд ли читателям было бы интересно читать произведения, в которых сухо излагаются факты.

 

В данном случае для создания художественности произведения огромную роль играют вопросительные предложения.

 

-Милая Надя, милая моя девочка, не хочется  ли  тебе

чего-нибудь?

-А может быть, позвать к тебе Катю или Женечку?

-Хочешь, я тебе принесу шоколаду?

 

В первом предложении мы видим уточнение желания девочки, средство выражения уточнения- частица не…ли, обрамляющая слово, требующее уточнения.

Во втором случае-тоже уточнение, но выражается оно иначе- вводной конструкцией может быть.

В третьем случае-предложение принести шоколаду. Выражено обособлением глагола хочешь.

Все три предложения в данном случае принадлежат к собственно вопросительному типу. На этом примере видно, что структура предложений одного типа может быть различной.

 

Следующий пример из этого же рассказа:

Но однажды утром девочка просыпается немного бодрее,  чем  всегда.  Она

что-то видела во сне, но никак не может вспомнить, что именно,  и  смотрит

долго и внимательно в глаза матери.

   - Тебе  что-нибудь нужно? - спрашивает мама.

   Но девочка  вдруг вспоминает  свой  сон  и  говорит  шепотом,  точно  по

секрету:

   - Мама... а  можно мне... слона? Только не того,  который  нарисован  на

картинке... Можно?

 

Рассмотрим вопросительные предложения из этого отрывка:

 

- Тебе что-нибудь  нужно?

   - Мама... а  можно мне... слона? Только не того,  который  нарисован  на

картинке... Можно?

 

В случае с вопросом мамы всё понятно-это опять собственно вопросительное предложение, требующее положительного или отрицательного ответа.

Что касается слов девочки, то в них прослеживается нерешительность, боязнь получить отказ. Об этом свидетельствует двукратное повторение слова можно?

Из выше написанного можно сделать вывод: предложения одного типа могут иметь различную субъективно-модальную окраску: забота мамы и нерешительность дочки.

Следующая ситуация из этого рассказа:

Жена смотрит на него тревожно.

   - Милый, здоров  ли ты? Не болит ли у тебя голова? Может быть, ты  плохо спал сегодня?

   - Я совсем  не спал,  -  отвечает  он  сердито.  -  Я  вижу,  ты  хочешь

спросить, не сошел ли я с ума? Покамест нет еще. До свиданья! Вечером  все будет видно.

 

В словах жены мы слышим обеспокоенность здоровьем её супруга. Разное синтаксическое строение предложений одного типа позволяет автору избежать тавтологии и более глубоко передать чувства женщины.

-  Я  вижу,  ты  хочешь спросить, не сошел ли я с ума? Покамест нет еще.

 

Это предложение является вопросительно-утвердительным. Муж переспрашивает, правильно ли он понимает вопросы жены о своём здоровье.

Он рассержен тем, что его считают сумасшедшим, и не дожидаясь ответа жены, сам отвечает на свой вопрос.

Информация о работе А.И. Куприн и рассказы