Язычество восточных славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 18:34, реферат

Краткое описание

Период становления Русской государственности и события предшествующие этому являются одними из наименее изученными страницами нашей истории. Письменные источники, повествующие о тех временах, представлены крайне скудно, в основном, в изложении Византийских летописцев, которые описывали события, порой, тенденциозно и противоречиво. Конечно, Византийцев занимали славяне, главным образом, как беспокойные, воинственные соседи и они не особо интересовались их культурой, бытом и нравами. Поэтому для изучения истории Древней Руси и язычества, как её неотъемлемой части, использовались, в основном, археологические и этнографические исследования.

Содержание

Введение……………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические понятия язычества восточных славян………………………………………………………………..
1.1. Классификация и общие сведения……………………… 4
1.2. Мир в представлениях древних славян……………….. 7
Глава 2. Обряды и жреческое сословие восточных славян……………………………………………………………….
2.1. Обряд погребения………………………………………….. 10
2.2. Жречество……………………………………………………. 11
Глава 3. Верования и обычаи восточных славян………...
3.1. Пантеон языческих богов…………………………………12
3.2. Обычаи и праздники……………………………………… 14
Глава 4. Культура и архитектурные постройки восточных славян………………………………………………………………
4.1. Влияние язычества на культуру и быт……………….16
4.2. Храмы и памятники…………………………………………17
Глава 5. Обожествление идолов……………………………...
5.1. Деревянные статуи…………………………………………19
5.2. Амулеты……………………………………………………….20
5.3. Поклонение предкам………………………………….........21
Заключение………………………………………………………...22
Список литературы………………………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по культурологии - язычество восточных славян.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

5.2 Амулеты

 

В древних курганах найдено  множество металлических подвесок-амулетов, которые носили на груди подвешенными на цепочках. Среди подвесок встречаются ложечки (символ сытости, благосостояния и довольства), ключи (символ богатства и сохранности), а также топорики, мечи. Бубенчики подвесок-амулетов при малейшем движении начинали покачиваться и издавать звон, что, вероятно, имело некое магическое значение.

Встречаются амулеты, называемые «коньками». Конь был символом добра  и счастья и связывался с культом  Солнца. Может быть, поэтому на многих коньковых подвесках имеются  солнечные знаки — так называемый циркульный орнамент, состоящий из кружочков с точкой в центре.

Были распространены также подвески в виде собак, зайцев, соколов, оленей, уточек, рыб. Но больше всего найдено подвесок в виде фантастического зверя, в изображении  которого сочетаются черты животного  и птицы. Оберегами назывались амулеты, которые должны были защищать того, кто их носил, от болезней, колдовства и разнообразных бед.

Славянские языческие  праздники тесно связаны с  природой, с изменениями в ней. Так, в конце декабря, когда дни  начинают прибывать, а солнце дольше держится на небосклоне, славяне отмечали праздник Коляды, позже совпавший с Рождеством Христовым. В этот день ряженые с песнями и прибаутками ходили по дворам, собирали подаяние (вероятно, для коллективной жертвы) и славили божество. Кроме того, на стол клали рукоять плуга, для того чтобы мыши и кроты не портили нивы. 

 

 

5.3 Поклонение предкам

 

Славяне обожествляли не только явления природы, но и умерших  предков. Они верили в Рода и Рожаниц. Некоторые ученые даже полагают, что  Род в древности был верховным  божеством у славян. Под именем Рода подразумевалась, вероятно, душа умершего родоначальника; он был покровителем всего рода и каждого родича. Рожаницы опекали дом, пестовали детей; за это славянские женщины приносили им в жертву сыр, хлеб, мед, варили кашу, отдавали состриженные детские волосы.

Тождественными Роду божествами были щур, дед, прадед, пращур. Слово «щур» имело также форму  «чур» — под этим именем известно божество, охраняющее род, дом. Это божество призывали во время опасности; отсюда происходит восклицание: «Чур меня!».

На весну приходился праздник русалок, или русальная  неделя. Слово «русалка» происходит от слова «русый» (светлый, ясный); это  души умерших, выходящие весной насладиться  обновленной природой. Русалки рисуются в народном воображении прекрасными, но бледными, безжизненными. С русалками были традиционно связаны лешие, водяные, кикиморы и прочая мелкая нечисть. Мертвецов называли «навье» (навь) и представляли существами малорослыми, карликами (людками).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Во все времена людей  интересовал вопрос о происхождении жизни. Мифы о рождении мира, деяниях богов создавали все народы планеты. Сейчас для нас это воспринимается, как нереальная сказка, но для наших предков это было смыслом жизни, каждодневным ритуалом. А без ритуала жизнь они иначе не могли представить.

Многие языческие обряды сохранились до сего дня. Так, свадебный обряд, пир на поминках и приготовление особой еды на некоторые праздники, обычай праздновать Новый год, гадания, а также различные суеверия существуют до сих пор.

Вместе с тем одним из наиболее характерных жанров у восточных славян являются духовные стихи, по форме и музыкальному исполнению продолжающие общеславянскую традицию пения эпических песен. Так в древнерусской "Голубиной книге" содержатся представления о соотношение человека и вселенной.

Разумеется, в наши дни  многие из названных обычаев либо забываются, либо совершаются сугубо формально. Однако праздник жив, и до сих пор воплощает собой торжество  лета, плодородия, расцвет жизненных  сил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

 

    1. Доватур А.И., Каллистратов Д.П., Шишова Н.А. Народы нашей страны в "Истории" Геродота. М., 1982.
    2. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987.
    3. Сахаров А.Н., Новосельцев А.П. История России с древнейших времён до конца XVII века. М., 1996.
    4. Седова М.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982.
    5. «Храмы России». М.: Эксмо, 2008 год.



Информация о работе Язычество восточных славян