Языческая культура восточных славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 17:53, реферат

Краткое описание

Цель контрольной работы – рассмотреть основные этапы развития самосознания отечественной культуры .Цель определила решение следующих задач:
1. Рассмотреть культуру периода Древней Руси.
2. Изучить русскую культуру 14-17 веков.
3. Охарактеризовать особенности культуры периода русского Просвещения.

Содержание

Введение
1. Культура Древней Руси
1.1. Языческая культура восточных славян
1.2. Принятие христианства и его влияние на культуру
2. Русская культура 14-17 веков
2.1. Русская культура во времена Московского царства (14-16 века)
2.2. Русская культура 17 века и её мировоззрение
3. Культура русского Просвещения
4. Русская культура Нового времени
5. Культурное развитие России в наше время
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КР Культурология 11 тема.docx

— 53.78 Кб (Скачать файл)

В XVIII в. традиционная русская иконопись постепенно приходит в упадок. Все большее влияние на неё оказывает проникающая из-за рубежа масляная живопись, которая к этому времени прошла большой путь развития от эпохи Возрождения до барокко.

Первые русские художники в современном смысле этого слова, такие как И. Н. Никитин и А. М. Матвеев, учились за границей. Другие (Шлютер, Каравак) были приглашены из-за границы и работали в качестве придворных живописцев. Они не только создали отечественную школу живописи (И. Я. Вишняков, А. П. Антропов, А. И. Бельский), но и положили начало традиции, которую в современном искусствоведении называют россикой, изображению русской жизни западноевропейскими живописцами (Ротари, Грот, Рослин и др.).

Русская духовная музыка, как и Русская православная церковь в целом, претерпела период реформ ещё в XVII в., и её развитие под влиянием западноевропейской музыки продолжалось и в XVIII в. В конце XVII в. появилась «Мусикийская грамматика» Дилецкого, первое пособие по музыкальной грамоте. Музыкой сопровождались военные парады, театральные постановки и ассамблеи эпохи Петра Великого.

Первый балет был поставлен в России ещё в царствование отца Петра Великого, царя Алексея Михайловича. В 1738 г. в Петербурге была открыта «Танцевальная Ея Императорского Величества школа», будущая Академия русского балета им. А. Я. Вагановой, а в 1731 г. императрица Анна Иоанновна на свою коронацию в Москве пригласила из Италии и первую оперную труппу.

Первая русская театральная труппа появилась в Ярославле в царствование Елизаветы. Её создали Федор Волков и Иван Дмитриевский, а творцом её репертуара был Александр Сумароков. В эпоху Екатерины II ведущими драматургами были Денис Фонвизин, высмеивавший провинциальных помещиков и их подражание всему французскому, Владимир Озеров, автор неоклассических трагедий с элементами сентиментализма, и Яков Княжнин , драма которого о народном восстании против Рюрика была объявлена якобинской и в 1791 г. публично сожжена.

Следующий император Александр I, вновь пришедший к власти в результате государственного переворота, сознавал опасность противостояния между либерально настроенным дворянством и режимом его абсолютной власти. Впервые созванный им уже в 1801 г. Негласный комитет, как и Уложенная комиссия 1767 г., должен был разработать программу политических реформ. После войны 1812 г. было отменено крепостное право в Прибалтике, а в 1815 г. получило конституцию Царство Польское. В 1810 г. был учрежден новый орган управления, Государственный совет, канцелярию которого, по рекомендации одного из членов Негласного комитета, возглавил видный реформатор М. М. Сперанский, продолжавший свою деятельность даже в эпоху политической реакции, наступившую с воцарением Николая I. Программа реформ была в значительной мере осуществлена лишь при Александре II.

 

  1. Русская культура в эпоху Нового времени.

 

Россия, несмотря на свои особенности, в целом развивалась в рамках европейской христианской культурной традицииРусское просвещение состоялось, хотя и имело свою специфику, в частности пагубное значение имел раскол между властью и интеллигенцией, ставшей оппонентом самодержавия вместо церкви.

Как уже говорилось, оппонентом русского самодержавия в Новое время стала интеллигенция. Русская интеллигенция - сословие, возникшее не на экономической или политической, а на идеологической основе, это объединение имеет духовный характер, а отсюда определенная беспочвенность русской интеллигенции, составившей социально ослабленный отряд русской элиты. В России не сложилось срединной культуры, этот срединный путь воплощался в слове - отсюда особое место литературы в культуре, а интеллигенции - в обществе. Была предпринята попытка выработать цельную культуру, но синтез остался незавершенным ко времени русских революций ХХ в.

В культурной политике самодержавия все более начали проявляться реакционные черты. Усиливается влияние религии на образование, его сословность, исключаются или сокращаются курсы естественных наук, истории, географии, ужесточается цензура, преследуются литература и журналистика.

В обществе были весьма ограничены возможности широкого распространения просвещения, народного образования. Феодальный строй вступал в противоречие не только с социально-экономическим, но и общественно-культурным прогрессом. И это происходило тогда, когда мир начал стремительно меняться. 
  Для мирового развития конца XIX - начала ХХ вв. были характерны такие ведущие тенденции: 1) поступательное развитие капитализма, создание мирового рынка, складывание колониальной системы; 2) трансформация капитализма в государственно-монополистический, с растущим вмешательством государства в общественные процессы; 3) остроконфликтный подход к решению внутренних и международных проблем.

  Отражением различных подходов  к решению российских проблем  было и наличие в стране  к 1920 г. около 90 политических партий, действовавших в разные годы  начала ХХ в.

В ходе реформ 60-х гг. XIX в. в России стал быстро развиваться капитализм. Его особенностями были: высокие темпы; быстрая урбанизация; высокая концентрация производства; сохранение массы прямых остатков крепостничества, в частности, помещичьего землевладения, сословности, крестьянской общины, самодержавия; усиленный приток иностранного капитала; национальный гнет.  
  Падение крепостного права означало наступление нового этапа и в истории культуры России. Были созданы условия для более высокого культурного уровня общества. В развитии культуры второй половины XIX в. можно выделить два этапа: 1) 60 - 70-е гг., связанные с общественно-демократическим подъемом; 2) 80-е начало 90-х гг. - период определенного спада активности общества, но плодотворного интеллектуально, когда происходил поиск новых ценностей. 
  В 60 - 70-е гг. XIX в. начинает быстро расти образование всех ступеней, в 1863 г. издается Университетский устав - наиболее либеральный в дореволюционное время, складывается система высшего женского образования 
  Развивалось книгопечатание, издавались «толстые журналы» - «Современник», «Русский вестник», «Вестник Европы», ежедневные газеты, складывается библиотечная система, открываются новые музеи.

Основным художественным направлением второй половины XIX в. стал критический реализм. Его отличала повышенная социальная активность. Литература и искусство как никогда близко подошли к отображению реальной жизни (например, очерк и роман о современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр в живописи). 
  Значительное влияние на художественное творчество оказала революционно-демократическая эстетика, связывавшая литературу и искусство с задачами преобразования действительности (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов). В то же время такая эстетика углубляла раскол в русской культуре, тем самым, играя противоречивую роль.

Демократический подъем первых пореформенных десятилетий сменился политической реакцией, повлиявшей и на культурную жизнь. В общественной мысли на смену революционному народничеству приходит либеральное с идеями «малых дел», «постепенного прогресса», толстовство. Зарождается социал-демократия. Усложняется идейно-духовная жизнь. Многие деятели культуры постепенно отходили от острой обличительности. Их внимание все больше стали привлекать общечеловеческие, философско-обобщенные, нравственно-психологические проблемы. 
  Середина 90-х гг. XIX в. в общественно-политической жизни России была отмечена поворотом от реакции к постепенно нараставшему общественному подъему, что сопровождалось блестящим расцветом культуры, который обычно называют «серебряным веком», «русским ренессансом».

Культура советского периода, занявшего основную часть ХХ в., - это сложный и противоречивый феномен, требующий конкретно-исторического подхода, без конъюнктурщины и чрезмерной политизации. В отечественной культуре рассматриваемого периода имелись бесспорные достижения, но было много и сиюминутного, политически ангажированного; необходимо помнить, что она - важная составная часть отечественной истории, требующая всестороннего и объективного рассмотрения на фоне мирового процесса. 
  Была проведена национализация учреждений культуры: театров, библиотек, лицеев, открывшихся для широких слоев населения. Демократизация культуры имела положительное значение, но одновременно сопровождалась ущемлением представителей непролетарских «социально чуждых» слоев. 

Открылся широкий доступ к высшему образованию рабочему классу и беднейшему крестьянству, в частности, через рабфаки, дававшие ускоренное, но и «облегченное» среднее образование. Ряды специалистов выросли, но качественный уровень их подготовки снизился. Особенно пострадала система гуманитарного и социально-экономического образования. Была ликвидирована автономия вузов.

Революция и гражданская война сопровождались массовым исходом из страны и гибелью интеллигенции, специалистов, по отношению к оставшимся начались репрессии, хотя и не столь масштабные, как в последующие годы.  
  Второй этап: конец 20-х - 50-е гг. В конце 20-х гг. с ликвидацией нэпа происходят резкие изменения в культуре: негативные тенденции, проявившиеся в первые послереволюционные годы, приобрели чудовищные масштабы. Среди тяжелейших последствий, наложивших неизгладимый отпечаток на последующую историю, был сталинизм. 

Сталинизм - это и идейно-психологический комплекс. Сущность идейно-психологического комплекса сталинизма - это ходячие массовые представления, не отражающие подлинное устройство реального мира, а лишь кем-то желаемое и удобное мнение о мире. Оно не соответствовало действительности, а противостояло ей как параллельная действительность, помогающая одним людям господствовать над другими, а этим другим существовать в придавленном положении, считая себя счастливыми». 
  Эти представления можно отнести комплексу «неполноценности» общественного сознания. Для массовой психологии советского периода характерны стремление верить и состояние зажато- сти между прошлым и будущим, устремленность вперед при отсутствии интереса к сиюминутному. Формировалось представление о величии личности, причастной к великим историческим событиям, убогость повседневности при этом отметалась. 

Существенные достижения имелись в науке, резко увеличилось ее финансирование. В то же время система науки жестко контролировалась государством. По стране прокатилась волна репрессий по отношению к ученым, достигшая пика в конце 40-х гг. Пострадали целые отрасли науки - генетика, кибернетика, социология.

Заметное место в культуре занял кинематограф. В первые послеоктябрьские десятилетия создаются шедевры немого, а затем звукового кино. В это время работали братья С.Д. и Г.И. Васильевы, Г.В. Александров, М.И. Ромм, С.М. Эйзенштейн.  

Большое внимание государство уделяло театру, как пропагандисту мировой и отечественной классики. Центральное место среди них принадлежало Большому театру и Московскому художественному театру (МХАТ).  

В изобразительном искусстве на первый план выдвинулся социалистический реализм, а все другие направления подавлялись. В 1947 г. открылась Академия художеств СССР, как главная цитадель социалистического искусства, в котором смешались традиции передвижничества и академического классицизма. Живописцы и скульпторы работали над созданием образа нового человека и часто небезуспешно (например, В.И. Мухина «Рабочий и колхозница»). Среди жанров особо поощрялись парадный портрет, историческая живопись, батальная живопись, бытовой жанр, особенно с темами крестьянской жизни и родины, а на последнем месте находились пейзаж и натюрморт. 
  Архитектура всегда была в центре внимания. Ее задача - отразить в камне великие свершения. Сформировался эклектический стиль - сталинский ампир: сочетание некоторых национальных традиций и классицизма. Была проведена значительная работа по градостроительству, особенно после Великой Отечественной войны. Особое внимание уделялось сооружению метро. 
  Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. сопровождалась гигантскими людскими потерями, в том числе и среди интеллигенции, и нанесла огромный ущерб культуре.

С окончанием войны пристальное внимание уделялось науке, особенно сферам, связанным с созданием нового оружия (атомная проблематика, космос), одновременно усиливалась бюрократизация науки и ужесточался партийный контроль. В конце 40-х гг. принимаются постановления по вопросам культуры: борьбе с «космополитизмом», низкопоклонством перед западом, - приведшие к новым репрессиям. Однако единомыслие культуры было кажущимся, что проявилось после смерти И.В. Сталина в 1953 г.

Введение всеобщего среднего образования, расширение высшей школы сопровождались понижением уровня подготовки выпускников, падением престижа интеллектуального труда. Вместо изучения реальных проблем общества и их решения начинают преобладать парадность и шумиха, настроение самоуспокоенности. 
  В СССР активно развивалось инакомыслие, довольно заметной стала эмиграция творческих людей за границу, а также «внутренняя эмиграция», уход в личную жизнь, усилились проявления девиантного поведения. При всех стараниях административной системе не удалось вернуться к прошлому. В целом официальная культура теряла свои позиции, а «нонконформизм» усиливался. Имелись существенные достижения в литературе («деревенская» и военная проза), литературоведении, театре, кинематографе, развитии национальных культур.

В 1985 г. началась «перестройка», связанная с именем М.С. Горбачева, которую видный отечественный философ А.А. Зиновьев назвал «катастройкой». В 1991 - 1993 гг. перестройка переросла в социальную революцию - четвертую в ХХ в. в России. 
  Для культуры этот период характеризуется «гласностью», взрывом интереса к публицистике, пытающейся осмыслить прошлое и настоящее страны и мира, возвращением «забытых имен», лучшим знакомством с мировой культурой, широким развитием студийного движения, выходом на поверхность «андеграунда». Но, все-таки, сколько-нибудь заметных новых ярких достижений в отечественной культуре не возникло: критиковать оказалось легче, чем созидать. В то же время явления распада и деградации приобрели чудовищную динамику. 
  Растущая негативность в культуре проявилась в различных направлениях: разрушились связи между народами и культурами в связи с распадом СССР, оживились национализм и шовинизм; постоянным явлением стало катастрофическое недофинансирование науки, культуры, образования, деградация социальной сферы; к тяжелейшим культурным последствиям привело унаследованное от диссидентства стремление к тотальному разрушению и попытки начать историю «с чистого листа»; оживились ненаучные формы сознания: религия, мистика, оккультизм, астрология, магия; катастрофических масштабов достигло давление западной «массовой культуры», угрожающее национальной самобытности; ярко проявилось пренебрежение сферой культуры, интеллекта; оживились животные начала в человеке, ослабли внутренние регуляторы поведения; произошла атомизация общества, распались или деградировали социальные связи; чрезвычайно развились мафиозные структуры; катастрофически упал престиж страны в мире.

Информация о работе Языческая культура восточных славян