Этногенез айну

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 07:01, реферат

Краткое описание

Цель работы: На основании анализа источников этнографии и антропологии исследовать проблему изучения этногенеза айнов.
Задачи:
1. Дать представление об основных антропологических теориях происхождения айнов.
2. Дать описание основных вех взаимодействий айнов с японцами и русскими в хронологическом порядке.
3. Сравнение айнской мифологической картины мира с японскими мифологическими представлениями для выявления общих черт.
4. Характеристика современных айнских локальных групп, их общие и различные черты, самоидентификация, а также этнологические процессы, происходящие внутри данных групп.

Содержание

Введение…………………………….....…… 3


§1. Толкование этнонима «айны», его краткая характеристика. Основные
антропологические гипотезы происхождения айнов. ……………………………………………………………………………………4-7

§2. Процесс взаимоотношения айнов с японцами и русскими……………………………………………………………….……… 8-13

§3. Мифологические представления айну и японцев. Общие черты ………………………………………………….………………………………..14-21

§4. Современные общности айнов. ……………………………..…………… 22-24


Заключение…………………………………………………….…..……………25-26


Список используемой литературы………………………….……………………. 27

Вложенные файлы: 1 файл

Айны.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

Усть-большерецкие айну, согласно переписи населения, в большинстве  своем идентифицируют себя с русскими или с камчадалами.

Айну семьи Накамура подверглись жстоким репрессиям в середине 20 века, оставшиеся же представители  данной общности ассимилированы.

Айну Командорских островов вследствии недавней миграции ассимилировались русскими, камчадалами, ительменами.

Таким образом, можно  сделать вывод, что на сегодняшний  день, лишь единицы айну себя таковыми считают, сохраняют культурное единство и помнят традиции предков.

 

 

Заключение:

Данный реферат посвящен рассмотрению и подробному анализу  сложного процесса этногенеза и сохранения самоидентификации загадочного народа айнов – аборигенов японских островов. Принцип написания работысостоит в подборе литературы, посвященной данному этносу и на ее основе составлении реферата, отвечающего на четыре основных вопроса в раскрытии сложной проблемы этногенеза айну.

В реферате было поставлено и раскрыто 4 следующие проблемы:

    1. Было дано общее описание этноса, четыре основные гипотезы его происхождения, с особым упором на четвертую, гипотезу Э. Найланда, являющуюся парадоксальной, однако, тем не менее, уникальной и достоверной.
    2. Основные связи айнов с русскими были прослежены, а также выявлена общая черта, объединяющая эти связи 17-20 вв – геноцид со строрны сначала японцев, а затем и русских, в часности, в эпоху СССР с его ГУЛАГАМи. Также, прослежены мелкие попытки современных двух государств к возрождению хотя бы части традиций айнов. Однако, учитывая многовековой геноцид и ассимиляцию айнов, эти попытки вряд ли приведут к ошеломляющим результатам.
    3. Освещены основные мифологические представления айнов, их мифы  и божества, а также общие черты с японской мифологией, которые состоят в основном из похожести мифов, имен богов а также священных деревьев, что неоспоримо доказывает японизацию айнов с приходом японцев. Однако, в тотемических мифах присутствует явная разница, характеризующаяся, скорее всего их наибольшей древностью по сравнению с сотальными аспектами мифологии, поэтому тотемические мифы не понсели особых изменений с приходом японцев.
    4. Современные общности айнов насчитывают в общем числе 4 – Сахалинские айну, Усть-Большерецкие, айну семьи Накамура и айну Командорских островов, ни одна из которых не насчитывает на сегодняшний день и тысячи представителей. Последние из айну этих групп, кто в совершенстве владел родным языком, умерли самое позднее в 20 веке. Такие данные приводят к неутешительным прогнозам - айну – исчезающая общность, и повлиять на это не сможет уже никто.

Основной упор был сделан на труд Таксами Ч. М. Косарева В. Д. «Кто вы айны?», в котором освещены основные аспекты происхождения, исотрии и жизни айнов. В качестве основного источника по мифологии айнов была взята книги Невского, Н. А. «Айнский фольклор.» и Спеваковского А.Б. «Духи, оборотни, демоны и божества айнов». При подборе антропологических теорий происхождения айну была выбрана библиография Акулова А.Ю. «Путь Востока. Традиции освобождения.» и Иофана Н.А. «Культура древней Японии.»

Ознакомившись с рефератом, можно сделать вывод, что процесс  развития айнов как народа есть по большей части дискриминация  и даже геноцид (Японские острова до передачи их России), что еще более вызывает интерес к айнам, как к этнической общности, сочетающей в своей древнейшей культуре как черт примитивных, так и довольно развитых. Этот поразительный симбиоз хотя и делает уместным огромный интерес ученых археологов, историков и прежде всего, этнографов, к проблемам и аспектам жизни народа айну, однако, как уже было сказано выше, ни в коем случае не спасет этнос от вымирания.

Задачи, поставленные в  реферате, раскрыты, цель – исследовать  проблему этногенеза айнов – раскрыта в полной мере.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Акулов А.Ю. Путь Востока. Традиции освобождения. Материалы III Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. Серия “Symposium”, выпуск 4. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. 121с
  2. Акулов А.Ю.. Реконструкция представлений айну о мире на основе анализа фольклорных текстов. Электронный ресурс. http://www.opentextnn.ru/museum/museum_of_anthropology/?id=4367   Дата обращения: 12,03,13
  3. Арутюнов С. А., Щебеньков В. Г. Древнейший народ Японии. М.: Наука, 1992. С. 345с.
  4. Иофан Н.А. Культура древней Японии. М., 1974. С. 64стр
  5. Невский, Н. А. Айнский фольклор. Наука, Глав. ред. восточной лит-ры, 173 стр. 1972
  6. Пилсудский Б.О. На медвежьем празднике айнов о. Сахалин Пг. 1915. С. 98стр
  7. Пилсудский Б.О. Фольклор сахалинских айнов. Южно-Сахалинск, 2002. 165с. Спеваковский А.Б. Духи, оборотни, демоны и божества айнов (Религиозные воззрения в традиционном айнском обществе). М., 1988.С 12-15
  8. Таксами Ч. М. Косарев В. Д. Кто вы айны? М., «Мысль», 1990, 318 с.
  9. Хилджер М. И. Прилетевшие с небес, «Настоящие люди» Журнал «Вокруг Света» №4 (2595) | Апрель 1990

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Таксами Ч. М. Косарев В. Д. Кто вы айны? М., «Мысль», 1990, 11-15с.

      2 Акулов А.Ю. Путь Востока. Традиции освобождения. Материалы III Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. Серия “Symposium”, выпуск 4. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. 121с

3 Акулов А. Ю. «Айнская компонента японского этногенеза». Электронный ресурс. http://anthropology.ru/ru/texts/akulov/east03_19.html дата обращения 12,03,13

4 Хилджер М. И. Прилетевшие с небес, «Настоящие люди» Журнал «Вокруг Света» №4 (2595) | Апрель 1990 . с 140-141

5 Хилджер М. И. Прилетевшие с небес, «Настоящие люди» Журнал «Вокруг Света» №4 (2595) | Апрель 1990 с 142-143

6 Хилджер М. И. Прилетевшие с небес, «Настоящие люди» Журнал «Вокруг Света» №4 (2595) | Апрель 1990 с 143-144

7 Спеваковский А.Б. Духи, оборотни, демоны и божества айнов (Религиозные воззрения в традиционном айнском обществе). М., 1988.С 12-15

8 Спеваковский А.Б. Духи, оборотни, демоны и божества айнов (Религиозные воззрения в традиционном айнском обществе). М., 1988.С 16

9 Спеваковский А.Б. Духи, оборотни, демоны и божества айнов (Религиозные воззрения в традиционном айнском обществе). М., 1988.С 19

10 Спеваковский А.Б. Духи, оборотни, демоны и божества айнов (Религиозные воззрения в традиционном айнском обществе). М., 1988.С 21

11 Хилджер М. И. Прилетевшие с небес, «Настоящие люди» Журнал «Вокруг Света» №4 (2595) | Апрель 1990 с 145




Информация о работе Этногенез айну