Элитарная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 18:40, доклад

Краткое описание

Элитарная культура— это культура передовой, наиболее активной части всех этносоциальных групп общества, их своеобразного пассионарного авангарда. Понятие «элитарная» культура восходит к слову «элита» (от франц. elite — отборное, выбранное, лучшее). Элитарная культура как культура привилегированных групп общества характеризуется принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Основные элементы элитарной концепции культуры обозначены в сочинениях А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и Х. Ортеги-и-Гассета.

Вложенные файлы: 1 файл

Элитарная культура.docx

— 19.36 Кб (Скачать файл)

Элитарная культура—  это культура передовой, наиболее активной части всех этносоциальных групп общества, их своеобразного пассионарного авангарда. Понятие «элитарная»  культура восходит к слову «элита» (от франц.  elite — отборное, выбранное, лучшее).  Распространено  предоставление  о том, что элита — это часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками.

Вместе с тем «теория элит», получившая распространение благодаря  трудам политологов и социологов В. Парето, Г. Моски, Р. Михельса, определяет элиту как организованное, сплоченное меньшинство, осуществляющее  функции управления. Сама элита общества является дифференцированной по сферам деятельности — экономической, политической, духовной, военной и др.

Таким образом, объект элитарной культуры — те слои общества, для которых элитарная культура представляет интерес и является доступной интеллектуально, психологически и экономически. Как справедливо отмечает А.И. Кравченко, формула элитарной культуры— «искусство для искусства». В этом ключе можно рассматривать «высокую моду», престижное жилье (пентхаузы,  дворцы, виллы), дорогие эксклюзивные марки автомобилей, яхт, авиатехники, находящиеся в личном пользовании у власть имущих.

Элитарная культура как культура привилегированных  групп общества характеризуется  принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой  самодостаточностью.  Апеллирую  к избранному меньшинству  своих  субъектов ( они являются одновременно ее творцами и адресатами), элитарная культура сознательно и последовательно  противостоит культуре большинства, или массовой культуре. Считается, что элитарная культура обозначает пристрастия и привычки аристократов, состоятельных горожан, богемы, правящей элиты, а массовая культура — это культура низов.

Происхождение элитарной культуры имеет глубокие исторические корни. С древних времен культура была дифференцированной неоднородной. С  выделением духовной сферы в отдельную сферу начинает зарождаться элитарная культура  (жрецы, волхвы, колдуны как обладатели привилегированных, особых знаний). А  массы довольствовались «разрешенными» мифами, которые трактовались представителями культурной элиты как сакральные.

В эпоху раннего Средневековья  существовали упрощенные варианты Библии, с большим количеством иллюстраций, рассчитанные на знакомство с ними неграмотных верующих, и в тоже время изобилующие  «схоластикой», доступной лишь теоретикам Церкви. Таким образом, с момента возникновения социальной культуры обозначилась дифференциация ее на массовую и элитарную; определились их основные функции —  массовой культуре быть средством морального воспитания и развлечения, элитарной — средством наставления и развития общества.

Элитарная культура в философском  исследовании имеет свои исторические корни. Основные  элементы  элитарной  концепции культуры обозначены в  сочинениях  А. Шопенгауэра, Ф. Ницше  и Х. Ортеги-и-Гассета.

Культурологические  концепции  Фридриха Ницше (1844-1900)  сформулированы в известных трудах «Рождение  трагедии из духа музыки», «Так говорил  Заратустра», «Сумерки кумиров», «Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей» и др. Элитарная концепция культуры проявляет себя в идее «сверхчеловека», который наделен способностью быть по «ту сторону добра и зла» и там формировать ценности.  Этот «сверхчеловек», имеющий привилегированное положение в обществе, по мысли Ф. Ницше, обладает уникальной эстетической восприимчивостью: ему довелось узреть суть вещей, он жизненно  активен и сходен с Гамлетом.

На вопрос: «В чем обнаруживаются моральные ценности?»  Ф. Ницше  отвечает: «… 1) инстинкт стада против сильных и независимых; 2) инстинкт страждущих и неудачников против счастливых; 3) инстинкт посредственностей против исключений». Концепция Ницше весьма противоречива, поскольку он дифференцирует человечество, параллельно возводя в самый высокий ранг культуру и считая, что она развивается  в «тяжелой внутренней интеллектуальной работе».

Вышеуказанная концепция  Ф. Ницше нашла отражение в элитарной культурологической концепции Х. Ортеги-и-Гассета. Он противопоставляет новое и старое искусство разделяет публику на два класса  — тех, кто понимает, и тех, кто не понимает его, т. е. на художников и тех,  которые художниками не являются. Новое искусство — это чисто художественное искусство». При этом он исходит из самой типологии человеческой личности, которая, с его точки зрения, состоит из двух классов: первый — те кто требуют от себя многого и сами на себя взваливают тяготы и обязательства;       второй — те, кто не требуют от себя ничего и для кого жить — значит плыть по течению.

Элитарную культуру можно определить как культуру узко корпоративную,  сформированную за счет «узких» знаний, ценностей, норм, традиций. Она была признаком утонченного профессионализма и глубокой предметной специализированности, без чего невозможно обогащение и накопление культуры.

Характерной чертой элитарной культуры является то, что она сознательно  ограничивает круг ценностей, признаваемых истинными, и ужесточает систему  норм, принимаемых избранной стратой, которая воспринимает себя в качестве особой касты  «посвященных». Она  нацелена на свое количественное сужение  и идеологическое сплочение, которое  сопровождается индивидуализацией  норм, ценностей, оценочных критериев  деятельности, нередко принципов  и форм поведения  членов элитарного  культурного сообщества, становящимся тем самым уникальным. Зачастую это  приобретает  «эпатажные» формы  с целью выделиться, быть узнаваемым и неподражаемым.

Собственно, ради этого подчеркнутого «элитарного» назначения искусственно создается круг норм и ценностей. Подобная цель достигается различными средствами:

  • Освоение новых социальных реалий в качестве культурного конструирования образцов или, напротив, неприятие любого нового, созданного массовой культурой, и «охранение» узкого круга корпоративных ценностей и норм;
  • Использование субъективной интерпретации понятий, нарочито сложной и вычурной, которая заслоняет  реальность объекта исследования;
  • Включение своего предмета исследования в неожиданный и неповторимый ценностно-смысловой контекст;
  • Разработка особого рода культурного кода, понятного лишь узкому кругу ценителей, с целью затруднить межличностную коммуникацию, для чего создаются искусственно –непреодолимые  смысловые преграды;
  • Создание новой собственной и нарочито  усложненной  семантики, структурно-символической интерпретации, понятной только «посвященным».

Итак, благодаря  своей смысловой  и функциональной «закрытости», обособленности от доминирующей культуры элитарная культура понимается как субкультура дифференцированного  в культурном смысле меньшинства.


Информация о работе Элитарная культура