Эволюционизм как парадигма изучения культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 18:33, контрольная работа

Краткое описание

Анализ культуры и ее элементов шел постоянно на протяжении всей истории философии, и в качестве первого собственно научного подхода к анализу культуры можно назвать эволюционный.
Эволюционизм был первой парадигмой (по терминологии Т.Куна) культурологических исследований, возникшей в XIX веке. Анализ культуры в рамках данной парадигмы ориентирован на оперирование естественнонаучными категориями и методами.

Содержание

Введение 3
1. Первые эволюционистские теории культур 4
2. Эволюционистская концепция культуры Э. Тайлора 7
3. Критика теории анимизма 12
4. Эволюционизм Г.Спенсера 15
5. Недостатки эволюционистской теории культур 17
Заключение 18

Вложенные файлы: 1 файл

Метод изучения культуры.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

Мифологические воззрения Древнего Египта нашли широкое отражение в архитектуре и искусстве, литературе. В египетских храмах и около них стояли скульптурные изображения божеств, мыслившиеся как "тела", в которых эти божества воплощаются. Представления о том, что умершие должны иметь жилище, обусловили строительство специальных гробниц: мастаба, пирамид, скальных склепов. Гробницы и храмы украшались рельефами т росписями на мифологические темы. На случай повреждения или уничтожения мумифицированного тела умершего в гробницу помещали его портретную статую (наряду с мумией призванную быть вместилищем его ба и ка). Росписи и рельефы в гробницах должны были создавать для умершего привычную обстановку: они изображали его дом, членов семьи, празднества, слуг и рабов на полях и в мастерских и т.д. В гробницы помещались также статуэтки слуг, занятых различными видами сельскохозяйственных, ремесленных работ, обслуживанием умершего. В погребениях эпохи Нового Царства в большом количестве сохранились так называемые ушебти, особые фигурки, обычно в виде запеленатой мумии. Считалось, что покойный силой магических заклинаний оживит их и они будут работать за него в загробном мире.

Высокими литературными достоинствами обладала религиозная и магическая литература, в которой запечатлены многие мифологические представления египтян. Широкое отражение получили мифологические сюжеты в сказках. Например, в сказке "Змеиный остров" ("Потерпевший кораблекрушение") действует огромный змей, который может испепелить человека своим дыханием, но может и спасти его, предсказать будущее. Этот образ возник под влиянием представлений о богах-змеях. В другой сказке к Редедет, жене жреца Раусера, в образе ее мужа является бог Ра, и от этого брака рождается трое близнецов - детей основателей новой династии фараонов. Под влиянием мифа об Осирисе была создана сказка о двух братьях Бате и Анубисе, в которой ложно обвиненный Бата погибает, а затем оживает вновь при помощи Анубиса (в образе Баты сохранились также черты бога-быка Баты). В сказке "О кривде и правде" младший брат ослепляет старшего (которого зовут Осирис) и завладевает его добром, однако сын Осириса Гор мстит за отца и восстанавливает справедливость. В сказке о мудром юноше Са-Осирисе (его имя в переводе означает "Сын Осириса") описывается загробное царство, куда ведет он своего отца, и суд над мертвыми.


Список используемой литературы

 

1.          Методы изучения культуры: учеб. пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. – 76с.

2.          Культурология: учеб. Пособие для студентов / Д.Ю. Стояров, В.В. Кортунов.: 1998.-83с.

3.          Культурология. ХХ век. Энциклопедия. В 2-х тт. - СПб., 1998.

4. Торосян В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / М.: Гуманитар. из. центр ВЛАДОС, 2005. - 735 с.

   5. Религии мира. Новейший словарь / А.И. Богомолов. - Ростов н / Д.: Феникс, 2005. - 672 с.

6. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 томах. Гл. ред. С.А. Токарев. - М.: "Советская Энциклопедия", 1980. - т.1. А - К. - 672 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Эволюционизм как парадигма изучения культуры