Шумерская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 06:06, реферат

Краткое описание

Деятельная, производительная натура шумерского народа, выросшего в постоянной борьбе с тяжелыми природными условиями, оставила человечеству множество замечательных достижений в сфере искусства. Однако у самих шумеров, как и у других народов догреческой древности, понятие «искусство» не возникло по причине строгой функциональности любого изделия. Все произведения шумерской архитектуры, скульптуры и глиптики имели три основные функции: культовую, прагматическую и мемориальную. Культовая функция включала участие изделия в храмовом или царском ритуале, его знаковую соотнесенность с миром мертвых предков и бессмертных богов. Прагматическая функция позволяла изделию (например, печати) участвовать в текущей социальной жизни, показывая высокий общественный статус его обладателя.

Вложенные файлы: 1 файл

шумеры(2).docx

— 591.38 Кб (Скачать файл)

 

Роулинсон же потратил около десяти лет жизни (со значительными перерывами) на составление полной копии надписи. Для этого он в прямом смысле рисковал жизнью, взбираясь на опасную скалу и даже организовав собственный спуск по верёвке в люльке к надписи. Впрочем, в самое опасное место он так и не смог добраться, поэтому там надпись копировал местный мальчик, имевший большой опыт скалолазания. Что же касается непосредственно расшифровки клинописи, то здесь Роулинсон практически до мелочей повторил методику Георга Гротефенда, взяв в качестве ключа те же самые надписи о Дарии и Ксерксе. Сам Роулинсон утверждал впоследствии, что на момент работы с текстом не знал о работе Гротефенда, что весьма вероятно - до обнародования расшифровки Бехистунской надписи о выдающемся немецком лингвисте и его исследовании начала XIX века практически не вспоминали.

 

Без везения наука не делается

 

К тому же Роулинсону и его последователям крупно повезло. Во-первых, Роулинсон был специалистом по древнеиранскому языку, родственному одному из языков Бехистунской надписи. Это помогло ему в определении имён и географических названий, которые он впоследствии сравнил с аналогичными местами в клинописном тексте. Во-вторых, через некоторое время во процессе раскопок была обнаружена огромная библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала, состоявшая из глиняных табличек. И среди этих табличек были обнаружены словари, в которых шумерские символы переводились на вавилонский и хеттский языки. Это значительно облегчило жизнь учёным, особенно после того, как Роулинсон выдвинул предположение о полифоничности шумерских клинописных знаков, то есть их различном звучании в зависимости от контекста и от места в слове.

 

Окончательно же научное  сообщество констатировало, что ключ к расшифровке шумерской письменности найден (при том, что неразгаданные символы, в основном древнего этапа формирования клинописи, неразгаданны до сих пор), в 1857 году. Тогда в Лондоне одновременно оказались четыре специалиста по древней письменности, в число которых входил и Роулинсон. Всем учёным предложили до того неизвестный текст, выполненный шумерской клинописью, для самостоятельного перевода. Спустя некоторое время учёные предоставили свои варианты и они оказались в основной части, не считая нюансов, одинаковыми. Так было подтверждено наличие у науки универсального способа чтения шумерской письменности.

 

 

Клинопись шумеров

 

В древневосточных странах  – Египте, Шумере, Хеттском царстве  и Финикии были придуманы и  разработаны основные виды письменности. По внутренней структуре шумерская  письменность сходна с египетским письмом.

В Южном Междуречье, на юге  современного Ирана существовала древняя  страна – Шумер. Здесь, в Передней Азии, жил народ, создавший древнюю  письменность.

Историки и археологи  приложили немало усилий, стараясь разгадать тайны шумерской истории. Сейчас известно, как выглядели шумеры, в каких богов они верили, как  вели хозяйство и воспитывали  детей.

Страна Шумер получила свое название от народа, поселившегося  в IV тысячелетии до н.э. в низовьях реки Евфрат, недалеко от впадения ее в Персидский залив. Евфрат разделяется здесь на многочисленные протоки – рукава, которые то сливаются, то расходятся вновь. Берега реки низкие, поэтому Евфрат часто меняет свой путь к морю. При этом старое русло превращается постепенно в болото. Глинистые холмы, расположенные поодаль от реки, сильно выжжены солнцем. Жара, тяжелые испарения от болот, тучи мошкары заставляли людей держаться подальше от этих мест. Небольшие деревни располагались довольно далеко от воды, т.к. Евфрат разливается летом очень бурно и неожиданно. Наводнения всегда здесь были очень опасны – и память о великих потопах сохранилась в шумерских преданиях. В бескрайние тростниковые заросли люди старались не заходить, хотя под ними срывались очень плодородные земли. Но в те времена обработка таких земель была еще людям не под силу.

 

Все изменилось, когда в  стране рек и болот появились  новые, энергичные хозяева – шумеры.

 

 

Обучение клинописи

 

 

Неизвестно, откуда они пришли в низовья Евфрата. В шумерских  легендах упоминались только высокие  горы на их забытой родине, путь по морю, ведший к устью Евфрата, и остров в море, который шумеры считали  своей древней родиной. Этот остров в древности называли Дильмун, а сейчас – Бахрейн. На Бахрейне, однако, нет высоких гор, и историки постарались проверить, есть ли правда в шумерских легендах. Оказалось, что в древности на острове были шумерские поселения и кладбища – значит, шумеры жили здесь довольно долго.

Как же повели себя шумеры в  незнакомом для них месте, среди  тростниковых зарослей и болот?

Кроме плодородных, но еще  не освоенных земель, новая родина шумеров могла похвастаться только большим количеством глины и тростника.

Из глины шумеры делали дома, посуду. Они изобрели письменность на глиняных табличках. Не очень нужные записи можно было стереть, а таблички с важными документами обжигали на огне, и они становились твердыми, как камень.

 

 

 

Двуречье – наносная земля, здесь природа в избытке давала материал для письма, его нужно было только подобрать и придать ему соответствующую форму. Мягкая глина! На ней деревянной палочкой или заостренной тростниковой трубкой выдавливались письменные знаки. Так как и трубку, и палочку держали под углом к поверхности писчего материала, их острие глубже вдавливалось в глину и оставляло типичный расширяющийся на конце штрих – клин, точно так же возник и другой характерный элемент клинописи – треугольник.

 

 

 

 

 

По форме клинообразных  черточек шумерское письмо называется клинописью.

 

Клинопись появилась впервые  в Шумере около 300 лет до н.э. Шумеры передавали изображениями названия отдельных конкретных предметов и общих понятий. Так, рисунок ноги стал передавать понятие ,,ходить”, ,,стоять”, ,,приносить”. Постепенно система письма усложнялась. Появились стандартные знаки – иероглифы. Со временем связь между формой знака и смыслом ослабевала, письмо приближалось к записи звучащей речи. Основные понятия шумеры обозначали простыми и короткими словами: а – вода, э – дом, лу – человек. Из этих слов строились другие: лу-гал – царь (человек + большой), э-гал – дворец (дом + большой).

 

 

 

Труднее всего было изображать абстрактные понятия. Поэтому шумеры начали употреблять слоговые знаки, за которыми закреплялось чтение. Так  именно в Шумере впервые сформировалась связь между звучащей речью и  письменными знаками.

 

 

 

Направление письма в шумерской  клинописи вначале было таким: вертикальные столбцы справа налево. Позже письмо стало построчным слева направо.

 

 Сохранилось огромное  количество текстов, написанных  клинописью. В наши дни ученые  умеют читать шумерские тексты, имеются словари шумерского языка.

Шумеры рассеялись среди  семитского населения. Создавший древнейшую письменность народ исчез с лица земли.

За семь веков своей  истории шумеры создали богатую  культуру. От шумеров дошли до нас  и счет времени, основанный на их магических числах – 7, 12, 60, 360, и праздник Нового года, и извечные премудрости: ,,Лучше с ученым таскать камни, чем с глупым пить вино”, ,,За добро воздается добром”, ,,Роющий яму другому сам в нее и попадет”.

 

Время стирает с лица земли  города, страны и целые народы. Однако среди обломков разрушенных цивилизаций  находят загадочные письма. Если постичь  их тайну, зазвучат замолкшие голоса и языки, которые расскажут о  жизни исчезнувших народов.

Шумерский язык до сих пор  продолжает оставаться для нас загадкой, поскольку и сейчас не удалось  установить его родство ни с одной  из известных языковых семей. Археологические  материалы позволяют предположить, что шумеры создали Убайдскую культуру на юге Двуречья конца V — начала IV тысячелетия до н. э. Благодаря возникновению   иероглифической письменности шумеры оставили множество памятников своей культуры, запечатлев их на глиняных табличках.

 

Сама клинопись была письмом  силлабическим, состоящим из нескольких сот знаков, из которых наиболее употребительными были около 300; в их число входили более 50 идеограмм, около 100 знаков для простых слогов и 130 для сложных; были знаки для  цифр по шестидесятичной и десятичной системам.

 

Шумерская письменность развивалась  на протяжении 2200 лет

 

 

 

Большинство знаков имеют  по два и несколько чтений (полифонизм), так как нередко рядом с  шумерским они приобретали и семитическое значение. Порой они изображали смежные понятия (например, «солнце» — bar и «светить» — lah).

 

Само изобретение шумерской  письменности было, несомненно, одним  из крупнейших и наиболее значительных достижений шумерской цивилизации. Шумерское письмо, прошедшее путь от иероглифических, образных знаков-символов до знаков, которыми стали записывать простейшие слоги, оказалось чрезвычайно  прогрессивной системой. Ее заимствовали и использовали многие народы, говорившие на иных языках.

 

На рубеже IV—III тысячелетий  до н. э. мы имеем бесспорные доказательства того, что население - Нижней Месопотамии было шумерским. Широко известная история о Великом потопе впервые встречается именно в шумерских историко-мифологических текстах.

 

Хотя шумерская письменность была изобретена исключительно для  хозяйственных нужд, первые письменные литературные памятники появились  у шумеров очень рано: среди  записей, датируемых XXVI в. до н. э., уже  есть образцы жанров народной мудрости, культовые тексты и гимны.

 

Древнешумерская табличка с клинописью

 

 

Благодаря этому обстоятельству культурное влияние шумеров на Древнем  Ближнем Востоке было огромным и  на многие столетия пережило их собственную  цивилизацию.

 

Впоследствии письменность утрачивает рисуночный характер и трансформируется в клинопись.

 

Клинописью в Месопотамии  пользовались почти три тысячи лет. Однако потом она была забыта. Десятки  веков клинопись хранила свою тайну, пока в 1835 году необычайно энергичный англичанин Генри Роулинсон — английский офицер и любитель древностей — не расшифровал ее. Однажды ему сообщили, что на отвесной скале в Бехистуне (близ города Хамадан в Иране) сохранилась надпись. Это оказалась одна и та лее надпись, выполненная на трех древних языках, в том числе и на древнеперсидском. Роулинсон сначала прочитал надпись на этом известном ему языке, а потом сумел разобраться и в другой надписи, определив и расшифровав более 200 знаков клинописи.

 

В математике шумеры умели  считать десятками. Но особо почитали числа 12 (дюжина) и 60 (пять дюжин). Мы до сих пор пользуемся наследием  шумеров, когда делим час на 60 минут, минуту — на 60 секунд, год  — на 12 месяцев, а окружность —  на 360 градусов.

 

На рисунке вы видите, как  за 500 лет иероглифические изображения  числительных превратились в клинописные.

 

 Видоизменение числительных  шумерского языка из иероглифов  в клинопись

 

ТАЙНЫ ШУМЕРСКОЙ КЛИНОПИСИ

 

felix_z

16 августа, 2010

Главным предшественником открытия Вавилона стал офицер Британской армии  Генри Кресвик Раулинсон (Sir Henry Creswicke Rawlinson), ниже есть его послужной список. В чине майора, находясь на персидской службе, Раулинсон увлекается помимо всего прочего, археологией и очень скоро обнаруживает на скале по дороге из Хамадана в Керманшах трехъязычную надпись.

 

 

 

Вообще трехъязычные надписи  такого значения за всю историю археологии попадались дважды: в Персии и Египте (Розеттский камень в 1799 году). Оба раза они были найдены при непосредственном участии военных и дипломатов. В Египте таковым был барон Доминик Виван Денон, в Персии – майор Британской армии сэр Генри Кресвик Раулинсон.

В этом, втором случае, надписи  были на древнеперсидском, эламском и  вавилонском языках. Но в 1837 году все три майору Раулинсону «не удалось откопировать», поэтому он представил Лондонскому королевскому азиатскому обществу копию лишь спустя 9 лет,  в 1846 году, и сразу со своим переводом. Ясно, что сразу возникли сомнения в точности дешифровки, и тогда –со сказочной своевременностью – была сделана очередная уникальная находка: изготовленные древними персами для учебных целей глиняные словари, позволяющие подтвердить перевод, сделанный Раулинсоном – к тому времени уже генеральным консулом в Багдаде.

Скептиков это не остановило - один из языков выглядел искусственным, как если бы его изготовила бригада  посольских шифровальщиков. Кое-кто  из ученых даже прямо потребовал от консула прекратить эти «антинаучные забавы». И тогда начался феномен, никем, нигде и никогда не превзойденный! Подтверждающие версию Раулинсона глиняные клинописные учебники и словари посыпались на ученый мир как из рога изобилия. Стоило единомышленникам Раулинсона копнуть, и они тут же находили очередной недостающий фрагмент! Клинописные переводы с шумерского на аккадский и обратно обнаруживались во всех необходимых ученым вариациях – чуть ли не для всех предметов обихода.

Много позже, уже в 1970-х  гг. решивший получить еще одно, историческое, образование высококвалифицированный  программист Христоф Маркс засядет изучать стратиграфию раскопов, при которых обнаруживались эти шумерские чудеса, и с оторопью заметит, что стратиграфические описания вскрытых археологами слоев разных частей Месопотамии одинаковы. Сами понимаете, это нонсенс. Осадочные слои в верховьях реки Тигр не могут походить на осадочные слои в низовьях Евфрата. Строгая стратиграфическая проверка древней истории Месопотамии привела Х. Маркса к выводу, что цивилизация Шумеров существует только на бумаге  - по большей части раскопы не делалось, а отчеты писались под копирку.

Информация о работе Шумерская культура