Шумеро-аккадская культура - древнейшая культура Междуречья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 19:38, доклад

Краткое описание

Шумеры и аккадцы — два древних народа, которые создали неповтори¬мый исторический и культурный облик Междуречья IV—III тысячеле¬тий до н. э. О происхождении шуме¬ров нет точных сведений. Известно только, что они появились в Южной Месопотамии не позднее IV тысяче¬летия до н. э.

Вложенные файлы: 1 файл

Шумеро-аккадское искусство.docx

— 174.16 Кб (Скачать файл)

Шумеро-аккадская культура - древнейшая культура Междуречья.

     Шумеры и аккадцы — два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный облик Междуречья IV—III тысячелетий до н. э. О происхождении шумеров нет точных сведений. Известно только, что они появились в Южной Месопотамии не позднее IV тысячелетия до н. э.      

     Архитектурных памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало, так как в Междуречье не было ни дерева, ни камня, пригодных для строительства. Большинство зданий возводили из менее долговечного материала – необожжённого кирпича. Самым значительным из дошедших до наших дней построек (в небольших фрагментах) считают Белый храм и Красное здание в Уруке (3200-3000гг. до н.э.).  Шумерский храм обычно строили на утрамбованной глиняной платформе, которая защищала здание от наводнений. К ней вели длинные лестницы или пандусы (пологие наклонные площадки). Стены платформы, так же как и стены храма, красили, отделывали мозаикой, оформляли нишами и вертикальными прямоугольными выступами — лопатками. Приподнятый над жилой частью города, храм напоминал людям о нерасторжимой связи Неба и Земли. Храм - не имел окоп. На одной стороне двора помещалась статуя божества, на другой — стол для жертвоприношений. Свет проникал в помещения через проёмы под плоскими крышами и высокие входы в виде арок. Перекрытия обычно опирались на балки, но применялись также своды и купола. По такому же принципу строились дворцы и обычные жилые дома.

     До нашего времени сохранились  прекрасные образцы шумерской  скульптуры, созданные в начале  III тысячелетия до н. э. Наиболее распространённым типом скульптуры был адора'нт (от лат. «adore» — «поклоняться»), который представлял собой статую молящегося — фигурку сидящего или стоящего со сложенными на груди руками человека, которую дарили храму. Особенно тщательно выполняли огромные глаза адорантов; их часто инкрустировали. Шумерской скульптуре в отличие, например, от древнеегипетской никогда не придавали портретного сходства; главная её особенность — это условность изображения.

Стены шумерских  храмов украшались рельефами, повествовавшими как об исторических событиях в жизни города (военном походе, закладке храма), так и о повседневных делах (доении коров, сбивании масла из молока и т. д.). Рельеф состоял из нескольких ярусов. События разворачивались перед зрителем последовательно от яруса к ярусу. Все персонажи были одинакового роста — только царя

всегда  изображали крупнее других. Примером шумерского рельефа может служить стела правителя города Лагаша Эаннатума, которая посвящена его победе над городом Уммой.

Особое  место в шумерском изобразительном наследии принадлежит глиптике — резьбе по драгоценному или полудрагоценному камню. До нашего времени сохранилось множество шумерских резных печатей в форме цилиндра. Печати прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск — миниатюрный рельеф с большим числом персонажей и ясной, тщательно выстроенной композицией. Большинство изображённых на печатях сюжетов посвящено противоборству различных животных или фантастических существ. Для жителей Междуречья печать была не просто знаком собственности, а предметом, обладавшим магической силой. Печати хранили как талисманы, дарили храмам, помещали в захоронения.

В конце  XXIV в. до н э. территорию Южной Месопотамии завоевали аккадцы. Их предками считаются семитские племена, поселившиеся в Центральной и Северной Месопотамии в глубокой древности. Царь аккадцев Саргон Древний, которого позднее назвали Великим, легко подчинил себе ослабленные междоусобными войнами шумерские города и создал первое в этом регионе единое государство — царство Шумера и Аккада, которое существовало до конца III тысячелетия до н. э. Саргон и его соплеменники бережно отнеслись к шумерской

культуре. Они освоили и приспособили для своего языка шумерскую клинопись, сохранили древние тексты и произведения искусства. Даже религия шумеров была воспринята аккадцами, только боги получили новые имена.

В аккадский  период появилась новая форма  храма — зиккурат. Это ступенчатая пирамида, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы зиккурата та, как правило, окрашивали в чёрный цвет, средние — в красный, верхние — в белый. Символика формы зиккурата — «лестницы в небо» — проста и понятна во все времена. В XXI в. до н. э. в Уре был сооружён трёхъярусный зиккурат, высота которого составляла двадцать один метр. Позже его перестроили, увеличив число ярусов до семи.

Памятников  изобразительного искусства аккадского периода сохранилось очень мало. Отлитая из меди голова, возможно, является портретом Саргона Великого. Облик царя исполнен спокойствия, благородства и внутренней силы. Чувствуется, что мастер стремился воплотить в скульптуре образ идеального правителя и воина. Силуэт скульптуры чёткий, детали выполнены тщательно — всё свидетельствует о прекрасном владении техникой работы по металлу и знании возможностей этого материала.

В шумерский  и аккадский периоды в Месопотамии и других областях Передней Азии определились основные направления искусства (архитектуры и скульптуры), которые получили дальнейшее развитие.

Стела царя Эаннатума (Стела коршунов). Около 2470 г. до н. э. Лувр, Париж.

 

 

           

Получение оттиска с резной печати.

 

Зиккурат в Уре. Реконструкция. XXI в. до н. э.

«Голова Саргона Великого» из Ниневии. XXIII в. до н. э. Иракский музей, Багдад.


Информация о работе Шумеро-аккадская культура - древнейшая культура Междуречья