Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:51, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 27 вопросов по дисциплине "Культурология".

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 374.00 Кб (Скачать файл)

 

  • Формируется средний класс по признаку устойчивого материального положения. Именно он придает устойчивость обществу, которое постепенно становиться массовым.

 

  • Складывается новая система ценностей. Главной ценностью становится технический прогресс, который смог обеспечить человечеству благосостояние. В обществе доминируют такие ориентиры как комфорт, польза и достаток.

 

Технический прогресс воспринимался  как определяющая черта цивилизации, что неминуемо вело к противопоставлению передовой западной цивилизации отсталым странам.

Декларация прав человека и гражданина, принятая 26 августа 1789 года провозглашала, что человек  рождается свободным и все  люди равны в правах. Важнейшими среди этих прав являются собственность, сопротивление угнетению и безопасность. Однако. Вскоре обещанное царство разума сошло на нет, и равенство свелось к формальному равенству перед законом. Безопасность личности растоптала якобинская диктатура, свобода вылилась в свободу капиталистической эксплуатации. Революционное братство распалось, и враждующие классы разошли по разным сторонам.

Революционные события, а точнее их ход, опровергал рационалистический взгляд на мир. Теперь общественное сознание волнует не только проблема соотношения идеала и действительности, но и поиск исторической необходимости в происходящем. Именно это противопоставление идеала и действительности становится движущей силой культурного развития в 19 веке.

Франция превратилась в  своего рода политический полигон Европы. Именно здесь опробовались самые разные формы политического устройства, начиная от классической буржуазной республики. Заканчивая революционно-демократической диктатуры мелкой буржуазии. Огромную роль Французская революция сыграла в формировании духовной и политической атмосферы в Европе. Все политические движения испытывали влияние ее идей. Случилась трансформация общественного сознания.

Защита прав личности со времен американской Войны за независимость и Великой французской революции считалась важнейшей задачей демократических государств. Доктрина народного суверенитета, в соответствии с которой верховная власть принадлежит народу, которую осуществляли через своих представителей, образовала основу модели политической системы, которая утвердилась в большинстве стран Европы.

Высшим учреждением, выражающим волю народа, стали избираемые населением парламенты. Они чаще всего состояли из двух палат. Парламентский режим  действовал как в республиках, так  и в конституционных монархиях. Парламенты обладали законодательной властью, а исполнительная принадлежала правительству. Правительство возглавлялось президентом, канцлером, премьер-министром. Также действовала независимая судебная власть.

Неотъемлемой составляющей политической культуры Европы в 19 веке являются различные политические течения и партии, такие как либерализм, социализм и консерватизм. Принципы либеральной доктрины сформулированные Локком, находят широкое применение. С экономической точки зрения, это защита частной собственности, рынка, предпринимательства, с сочетанием проведения идеи невмешательства государства в экономику. С социальной точки зрения это принцип равенства возможностей, отстаивание самооценки индивидуума и его личной ответственности за принятие решений. В политике это принцип разделения властей и признание равенства в правах и свободах.

Консерваторы стремились к сохранению старых порядков и учреждений. Они стремились укрепить общественные устои семьи, монархии. Либеральной  идее о том, что все люди рождаются  свободными, ни противопоставляли принцип - все люди имеют равные права.

Великим авторитетом  в области морали в 19 веке был  И. Бентам. Даже сам император Александр 1 слушал его мнение, и предписывал  всей созданной им комиссии советоваться с англичанином. В новое время средневековой христианской морали и рыцарской этике противопоставляли идеал человека, который всем обязан только себе и своему труду. Который стремится к земному благополучию, а не занятию лучшего места в мире ином. В 19 веке эти ценности сохраняют свою привлекательность в буржуазной среде. Появляется новая форма буржуа, который в отличии от старого, поглощен предприятием и приносимыми им прибылями, мало озабочен качеством товара. Бережливость и умеренность перестают цениться. Чаще всего буржуа предпочитает жить в роскоши. На протяжении века происходят существенные изменения в этикете. Он становится более демократичным, но и более утилитарным. Еще якобинцы стремились пересмотреть этикетные нормы. Они предпочитали обращение на ты нежели на вы. От этих этикетных норм, отличается этикет буржуазии. В его основе лежат этикетные нормы регуляции дистанции между свободными партнерами купли-продажи. Тот факт, что продавец товара зависит от покупателя, находит отражение в том, что именно продавец должен быть вежливым, что не обязательно для покупателя. Изменения, происходящие в моральной сфере, явились отражением дальнейшего упрочения принципов утилитаризма в западном мышлении. В своей книге «Основания этики» Г. Спенсер доказывал, что мораль основана на принципе пользы. То есть, будучи изученной мозгом и переданной по наследству, она превращается в механизм, обслуживающий сложноорганизованное общество.

В европейской культуре 19 век занимает очень важное место. В этот период произошли самые  грандиозные открытия и преобразования в различных областях культуры. Были осуществлены ряд прорывов в науке, технике, а также и во взглядах человечества на привычные вещи. Наука далеко шагнула вперед и повлекла за собой качественные изменения в жизни человечества. Появились новые средства придвижения, новые медицинские препараты, новые методы лечения. Человек стал мыслить иначе, и поменял приоритеты в своих ценностях. Если раньше большую роль уделяли качеству произведенных товаров, то сейчас большую роль играет количество, и средства, полученные за их реализацию. В сфере духовного развития также произошли изменения. Если раньше человек верил и полностью полагался на то, что Бог существует и что именно он создал все живое, то теперь такая версия ставится учеными под сомнение. И хоть люди и продолжают посещать церковные служения и молиться, то теперь они делают это не из-за своей великой веры в Бога, а лишь для соблюдения обрядов как традиций народа.

15.Культура XX века

Культура переломная, а не просто новый период ее истории. Эта культура кризисна в изначальном смысле слова, неправильно было бы видеть в ней только линейно восходящее движение. Старое и новое не располагаются в истории культуры в элементарной последовательности, а действуют во взаимном пересечении.

В культуре XX века с чрезвычайной и во многом определяющей силой проявляются особенности, присущие именно и исключительно переломному времени. Они проявляются не только в том — что и как отражает искусство (ниже речь пойдет в основном об искусстве как важнейшей части искусства), не только в развитии охранительных тенденций и в новаторстве, отвергающим художественный опыт прошлого, вплоть до отрицания возможности воплотить новые идеи в изобразительной форме, — но и в общем потрясенном состоянии, в которое приходит искусство, теряющее на великих исторических рубежах старую и обретающую новую почву для своего развития. Видоизменения, которые претерпевает культура XX века от этапа к этапу своего развития, концентрируются в стилевых, идейно-художественных явлениях и процессах. Но невозможно определить некий общий единый стиль искусства в XX в. и расположить в едином ряду стилевой эволюции все составляющие его художественные движения. Так скажем, кубизм не является следствием развития реализма рубежа ХIХ-XX вв. или же неореализм конца 40-х годов, не проистекает из абстракционизма или неоклассика 30-х годов и т. д. Более того, ни один из существующих в культуре XX в. даже самых крупных рядов стилевой революции не исчерпывает собой всего его развития и не охватывает это развитие в целом. Реальная история искусства XX в. показывает как одни из художественных движений, возникнув взрывоподобным образом, быстро исчерпывают себя, другие же устойчиво существуют на протяжении всех десятилетий XX в., лишь видоизменяясь на тех или иных этапах и в различных социальных и национальных условиях, как, например, неоклассика. В силу этих обстоятельств момент, когда возникает то или иное движение, далеко не всегда определяет его место в истории и художественных процессах XX в. В конце XX в. в разных концах Европы почти одновременно возникло желание освободиться от смешения стилей, которое в течение почти полувека царило в архитектуре и прикладном искусстве.

В XX в. стиль  «модерн» развивается главным образом а архитектуре городских особняков и дорогих многоквартирных зданий, загородных вилл и дач. Снаружи такое здание выглядит как увлекательная асимметрическая пространственная композиция, сливающая в единое разные по формам и масштабам объемы. Формы окон, дверей, лестниц становятся разнообразными чуть ли не до бесконечности. Декоративное убранство фасада, а особенно интерьеров, достигает невероятной изощренности, огромное значение придается в нем выразительности текущих ритмов, цвета и фактуры узорной поливной керамической облицовки, кованного гнутого железа, витражей и др.

Модернизм — термин суммарный, обозначающий множество непохожих друг на друга, разнородных и противоречивых художественных направлений в мировом искусстве текущего столетия. Модернизм, вступив на историческую арену, выражал критику, которую нес капитализм. Он возник как выражение в определенной степени его неприятия. В представлениях художников, которые резко критически были настроены против действительности, получалось, что чем меньше в искусстве жизни, тем больше оно является искусством, и наоборот, иначе говоря, максимальное развитие художественного требует будто бы полного отрешения от жизни, максимальное же приближение к реальности с этой точки зрения убивает искусство. Модернизм разложил традиционный художественный образ и абсолютизировал отдельные освободившиеся его элементы. Одни направления модернизма абсолютизировали объективное содержание образа (натурализм), другие — его формальную сторону (формализм), третьи — его психологическое содержание (литература «потока сознания»), четвертые — его эмоциональную насыщенность (экспрессионизм). Заостряя каждое из освободившихся в результате распада традиционного образа начал, модернизм одновременно в какой-то мере превращает культуру в нечто одностороннее, однолинейное.

Первым течением модернизма считают фовизм. Группы молодых живописцев во главе с Анри Матиссом стали употреблять чистые, звучные цвета, сильные и размашистые мазки, порывисто брошенные на холст пятна краски, допуская смелые для своего времени искажения форм. Красочные слои наносятся на холст словно бы произвольно либо крупными плоскими пятнами, закрашенными одним цветом, либо хаотичными разноцветными густыми мазками. Такой способ письма и трактовки цвета был для публики столь чужд и непривычен, что художники этой группировки стали называть себя фовистами, что означает «хищник», отсюда и название стиля — фовизм.

В 1907—1908 гг. родилось другое направление стиля «модерн» —  кубизм. Если верить легенде Матисс сказал, что картинка Брака «Дома  в Эстаке», напоминает ему кубики. Критик Луи Вексель заметил, что живопись того же Брака сводится к изображению кубов. Отсюда, как полагают, родилось название нового стиля.

Кубизм — одно из наиболее самобытных течений модернизма. Для него характерны деформации, ограниченный круг мотивов, оторванность от жизни. Создателями течения были Пабло Пикассо и Жорж Брак. Отчасти примером послужила привезенная тогда в Европу негритянская скульптура, важное значение имело также творчество постимпрессионизма Поля Сезанна, у которого они заимствовали идею упрощения предметов до геометрических фигур — шара, цилиндра, куба. Мир, который они создавали в своих картинах, был граненным и бесконечно угловатым. Главный принцип Пикассо и Брака: художник должен следовать видимой реальности, он должен сам творить новую реальность, которая подчиняется особым законам — не жизни, а искусства.

Футуризм (от латин. futurum — будущее) как и кубизм относится к тем художественным направлениям внутри модернизма, которые встали на путь последовательного отказа от реалистических основ искусства. Футуризм не случайно зародился в Италии. Группа художников, которым надоело бесконечное преклонение в их стране перед искусством прошлого, попытались создать новое искусство, искусство будущего, как они говорили. Они изложили свои взгляды в футуристических манифестах, призывавших отвергнуть достижения прошлого и возвеличивающих технику и промышленный дух нового времени. Их восхищали железные дороги, опутывающие земной шар, стальные мосты, огромные мосты, огромные города, кишащие автомобилями.

Модернизм - совокупность эстетических течений, характеризующихся разрывом с традициями реализма и других предшествующих художественных направлений. Характерные особенности стиля и модернистские течения. Появление строительных материалов в творчестве.

Постмодернизм— термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века:  употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя пред-постнеклассическую философскую парадигму, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи.

 

16.Культура Киевской Руси

  IX в. в истории  славянского народа открывает  новую страницу. Начинается процесс собирания восточнославянских племен под единой княжеской властью с помощью военной силы - и рождается в Гардарике (скандинавское название Руси, означавшее «страна городов»)  молодое сильное государство. Начало эпохи Киевской Руси принято относить либо к летописному рассказу о признании на княжение в Новгород в 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, либо определять временем киевского похода легендарного Вещего Олегов 882 г. Завершают период, как правило, княжением в Киеве Ярослава Мудрого (1019-1054), иногда доводят до времени Владимира Мономаха (1113-1125). Таким образом, хронологические рамки эпохи Киевской Руси - середина IX - начало XII вв. В XII-XIII вв. в истории Руси наступил период феодальной раздробленности. В одной из хроник под 1132 г. записано: «И разъдрася вся Русская земля». Войны за расширение суверенных государств современник назвал «погибелью земли Русской». К моменту Батыева нашествия численность самостоятельных княжеских владений достигла 50. Острый на язык русский народ отразил это в иронической поговорке: «В Российской земле у семи князей один воин». Вместе с тем, начальная фаза эпохи феодальной раздробленности до того как в ход развития вмешался фактор завоеваний, сопровождалась бурным ростом городов и культурным расцветом русских земель.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"