Чувашские праздники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:55, реферат

Краткое описание

Цель моей работы: познакомиться с историей культуры чувашского народа, изучить обряды и праздники религиозно-бытовых традиции неразрывно связанных с нашей историей.
Для достижения цели, я поставила следующие задачи:
1.собрать исторические сведения о чувашском народе;
2.узнать, об исторических «корнях» чувашей Самарского края.
3.изучить особенности традиционного чувашского костюма.
4.подробное изучение чувашских праздников, связанных с православными традициями.
5.пропагандировать народные обряды традиций и обычаи.
6.обобщить материалы и сделать выводы.

Содержание

1. Введение………………………………………………..стр 3
2.Глава № 1
«Когда чуваши стали православными»………………...стр 4-7
3.Глава № 2
«Чуваши Самарского края»……………………………..стр 8
4.Глава № 3
«Особенности традиционного костюма»………………стр 9-10
5.Глава № 4
«Чувашские праздники»…………………………………стр 11-12
6.Глава № 5
«Семик»…………………………………………………..стр 13-15
7.Глава № 6
«Уяв»……………………………………………………..стр 16
8.Глава № 7
«Семик сегодня»…………………………………………стр 17-18
9.Глава № 8
«Заключение»…………………………………………….стр 19
10.Список использованной литературы………………..стр 20
11.Приложения…………………………………………...стр 21-23

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат- Чувашские праздники.doc

— 2.40 Мб (Скачать файл)

                                                              Уяв

Уяв начинался обычно после Николы летнего (9 мая), а завершался торжественными проводами на Петров день (29 июня) и, таким образом, длился 7 недель. Время  начала и завершения праздничной  поры было зафиксировано и в текстах  уяв юрри - обрядовых песнях, исполняемых только в течение этого периода.

Во многих чувашских селениях существовал  обычай встречи и проводов уяв. Для  его встречи молодежь отправлялась в ближайшую рощицу, располагавшуюся  к востоку от селения, и до позднего вечера водила там хороводы. В деревню возвращалась с песней уяв юрри, открывавшей пору молодежных гуляний и хороводов. Песни, исполняемые в течение уяв, отличались от песен других жанров по содержанию и мелодии

Кульминацией праздника являлись проводы уяв, приходившиеся на Петров день.

Для проводов уяв все население  деревни собиралось на возвышенной  местности на восточной окраине. Здесь в последний раз водили хороводы, играли , парни и мужчины  состязались в силе и ловкости - устраивали скачки , борьбу и т.д. Во многих песнях последнего дня уяв звучала тема сожаления об уходе этой прекрасной поры.

Перед началом основного торжества  группа сельчан обходила с песнями  всю деревню по направлению солнца. Уяв провожали уже на закате солнца также с песнями: все участники  обряда отправлялись на западную окраину деревни и, в последний раз исполнив здесь уяв юрри, возвращались в деревню уже под обычную застольную песню еске юрри.

Уяв завершал цикл летних праздников, за которыми следовала тяжелая страдная пора - сенокос, жатва хлебов, уборка овощей, поднятие пара и осенняя вспашка, продолжавшиеся до самой глубокой осени. Некоторое оживление праздничной жизни наступало после обмолота хлебов. Одно из первых молений осеннего цикла посвящалось новому урожаю и носило название керхи сара "осеннее пиво" в северной половине губернии, автан сари "петушиное пиво" южнее, в междуречье Сока и Кинеля, или кер сурти "осенняя свеча". В молитвах чуваши благодарили верховного Бога Тург и одновременно и своих умерших родственников за помощь в уборке хлеба, поэтому праздник являлся и одним из основных дней осеннего поминовения предков.

 

                                                    

 

 

 

 

                                                      Глава № 7

                                                  Семик сегодня

Как отмечают этот праздник сейчас, мне рассказала бабушка.

    Рано  утром в день праздника в  деревне топятся бани. До посещения  кладбища все члены семьи моются  в бане и после себя оставляют  воду и мыло для усопших  родственников. Хозяйки с утра пекут пироги и блины, варят пиво и готовят угощение для себя и усопших. С наступлением обеда вся семья собирается на кладбище. На кладбище родственники собираются у одной могилы, расстилают скатерти и раскладывают на них угощения. Открывают калитки оград, раздают угощения по могилам. А затем начинается общее угощение. Собираясь домой, закрывают калитки и, пожелав усопшим родственникам до очередных поминок жить своей жизнью и не тревожить живых, отправляются домой. После посещения кладбища люди идут в центр села,  собираются  на пересечении двух улиц там, где раньше находилась часовня. Здесь все, от мала до велика, водят хоровод, поют обрядовые песни, пляшут под гармошку.

         В наши дни семик слился  еще с двумя чувашскими праздниками.  Это Асла учук (большой учук) - обряд жертвоприношения и полевое моление об урожае, у одинокого дуба в поле, у ключа, озера. И второй праздник – сумар чук – жертвоприношение дождю или моление о дожде.

         Сразу после  хороводов дети  и молодежь ходят по деревне и собирают по дворам понемножку крупы, масла, молока, яиц и отправляются на берег речки. Туда же приносят несколько жертвенных котлов, разводят огонь и варят ритуальную кашу и молочную похлебку с яйцами. Ритуальную кашу варят пожилые люди, они пекут блины и совершают молитвы. Все желающие угощаются у котлов.

       К этому времени у воды собирается  с ведрами молодежь всей деревни.  Набрав в  ведра воды молодежь, отправляется по селу, обливая  всех встречных. Взаимное обливание  продолжается до самого вечера. Никто не в праве противится обливанию, так как считается, что это может привести к засухе. Множество ребят с ведрами, полными воды, бегают в этот день по улицам, иногда даже забегают в дома и обливают спрятавшихся хозяев.

        В то время как дети обливают друг друга и встречных водой, несколько человек на лошади ездят по деревне и собирают баранов, предназначенных для жертвоприношения на учуке. Животных для обряда дают те люди, которые построили новый дом, часто болели в течение года и зареклись, что в случае выздоровления, пожертвуют барана или просто хотят поблагодарить Бога за успехи, достигнутые в течение года. Место для жертвоприношений находится на опушке леса. Здесь на краю оврага у одинокого старого дуба собираются знающие обряд старики и с ними еще несколько человек. Они берут с собой все необходимое, начиная жертвенными животными и кончая дровами и посудой. На месте жертвоприношения устанавливают козлы и навешивают на них большие котлы, наливают в них воду, подкладывают дрова. Один из наиболее сведущих стариков выделяется в качестве жреца. Он с соблюдением всех необходимых обрядов первым приносит воду из родника, первым наливает во все котлы немного воды из своего котла, а остальные доливают. Затем, совершив молитву, закалывают жертвенных животных, завершив свежевание животных, раскладывают мясо по котлам и зажигают огонь под котлами.

        Сварившееся мясо вынимают и  кладут на большие деревянные  блюда, а на мясном бульоне  начинают готовить кашу. К этому  времени на опушке у дуба  собираются все жители деревни.  Собравшиеся угощаются мясом   и кашей,  совершают молитву  у дуба, просят прощения грехов и спрашивают благополучие всем жителям деревни, богатый урожай, приплод скота, удачи в пчеловодстве, здоровья и так далее. Каждый старается прислониться к дубу и постоять так в течение нескольких минут. Издавна считается, что дуб дает новую энергию, придает силы для исцеления от болезней и забирает отрицательную энергию. Шкуры жертвенных животных, снятые вместе с конечностями, растягивают  на стволе дуба.   

       Допоздна не смолкают  на этом  ритуальном месте песни, танцы,  веселье.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Глава № 8

                                                     Заключение

   Анализируя результаты своей работы, я пришла к выводу, что многовековая история чувашского народа очень обширна, своеобразна и интересна.  Прошлое всегда достойно уважения. Чувашская пословица гласит: «Асун марийне ан тунтер» - «Не разваливай печь своего отца», что значит не забывай своего прошлого, своих корней. В былом мы находим основания для гордости и восторга, но вместе с тем – для стыда и печали тоже.    

 Каждый народ владеет  и хранит ценности, сокровища  прошлого, которые создавались на  протяжении всей его многовековой  истории. Это и материальные  памятники: города и сёла, памятники  архитектуры и искусства, традиции народного творчества, трудовые навыки. Это и природа, под воздействием которой развивается человеческая культура. Это и такие непреходящие ценности  народа, как его язык, мудрость, искусство, его правила жизни, его обычаи и праздники, сказки и легенды, любимые блюда и одежда. Сейчас в настоящем, наша цель сохранить обычаи и традиции родного народа, чтобы в дальнейшем передать их потомкам. Возникает вопрос: « Как это сделать?» Очень просто, нужно помнить свои корни, любить свой край, свой народ, интересоваться его прошлым и настоящим, пытаться сохранить те ценности, которые дошли до нас.

       «…Если  народ знает и помнит свою  историю, то он имеет и будущее.  Такой народ никогда не исчезнет  с лица земли, внося, как  и другие, свой вклад в сокровищницу мировой культуры», -  это слова первого Президента Чувашской Республики  Н.В.Фёдорова

 Уважать  прошлое необходимо в том смысле, что это реальная почва настоящего. Не случайно А.Твардовский писал: 

                            Нет, мы с тобой другой породы,

                            Минувший день не стал чужим.

                            Мы знаем те и эти годы

                            И равно им принадлежим…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1)Данилов  В. Д., Павлов Б.И. История Чувашии  (с древнейших времен до конца ХХ века): Учебное пособие для образовательных учреждений. Чебоксары: Чуваш. Кн. Изд-во.

2)Культура  Чувашского края. Часть I: Учебное пособие /В.П. Иванов, Г.Б. Матвеев, Н.И. Егоров и др./ Сост. М.И. Скворцов. – Чебоксары: Чув. Кн. Изд-во, 1985.

3)Хрестоматия  по культуре Чувашского края: дореволюционный период. – Чебоксары:  Чуваш. Кн. Изд-во, 2001.

4)Рассказы моих бабушки и дедушки.

5)Шувалов  К.А. «Жизнь чувашей до взятия Казани» 1928 год

6)www.samarskie.chuwaschi.ru

7)www.reliegia.chuwaschej.ru

8)www.odejda.chuvaschej.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Приложения

                                                    Приложения № 1

 Моя бабушка (справа) со своей  родной сестрой в национальных костюмах(1969).

                

                                                    Приложения № 2

Моя бабушка на новогодней ёлке(1969).

  

                                  

 

                                                   Приложения № 3       

 

Несколько человек  на лошади ездят по деревне и собирают баранов, предназначенных  на  Учук – обряд жертвоприношения и полевое  моление об урожае, в поле у одинокого  дуба.

 

                                                     Приложения № 4

 

 

 

 

 

                                    

                                                 Приложения № 5

 

 Здесь  на краю оврага у одинокого  старого дуба  знающие обряд  старики и с ними еще несколько  человек совершив молитву, закалывают  жертвенных животных, завершив свежевание животных, раскладывают мясо по котлам и зажигают огонь под котлами.

 

 


Информация о работе Чувашские праздники