Чехов и Левитан - величайший писатель и величайший художник

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 19:26, контрольная работа

Краткое описание

Наиболее близким другом Левитана и человеком, наиболее глубоко понимавшим его творчество, стал великий русский писатель Антон Павлович Чехов. Левитан и Чехов были ровесниками и познакомились еще в конце 1870-х годов, когда оба были бедными студентами. Как-то зимою Левитан заболел, и его друг - Михаил Чехов - привел своего брата Антона проведать больного. После этого они постоянно встречались в Москве и, видимо, в Звенигороде, где некоторое время работал в больнице Антон Павлович.

Содержание

Введение 3
1. Антон Павлович Чехов– великий русский писатель 5
2. Биография и творчество Исаака Ильича Левитана 7
3. Чехов и Левитан - величайший писатель и величайший художник 14
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

Chekhov_i_Levitan.docx

— 53.36 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Исаак Ильич Левитан - талантливейший художник, «пейзажист», кисти которого принадлежат такие известные работы, как «Золотая осень», «На Волге», «Вечерний звон», «Тишина» и многие другие.

Родился художник в бедной еврейской семье, рано потерял родителей и долгое время, не имея достаточных средств к существованию, выживал, как мог. При этом он продолжал учиться в Московском училище живописи, в котором также проходил обучение его старший брат Адольф (Авель) Ильич. Вскоре Левитана, который не смог внести ежемесячную плату за образование, попросили не приходить более на занятия. Однако, благодаря способностям юноши и его уже в то время талантливым работам Совет училища пересмотрел своё решение и освободил студента от платы. Ему была назначена стипендия генерал-губернатора Москвы. Левитана стали снабжать красками и прочими художественными принадлежностями. Известный в то время коллекционер П. М. Третьяков (основатель Третьяковской галереи) оценил талант молодого художника и купил за сто рублей одну из первых его работ «Осенний день. Сокольники». Это единственная картина Левитана, на которой присутствует человек, женщина. Появилась она на полотне благодаря Николаю Чехову, который дорисовал женскую фигурку, а потом помог в выборе названия.1

Следует отметить, что семья Чеховых сыграла важную роль в жизни Левитана и стала неким оплотом для художника, находящегося в постоянных перепадах настроения: от хандры до величайшего творческого подъёма. Но самым главным и единственным человеком, кому Левитан, несмотря на замкнутость, доверял настолько искренне, что смог раскрыть душу, стал именно Антон Павлович Чехов. Познакомил их Михаил Чехов, брат будущего писателя. Он привёл Антона к своему заболевшему другу в качестве врача. Эта и последующие встречи послужили предлогом к зарождению настоящей дружбы между Антоном и Исааком. Особенно душевной она стала после их совместно проведённого лета в подмосковной усадьбе Киселевых Бабкино близ Нового Иерусалима. Именно в тот сложный для художника, испытывающего душевный кризис и чуть не покончившего жизнь самоубийством, период как нельзя кстати оказался рядом Антон Павлович.

 

1. Антон Павлович Чехов– великий русский писатель

Родился русский писатель Антон Павлович Чехов 17 (по новому стилю 29) января 1860 года в городе Таганрог. Отец был купцом третьей гильдии. Мальчик с самого детства старался помогать отцу в лавке, а окончив гимназию в 1879 году, переехал в Москву, где и стал студентом Московского университета, поступив на медицинский факультет. По окончанию университета в 1884 году Чехов получил звание уездного врача, и некоторое время применял свои знания на практике.

Литературной деятельностью Чехов стал заниматься в конце 70-х гг. Тогда себя он зарекомендовал как автор коротеньких юмористических рассказов, которые публиковали в журнале «Стрекоза», «Осколки» и многих других. Там он издавался под псевдонимами Человек без селезенки, Чехонте, Антошка и др. К сожалению, сборник «Шалопаи и благодушные», который был уже подготовлен к печати в 1882 году, не увидел свет по цензурным причинам. А в 1884 году была издана первая книга Чехова «Сказки Мельпомены», после которой последовали «Пестрые рассказы» в 1886г.2

Свою профессиональную деятельность литератора Чехов начинает как сотрудник журналов «Русская мысль», «Северный вестник» и «Жизнь» в 1885 — 1889 годах. Именно тогда в свет выходят повести и рассказы «Именины», «Степь», «Скучная история», «Придаток». А также сборники «В сумерках», который был отмечен Пушкинской премией, «Рассказы» (1888), «Невинные речи» (1887) и «Хмурые люди» (1890).

Во второй половине 80-х годов Чехов начинает активно работать для театра, пишет пьесы «Свадьба» (1889), «Иванов» (1887), «Леший» (1889) и водевили «Предложение», «Медведь», «Юбилей» и многие другие.

Итогом поездки на остров Сахалин, которую автор осуществил в 1890 году, стала очерково-публицистическая книга «Остров Сахалин» (она была издана в 1895 году). В этом же году Чехов приобретает имение Мелихово, которое находилось в Московской губернии. Там он начинает строительство школы, лечит крестьян, помогает неимущим. Во время эпидемии холеры Чехов работает участковым врачом, участвует в переписи населения 1897 года. После этого за два года создаются самые известные рассказы: трилогия «Человек в футляре», «О любви», «Крыжовник», «Дама с собачкой» и др. А еще через два года появляется повесть «Палата №6», которую считают высшей точкой в развитии чеховского критического реализма.

1893 год считают началом  нового этапа творчества Чехова. Тогда писатель создает пьесы  «Чайка», «Три сестры» (в 1901 году  ее отметили Грибоедовской премией), «Дядя Ваня», «Вишневый сад», которые были поставлены на сцене МХАТа.

Перебраться из Мелихова в Ялту Чехова заставило обострение туберкулеза и смерть отца. Это случилось в 1898 году. Здесь же он построил дом и встречался с М. Горьким, Л. Н. Толстым, А. И. Куприным, И. А. Буниным, И. И. Левитаном. А в 1900 году его избрали почетным академиком Пушкинского отделения академии наук, хотя два года спустя и отказался от этого звания вместе с В. Г. Короленко. Это был некий знак протеста против отмены Николаем II избрания Гoрького почетным академиком. В 1901 году Антон Чехов женился на актрисе МХАТа О. Л. Книппер. Брак продлился недолго из-за смерти писателя в 1904 году в г. Баденвейлер, Германия. Похоронен в Москве.

 

2. Биография и творчество  Исаака Ильича Левитана

Будущий живописец родился 18 (30) августа 1860 года на западной окраине России в местечке близ железнодорожной станции Кибарты, ныне Кибартай (Литва), неподалеку от известного пограничного пункта Вержболово, в интеллигентной еврейской семье. Его дед был раввином местечка Кейданы (Кайданово) Ковенской губернии. Отец художника также в свое время учился в раввинском училище, но позже отказался от пути религиозного служения. Став учителем иностранных языков, он давал уроки в частных домах, а одно время работал переводчиком, кассиром и контролером на приграничных железнодорожных станциях.

Отец художника не только всеми силами стремился обеспечить семье относительный достаток, но и сам обучал их (первоначальное образование Исаак получил дома), а в самом конце 1860-х годов перевез семью в Москву, чтобы обеспечить детям возможность выйти в люди.

После переезда семья Левитанов жила очень бедно, перебиваясь грошовой платой за уроки французского языка, которые давал отец. Тем не менее, родители чутко отнеслись к увлечению своих сыновей искусством, проявившемуся уже в ранние годы, и не возражали, когда сначала, в 1870 году, старший сын Авель (Адольф), а затем, в 1873 году, и двенадцатилетний Исаак выразили желание стать художниками и поступили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.3

Исаак был талантлив и начал получать награды за «первые номера по художественным занятиям». Но счастью недолго было суждено светить в неудачливой семье. Одна беда следовала за другой. Умерла мама. Вскоре от тифа скончался отец. В семнадцать лет молодой студент остался нищим один на улице. Началась долгая гряда скитаний, унижений, самой беспросветной нужды...

Вскоре юношу исключают из училища за неуплату очередного взноса за занятия. Но добрые люди, друзья-студенты собирают необходимую сумму и вносят деньги в канцелярию. Левитан возвращается к занятиям.

Совет преподавателей училища постановляет освободить от платы за учение воспитанника Левитана, как «оказавшего большие успехи в искусстве», и назначить ему небольшую стипендию.

Левитану шел семнадцатый год, когда он перешел в натурный класс, которым руководил Василий Григорьевич Перов. Перов, один из организаторов Товарищества передвижных художественных выставок, был превосходным художником и очень хорошим преподавателем. Бережно, любовно и вместе с тем очень требовательно относился он к своим ученикам. Ученики часто бывали у него на квартире, в его мастерской - он жил в училище. В этой мастерской происходили очень интересные беседы, шли жаркие споры об искусстве, о мастерстве художника, о картинах очередной передвижной выставки, которую привозили из Петербурга в Москву и устраивали обычно в здании училища.

В натурном классе на занятиях бывал иногда художник Алексей Кондратьевич Саврасов. Он был дружен с Перовым. Оба были передвижниками, оба любили свою преподавательскую работу. Когда однажды Саврасов, давно привечавший талантливого подростка, взял его в свою мастерскую, Левитан был счастлив. Его мечта исполнилась!

Оценив незаурядные способности, искренность и поэтичность вечно нуждающегося, почти нищего ученика, Саврасов, опираясь на поддержку Перова, стремился материально хоть как-то облегчить его положение. Пожалуй, Левитану чаще чем кому бы то ни было из учащихся выдавали, пусть скудные, денежные пособия, краски и другие художественные принадлежности, а на четвертом году обучения его рекомендовали для получения стипендии генерал-губернатора Москвы князя Долгорукова.

И хотя бытовое положение Левитана еще долго оставалось крайне бедственным (он порой голодал, ночевал на чердаке, и среди его товарищей буквально ходили легенды о его невеселых приключениях), уже первые самостоятельные работы художника показали всю глубину и серьезность усвоения им уроков учителей и силу лиризма, присущего его таланту.

В училище о Саврасове говорили, что он человек необыкновенный. Преподаватели и ученики знали, как страстно любит он природу. И вот наступал день, когда учащиеся его мастерской в первый раз после долгой зимы отправлялись с ним за город. Обычно это бывала в конце марта - в месяц, когда прилетали грачи. И потом почти все занятия переносились из мастерской на природу.

В марте 1877 года, в год, когда Левитан перешел в саврасовскую мастерскую, в Москву из Петербурга приезжает пятая передвижная выставка и, как обычно, располагается в здании училища. Перов добивается одновременного устроения выставки для учащихся.

И вот наступает первая в судьбе живописца выставка. Прочтите строки из газеты «Русские ведомости», в которых отмечают удачу пейзажей Куинджи, Шишкина, Саврасова и...

 «Пейзажист г. Левитан выставил две вещи: одну – «Осень» и другую – «Заросший дворик». Дальше им дается высокая оценка: «Все это написано Просто мастерски, во всем проглядывает чувство художника, его бесспорно жизненное впечатление от природы; судя по этим двум картинам, нет сомнения, что задатки г. Левитана весьма недюжинного характера».

В 1879 году страну сотряс выстрел в императора Александра II. Москва теперь закрыта для Левитана. Он уезжает за город, в Салтыковку, и оттуда ежедневно добирается в Москву на «чугунке».

Упорство, вера и работа дают свои плоды. Юного пейзажиста замечает сам Третьяков.

25 декабря 1879 года открылась  вторая ученическая выставка. Левитан  представил свою картину «Осенний день. Сокольники», где женская фигура на картине написана Николаем - братом Антона Павловича Чехова.

Незаурядность картины «Осенний день. Сокольники» отметили посетители выставки, где полотно экспонировалось и получило, пожалуй, высшую из возможных для художника в то время оценку - было приобретено П. М. Третьяковым, чутким любителем пейзажной живописи. Ему понравилась эта русская осень, написанная так задушевно. Он захотел познакомиться с молодым художником. Так в Третьяковскую галерею попала первая картина Левитана.    

Осенью 1882 года вместо Саврасова пришел новый преподаватель - превосходный художник Василий Дмитриевич Поленов. С приходом Поленова все приободрились. Снова всей мастерской стали ездить за город на этюды. Поленов умел заинтересовать учащихся. В своих учениках он видел прежде всего «товарищей по делу». Человек щедрой души, искренний, горячий, он скоро стал другом своих учеников, их старшим товарищем. По словам одного из учеников Поленова, он буквально обожал Левитана, а Левитан на всю жизнь сохранил к Поленову нежную любовь и уважение.

Судьба сводит художника с интересным человеком - это был Савва Мамонтов... Купец, богач решил создать свою частную оперу и... открыл новую страницу в создании оригинальных спектаклей, вошедших в историю развития русской национальной культуры... Первенцем была «Русалка» Даргомыжского, ею был обозначен сезон. Мамонтов пригласил Левитана вместе с Виктором Васнецовым писать декорации.

В ту «театральную зиму», он написал три декорации к опере «Жизнь за царя» - так приказано было называть оперу Глинки «Иван Сусанин»,- исполнил несколько декораций по эскизам Поленова, по эскизу Виктора Васнецова написал декорации к «Снегурочке» и подводное царство к опере Даргомыжского «Русалка». Это были по-настоящему талантливые картины.

Для молодого Левитана театр был лишь эпизодом, не более, но заработки дали возможность осуществить поездку в Крым.

Левитан не обманул ожидания. Крымские этюды шли нарасхват, пейзажист обретал известность. Очень понравились крымские этюды Левитана Поленову, и когда он позднее был в Крыму, то писал из Ялты: «Чем больше я хожу по окраинам Ялты, тем больше оцениваю наброски Левитана».

Ранней весной 1887 года Левитан уехал на Волгу. Он знал ее по стихам Некрасова, по картинам Саврасова, Репина, Васильева, по рассказам друзей-художников. Несколько раз собирался на Волгу, но все не было денег.

«Плес открыл Левитана...» - так говорили многие. Но и художник «открыл» никому не ведомый до него уголок. «Совершенно новыми приемами и большим мастерством поражали нас всех этюды и картины, что привозил Левитан с Волги»,- говорил Нестеров.

Живописец ощутил в полной мере масштабность, простор реки. Он уехал домой, полный замыслов, жажды нового свидания с Волгой, ее Жигулями, Васильсурском.4

Информация о работе Чехов и Левитан - величайший писатель и величайший художник