Чаепитие на Востоке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 20:44, реферат

Краткое описание

Для проведения чайных церемоний стали строить чайные домики: необы-кновенно красивые, легкие, полные света и воздуха изысканные сооружения. Как правило, они располагались на лоне живописной природы: пышная расти-тельность, масса ароматных цветов, журчание ручья и пение птиц были свое-образной рамой для чудесной картины — чайного домика. Внешнюю пышность и красоту подчеркивала простота внутреннего убранства — в домиках стояли небольшие диванчики, стулья, столики, отдельно находились чайные принадле-жности. Сюда приходили поразмышлять, пообщаться, отдохнуть за спокойной и неторопливой беседой или просто утолить жажду.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по чайной церемонии.docx

— 44.90 Кб (Скачать файл)

У зеленого чая также существуют свои разновидности. Он бывает крупно лис-товой (этот чай считается наиболее качественным), мелко листовой или брокен (со слабо выраженным ароматом и вкусом), порошковый (предназна-ченный для особых чайных церемоний и употребляемый чая). Зеленый чай не заваривается крутым кипятком, а заливается горячей, 60–90°С, водой. Цвет напитка может варьироваться от светло-зеленого до довольно темного насы-щенного зеленого или желто-зеленого. Лучшие сорта зеленого чая произво-дятся из листьев, собранных весной и летом.

 

 

Белый чай насчитывает всего около десяти сортов. Как видно из назва-ния, от зеленого чая он отличается прежде всего тем, что при заваривании дает еще более светлый настой. В процессе производства этот чай подвергается мед-ленной ферментации, его листья не скручиваются и не повреждаются, оставаясь в своем первозданном виде. Белые чаи выдерживаются на солнце, а желтые, как правило, в помещении при искусственном подогреве.

Желтые чаи даже в Китае считаются редкостью, и до недавнего времени их экспорт был под запретом. Эти чаи более ферментированы, чем белые. Чай-ные листья при ферментации подвергаются томлению, то есть продолжитель-ной температурной обработке. Белые и желтые чаи также не завариваются кру-тым кипятком, а заливаются горячей водой не более 85°С. Они обладают таким же успокаивающим и охлаждающим действием, как и зеленые чаи.

Красные чаи это который мы называем черным. Особенность производ-ства – быстрая ферментация. После сбора листья раскладывают на солнце и во-здействуют на них механически – сминают и прокатывают. Это при-водит к то-му, что сок выходит из клеток и активно окисляется. чай обладает согреваю-щим действием, поэтому они стали популярны во всем мире. Эти чаи бывают только листовыми. Сухие чаинки оолонга – крупные, скрученные, каштанового, иногда красно-бурого цвета с сильным пряным ароматом.

Существует особая категория чаев – синие или бирюзовые. Они называ-ются улунами, являются части-чно ферментированными чаями, то есть части одного чайного листа фермен-тируются по-разному. Это происходит потому, что улунский чай подвергается и быстрой, и медленной ферментации. Улун-ский чай сочетает в себе свойства зеленого и черного чая. Заваривается он горячей водой, как и зеленый.

Наиболее терпкими, ароматными и  крепкими считаются черные чаи. Иногда их называют пу-эрами. Но это не совсем верно: просто в китайской провинции Пу-эр делают самые известные сорта черного чая. В отличие от красного чая, после процесса быстрой ферментации на солнце черные чаи еще проходят специальный процесс медленной ферментации, который может длить-ся годами. Это единственный вид чая, который не только не портится от долго-го хранения, а становится только лучше. В настоящее время появились методы искусственного состаривания черного чая, которое заключается в поочередной прессовке, сбрызгивании и высушивании. При этом срок выдержки чая может быть сокращен до месяца. Сухие чаинки могут быть разной формы, но их цвет обязательно должен быть либо очень темно-коричневым, либо черным. Зава-ривать черный чай принято горячей водой, 90–100°С. Он обладает смолистым ароматом, его горечь более тяжелая, нежели у зеленого. Пу-эр считается утренним чаем, поскольку имеет ярко выраженный тонизирующий эффект.

Довольно часто чаи бывают ароматизированы  различными добавками. Это могут  быть эфирные масла, например бергамота, одного из самых популяр-ных ароматизаторов. Существует и более тонкий способ ароматизации чая. В процессе подсыхания чай смешивается, например с цветами жасмина, а затем высушивается до конца. Так чайный лист вбирает в себя аромат добавки. Таким же способом происходит ароматизация чая гвоздикой, корицей, кардамоном и др. Часто в чайные листы добавляют кусочки фруктов и ягод.

Главным образом употребляют зеленые чаи, которые имеют исключите-льно нежный аромат. Также популярны белые и черные. С особым почтением относятся китайцы к синим чаям.

Процедура чайной церемонии начинается со знакомства с чаем. Она очень простая: чай, который предстоит заваривать, засыпается при помощи лопаточки (чай вообще не рекомендуется трогать руками) в чашу для вдыхания ароматов. Она  напоминает низкий соусник с плоским  дном. Затем чай в этой чашечке  нюхают. Аромат чая от человеческого дыхания начинает раскрываться, и на каждом вдохе он довольно значительно меняется.

Время заваривания зависит от вида и  сорта чая.

Как правило, хороший чай выдерживает  от 4 до 7 завариваний, причем каждая новая  порция отличается своим ароматом и  терпкостью, но наиболее вкусной китайцы  считают вторую заварку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЦЕРЕМОНИИ

Перед церемонией гости собираются вместе в одной  комнате. Здесь им подаётся горячая  вода в небольших чашках. Назначение этого этапа — создать у гостей общее настроение, связанное с ожиданием предстоящей церемонии как важного и приятного действия, встречи с прекрасным.

Затем гости отправляются через  сад к чайному домику. Переход  через чайный сад по выложенной камнями  дорожке считается очень важным — он символизирует удаление от суеты, отход от повседневности, отрешение от обы-денных забот, тревог и неприятностей. Созерцая растения и камни сада, гости настраиваются на сосредоточение и освобождают сознание от всего суетного.

В конце дорожки, перед чайным домиком, гостей встречает хозяин. После сдержанного  взаимного приветствия гости  подходят к находящемуся тут же ка-меенному колодцу и совершают обряд омовения. Вода зачерпывается лежащим тут же маленьким ковшиком на длинной деревянной ручке, гость омывает руки, лицо, прополаскивает рот, после чего омывает после себя ручку ковшика. Об-ряд омовения символизирует телесную и духовную чистоту.

После омовения гости проходят в  чайный домик и располагаются там. Прохождение через низкий и узкий вход символизирует окончательный выход за границы обыденного мира, укрытие от всего, что творится вовне. Неудобство входа и необходимость низко наклониться, входя в чайный домик, символизи-руют равноправие участников церемонии — поклониться вынужден каждый, вне зависимости от знатности, богатства, известности и общественного положе-ния. В соответствии с обычаем традиционного японского дома, входя в чайный домик, обувь гости оставляют у порога.

На момент прибытия гостей огонь  в очаге уже горит, котёл с  водой стоит над огнём. Войдя  в домик, гость в первую очередь  должен обратить внимание на нишу напротив входа - токонома. Перед приходом гостей хозяин вывеши-вает там свиток с изречением, а также помещает букет цветов и курильницу. Изречение определяет тему, которой посвящается церемония, и передаёт душе-вное состояние хозяина. Хозяин входит в чайный домик последним, причём не сразу после гостей, а немного погодя, чтобы дать гостям возможность без спе-шки рассмотреть и оценить предметы в токонома.

Войдя в домик, хозяин кланяется гостям и занимает своё место- напротив гостей, около очага. Рядом с местом хозяина расположены необходимые для приготовления чая предметы: деревянная шкатулка с чаем, чаша и бамбуковая мешалка. Пока вода в котле или чайнике нагревается, гостям подаётся кайсэ-ки - лёгкая еда, состоящая из простых, не сытных, но изысканных блюд, пре-дназначенных не для насыщения, а для снятия дискомфорта, вызванного чувст-вом голода. Считается, что еда, подаваемая к чаю, должна, в первую очередь, быть приятной для глаза, и лишь во вторую — насыщать. Название «кайсэки» восходит к горячему камню, который в прошлом дзенские монахи держали за пазухой, чтобы приглушить голод. В последнюю очередь подаются «омога-си» — сласти к чаю.

После кайсэки гости на некоторое  время выходят из чайного домика, чтобы размять ноги и подготовиться  к основной части церемонии - совмесному питью чая. В это время хозяин меняет свиток в токонома на тябана  компози-цию цветов или веток. Композиция составляется по принципу единства конт-растов, например это может быть сосновая ветвь, как символ прочности и до-лговечности, с цветком камелии, символизирующим нежность в цветочном букете.

Самая важная часть церемонии — приготовление и питьё порошкового зелёного чая. Гости вновь собираются в чайном домике, где хозяин приступает к приготовлению чая. Весь процесс проходит в полном молчании. Все внима-тельно наблюдают за действиями хозяина и вслушиваются в звуки огня, закипа-ющей воды, струй пара из котла или чайника, к которым позже добавляются тихие звуки, производимые манипуляциями хозяина с чашей, чаем и утварью. Хозяин сначала проводит символическое очищение всей используемой утвари, затем приступает к приготовлению чая.

Все движения в этом процессе строго выверены и отработаны, хозяин движется в такт дыханию, гости внимательно  наблюдают за всеми его дейст-виями. Это самая медитативная часть церемонии. Чай засыпается в грубую керамическую чашу, туда же заливается небольшое количество кипятка, со-держимое чаши размешивается бамбуковой мешалкой до превращения в одно-родную массу и появления зелёной матовой пены. Затем в чашу добавляется ещё кипяток, чтобы довести чай до нужной консистенции.

Чашу с приготовленным крепким чаем хозяин с поклоном подаёт гостям (традиционно — по старшинству, начиная с самого старшего или самого почёт-ного гостя). Гость кладёт на левую ладонь шёлковый платок (фукуса) или ткань кобукуся, принимает чашу правой рукой, ставит её на левую ладонь и, кивнув следующему по порядку гостю, отпивает из чаши. Затем он кладёт фукуса или кобукуся на циновку, обтирает край чаши бумажной салфеткой и передаёт ча-шу следующему. Каждый гость повторяет ту же процедуру, после чего чаша возвращается к хозяину.

Употребление чая из общей чаши символизирует единение собравшихся. После того, как чаша обойдёт всех гостей, хозяин снова передаёт её гостям, те-перь уже пустую, чтобы каждый мог внимательно рассмотреть чашу, оценить её форму, снова почувствовать в своей руке.

С этого момента начинается следующая  стадия церемонии — хозяин готовит лёгкий чай в отдельной чашке для каждого из гостей. Начинается беседа. Эта часть церемонии — отдых, во время неё не говорят о делах, повседневных за-ботах. Предметом обсуждения становится свиток в токонома, изречение, напи-санное на нём, красота цветочной композиции, чаша, другая утварь, сам чай. Непосредственно перед подачей чая гостям подаются сласти. В конце этой части церемонии гостям опять предлагается осмотреть утварь, использованную для приготовления чая на этот раз.

По завершении беседы хозяин, ответив  на все вопросы гостей, с извине-нием покидает чайный домик, показывая тем самым, что церемония подошла к завершению. В отсутствие хозяина гости осматривают очаг, на котором гото-вился чай, ещё раз обращают внимание на цветы в токонома, которые к момен-ту завершения церемонии должны раскрыться. Раскрывшиеся цветы служат напоминанием о времени, проведённом вместе участниками церемонии.

Пока гости  покидают чайный домик, хозяин находится  вблизи от его вхо-да, молча кланяясь уходящим. После ухода гостей хозяин некоторое время си-дит в чайном домике, вспоминая прошедшую церемонию и восстанавливая в памяти оставшиеся от неё ощущения. Затем он уносит всю утварь, убирает цве-ты, протирает татами в домике и уходит. Уборка символизирует подведение окончательного итога происходившему. Чайный домик возвращается в то же состояние, в котором находился до церемонии. Считается важным, что действо, не оставив никаких внешних следов, сохранилось лишь как след в сознании участвовавших в нём людей.

 

 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Чайная церемония требует особой атмосферы и специального настроя, достичь которого, впрочем, не так уж сложно. Предметы, окружающие вас во время чаепития, должны быть приятны для глаз, нежная музыка должна усла-ждать слух, все вокруг должно быть гармоничным, поскольку все пять стихий

участвуют в чайном действе.

Соответственно, личность ведущего чайной церемонии  имеет огромное значение для правильного  протекания всего чаепития. Удивительным образом его роль и незаметна, и определяющая одновременно, поскольку  ведущий чут-ко чувствует состояние, создаваемое чаем, и мягко реагирует на любые изме-

нения, не давая участникам уклониться далеко в сторону.

Для того чтобы  взаимодействие с чаем было более  полным и насыщен-ным, в чайных церемониях используется специальная посуда. Сначала чай, предназначенный для заварки, насыпается в чайную коробочку - ча-хэ, с ее по-

мощью участники чайной церемонии  имеют возможность «познакомиться» .

Выставляются  высокая узкая чашка предназначена  для восприятия аро-мата, а низкая широкая чашка - для наслаждения цветом и вкусом чая. Чаще всего ча-шки ставятся на маленький поднос-подставку. Это удобно для нали-

вания чая и формирует композиционное единство чашек.

Вода, используемая для приготовления чая, едва ли не самый важный элемент всего действа. Для заварки чая желательно использовать только род-никовую воду. Она доводится до кипения на открытом огне, причем важно

точно уловить момент готовности кипятка.

Вторую и  последующие порции заливают в заварник по мере выпивания чая, а настой переливают в ча-хай. Из этого сосуда чай разливается  в высокие чашки, которые тут  же накрываются широкими чашечками. Эта конструкция 

переворачивается и передается участникам чаепития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

I. Дзякуан Сонтаку. Записки о дзэнском чае (Перевод, предисловие и комментарии А. И. Игнатовича). Логос. Философско-литературный журнал,

1991г. 152—163с.

II. В.М.Мазурик. Чайная чашка и её функции в чаном действии. Вещь в

культуре.,2003г., 137—168с.

III.Т. Григорьева. Чайная церемония.,1993г.,355 – 368с.

 




Информация о работе Чаепитие на Востоке