Художественная культура и монументальное строительство в Древнем Египте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 18:21, реферат

Краткое описание

Большинство археологических свидетельств о доисторическом Египте пришло из захоронений. На основании этих скудных останков археологи определили ряд до династических культур. Они взаимосвязаны, но каждая имеет свою коллекцию предметов, произведенных и использованных носителями данной культуры. Культуры различались керамикой, каменными орудиями, оружием, украшениями, костями и т.п.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...стр. 2 Изобразительное искусство…………………………………………………стр. 3 Музыка. Письменность. Литература………………………………………..стр. 6 Пирамиды…………………………………………………………………….стр. 9 Литература…………………………………………………………………..стр. 19

Вложенные файлы: 1 файл

Мировая культура и искусство..docx

— 41.28 Кб (Скачать файл)

Художественная  культура и монументальное строительство в  Древнем Египте.

Содержание.

Введение……………………………………………………………………...стр. 2 Изобразительное искусство…………………………………………………стр. 3 Музыка. Письменность. Литература………………………………………..стр. 6 Пирамиды…………………………………………………………………….стр. 9 Литература…………………………………………………………………..стр. 19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

      В Египте переходный период отсутствует  вообще. Не считая некоторых кремневых  орудий, оставленных древними охотниками, сведения о Египте начинаются с остатков уже начатой деревенской жизни. Жизнь была не слишком роскошной. Дома представляли собой жалкие хижины из глины и прутьев и состояли из единственной темной комнаты, лишенной пола и вентиляции. Тела мертвых  клали в неглубокие ямы в песке, едва прикрытые соломенными матами или шкурами. Но в вещах, похороненных вместе с ними, видно стремление человеческого духа к бессмертию.

      Большинство археологических свидетельств о  доисторическом Египте пришло из захоронений. На основании этих скудных останков археологи определили ряд до династических культур. Они взаимосвязаны, но каждая имеет свою коллекцию предметов, произведенных и использованных носителями данной культуры. Культуры различались керамикой, каменными орудиями, оружием, украшениями, костями и т.п. В течение позднего периода, который называют гернзейским, что-то дало египетской доисторической культуре мощный толчок. Картина общества, которую мы видим, сильно отличается от более ранних культур. Люди начинают жить в домах с окнами и дверями и носить одежду, сотканную из хлопка. Каменные орудия более изящны, медь все чаще используется для изготовления вещей, которые делались из камня. Борьба за существование становится менее изнурительной, и у людей становится больше времени на непроизводственную деятельность; они играют в игры и рисуют картинки на своих горшках. Старая коричневая  и красная керамика сохраняется, но появляется посуда, сделанная из глины нового типа и украшенная причудливыми фигурками из черточек, изображающими людей, животных, лодки.

      Что именно отличает цивилизацию от примитивной  культуры? В большинстве групп  называемых цивилизациями, мы находим  некоторые новые элементы: монументальную архитектуру, письменность, централизованное правление и разделение труда, приводящее к образованию социальных классов. Монументальная архитектура, например, требует развитых технических приемов подготовки строительных материалов и некоторого понимания базовых принципов архитектуры и механики.

      В каменной архитектуре начинают применять  монолитные блоки, цилиндрические печати сменяются штампами в форме скарабеев. Письменность совсем непохожа. Предметы, рисунки которые стали основой  иероглифической письменности, - это  египетские предметы.

      Начало  цивилизации в Египте отмечено достойным  событием - объединением страны в единую нацию, границы которой простирались от моря на севере до первого ассуанского  порога на юге. О политической организации, которая предшествовала консолидации, известно очень мало. Мелкие племенные  группы ранней до династической эпохи постепенно сливались и формировали более крупные. Одно время Египет мог состоять из нескольких мелких государств. Через завоевания, браки и прочие приемы империализма, мелкие группы объединились в два значительных по размеру царства. Каждое царство имело собственный набор символов и знаков высшей власти – инсигний, собственных богов и богинь-защитниц. 

      Изобразительное искусство.

      Изобразительное и монументально искусство Египта несло на себе печать египетской культуры в целом. Перед храмами и дворцами египтяне воздвигали высокие обелиски. Так, символом бога Ра был высокий, сужающийся к верху каменный обелиск, верхушка которого покрывалась медью. Обелиски нередко покрывались также иероглифами.

      Перед заупокойными храмами также ставились  сфинксы: каменное изображение существа с головой человека и телом  льва. Голова сфинкса изображала фараона, а сфинкс в целом олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя. Самый большой из всех древнеегипетских сфинксов был выполнен в первой половине III тыс. до н.э. – он до сих пор стережет пирамиду Хефрена. Сфинкс высечен из цельной скалы: его голова в тридцать раз больше человеческой, а длина тела достигает 57 м. В XVI в. до н.э. между его передними лапами был построен храм. Сверхъестественная сила, которая чувствовалась в сфинксе, внушала людям страх. «Отец трепета» - так назвали это изваяние.

      Другими замечательными и широкоизвестными сейчас во всем мире памятниками древнеегипетского  искусства являются статуя фараона  Аменемхета III, стела вельможи Хунена, голова фараона Сенусерта III. Шедевром древнеегипетского изобразительного искусства II тыс. до н.э. искусствоведы считают рельеф, изображающий фараона Тутанхамона с его юной женой в саду, выполненный на крышке ларца.

      Скульптура  Древнего царства нередко производит потрясающее впечатление. Как и архитектура, она полна достоинства, строга и величественна. В позднейшие периоды ее уровня достигали, но никогда его не превзошли, фактически его не превзошли ни в одной стране и не в одну эпоху. Чтобы оценить эти скульптуры, их нужно увидеть. В Каирском музее восседает на троне Хафра, и крылья божественного сокола, глядящего в вечность с нечеловеческим спокойствием и уверенностью: нигде понятие божественной царской власти не выражено с такой полнотой. Здесь находится и благородный Рахотеп и его супруга Нофрет. Эти две статуи изваяны в натуральную величину и живо раскрашены; глаза выложены обсидианом и горным хрусталем.

      Подтверждением  высокой культуры Египта I тыс. до н.э. является скульптурный портрет жены Аменхотепа IV – Нефертити – одно из самых прелестных женских изображений в истории человечества.

      Изобразительное искусство Древнего Египта отличалось яркими и чистыми красками. Раскрашивались архитектурные сооружения, сфинксы, скульптура, статуэтки, рельефы. Росписи  и рельефы, покрывавшие стены  гробниц, в деталях воспроизводили подробные картины благополучной  жизни в царстве мертвых, повседневной земной жизни.

      Большое развитие получил скульптурный портрет. Египтяне верили, что портретные статуи, исполняя роль двойников умерших, служат местилищем их душ. Были выработаны определенные типы портретных статуй – мужчину обычно изображали в возрасте 40-50 лет – в расцвете сил, а женщину – в возрасте 20-25 лет. Точно передавалось социальное положение человека.

      Художникам  Древнего Египта было свойственно ощущение красоты жизни и природы. Зодчих, скульпторов, живописцев отличало тонкое чувство гармонии и целостный  взгляд на мир. Это выражалось, в частности, в присущем египетской культуре стремлении к синтезу – созданию единого архитектурного ансамбля, в котором имели бы место все виды изобразительного искусства. Древние зодчие Египта умели прекрасно учитывать особенности географической среды, характер освещения.

      Высокого  уровня достигло в Египте декоративно-прикладное искусство. Великолепными образцами  его являются сосуды и блюда из алебастра и хрусталя, фигурные туалетные  ложечки из дерева и слоновой кости, всевозможные украшения – золотые  браслеты, ожерелья и кольца, отделанные драгоценными камнями. Эти изделия  отличались изысканностью форм и  тонкостью отделки.

      Показательно, что хотя на протяжении более трех тысячелетий египетское искусство  и претерпит некоторые изменения, основной установленный в нем канон останется незыблемым. Для изобразительного и монументального искусства всей истории Древнего Египта всегда было присуще сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, разворота плеч. Постоянной будет и система пропорций, соответствий между размером всей фигуры и ее отдельными элементами. Постоянной будет геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность композиции. Все фигуры были неподвижны, невозмутимы, их позы чрезвычайно условны, как условна и раскраска: телом мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины – желто-розовым, волосы у всех были черные, одежды – белые. Проявление в этом индивидуальной воли художника было строго ограниченно. Такая же условность и постоянство характерны и для монументального искусства. Статуи и статуэтки имели культовое назначение и их облик – раскраска и положение – определялись соответствующими нормами, обязательными для ваятеля.

      Итак, из поколения в поколение, из тысячелетия  в тысячелетие – один и тот  же стиль, одна и та же религия, одно и то же искусство. Основная идея древнеегипетского  искусства чрезвычайно мало видоизменилась во времени. Застойный характер древнеегипетского  общества определил, в общем, единообразный тип древнеегипетской культуры. Характерными ее чертами было сознание силы, желание ее сохранить и приумножить, жажда бессмертия. Искусство имело монументальный характер, подавляющий зрителя. 

Литература. Письменность. Музыка.

      Наиболее  древние египетские тексты, дошедшие до нас, - это молитвы богам и  хозяйственные записи. Самые ранние памятники художественной литературы, относятся ко II тыс. до н.э. Вероятно, существовали и более древние тексты, но они не сохранились. Литература Древнего Египта представлена различными жанрами – это поучения царей и мудрецов своим сыновьям и ученикам, множество сказок о чудесах и чародеях, повести, жизнеописания сановников, песни, заклинания.

      Одно  из самых отвлеченных, абстрактных  сочинений древнеегипетской литературы – «Беседа разочарованного со своей душой». Человек, разуверившийся в смысле жизни, начинает искать смерти. Душа, однако, пытается отговорить его  от самоубийства и уверяет в тщетности  надежд на загробную жизнь. Душа советует сполна насладиться земным бытием: «Радуйся, пока ты здесь».

      Как и большинство произведений древности, литература периода Древнего царства  анонимна, за исключением сочинений, написанных в жанре поучения, как  правило, авторство было приписано  кому-либо из мудрецов или правителей древности, что наводит на мысль  об отсутствии попыток коллективного  создания поучений, что подтверждается стилистическим анализом текста. Искусность и сложность композиции, изощренность стиля, умение объединить одной «рамкой» несколько сюжетных линий. Подобные элементы построения произведения встречаются в сказках о фараоне Хуфу и чародеях, в «Сказка о потерпевшем кораблекрушение» и, прежде всего, в «Поучениях Неферти». Этот жанр, получив широкое распространение в эпоху Среднего царства, развивается на базе более изысканных литературных традиций, а, стало быть, и приемов. Авторы прибегают к рефренам, повторению слов аллитерациям, параллелизму членов. Тематика поучений не всегда меняется от раза к разу, от эпохи к эпохе. В «Поучении Птахотепа», содержащем правило житейской мудрости, правила поведения и хорошего тона, автор утешает бедняка тем, что «бог возвышает знатного человека», просящему рекомендуется набраться смирения и т.д. Социальной моралью  и проповедью смирения пронизано все произведение.

      Примером  повествовательной литературы I тыс. до н.э. является «отчет Унуамона» о его путешествии по поручению фиванского верховного жреца в финикийский город Библ за лесом для храмовой ладьи. Унуамон подробно и живо рассказывает о своих злоключениях, не забывая, впрочем, давать и волнующее описание природы.

      Возникновение египетской письменности относится  к XXX в. до н.э. особенности государственного устройства Египта требовали ведения значительного делопроизводства, что способствовало распространению письменности. Несмотря на сложность иероглифического письма, уже в этот древнейший период грамотными были не только жрецы, писцы и вельможи – распространение грамотности свидетельствуют письменные указание строителя, начертанные на камнях тогдашних построек. Постепенно на основе старой иероглифической письменности вырабатывается скоропись, известная позже как иератическое письмо. Затем, коло 700 г. до н.э. из прежней деловой скорописи появилось новое письмо – демотическое (народное).

      Египетский  язык состоит из семитских (азиатских) и хамитских (африканских) элементов, но неизвестно, ни когда были внесены  семитские элементы, ни кем были внесены – завоевателями, эмигрантами  или торговцами.

      Музыкальная культура Египта – одна из самых  древних в мире. Музыка сопровождала все религиозные обряды, массовые празднества и, таким образом, была тесно связана с танцем, пантомимой, драматическими произведениями, литературой. Постепенно произошло разделение музыки на культовую, придворную и народную. Эти музыкальные жанры были подвержены взаимному влиянию. Музыканты пользовались большим почетом в обществе, их считали родственниками фараонов. На египетских фресках II тыс. до н.э. изображались лиры и барабаны, а также арфы, напоминающие по форме лук охотника. Музыка в Древнем Египте называлась «хи» - удовольствие, наслаждение. Ей приписывалась магическая сила, и в соответствии с этим убеждением различные инструменты для ансамбля подбирались не по тембру их звучания, а по их мистическим свойствам. В этом случае, полагали египтяне, музыка сможет вылечить больного, вызвать дождь, победить врагов.

      Пирамиды.

      Важнейшей чертой древнеегипетской культуры было возведение пирамид в III-II тыс. до н.э. и пирамиды, и храмы – постройки для богов – строились из камня. 

      Строительство пирамид – по сути своей непроизводительные расходы – было разорительным  для экономики государства, истощало казну, требовало колоссального напряжения сил, и многочисленных жертв со стороны населения. История, как известно, не терпит сослагательного наклонения, но можно предположить, что если бы египтяне с таким же упорством и самоотверженностью строили дороги, а не пирамиды, Египет развивался бы более динамично.

Информация о работе Художественная культура и монументальное строительство в Древнем Египте