Художественная культура Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:50, реферат

Краткое описание

Во всем искусстве Египта мы отмечаем величие. Архитектура здесь правит бал, и все искусства ей подчиняются, живут по ее законам спокойной органичной монументальности. Величие здесь во всем - ведь тогда не разделялись так однозначно как у нас сферы жизни на "быт" и собственно "искусство".
Особый расцвет египетского искусства наступил в эпоху правления фараона Эхнатона в 14 веке до нашей эры. В то время в искусстве получали отзвук и реальные события.
Благодаря верованиям и строгим правилам древнее египетское искусство просуществовало почти без изменений около двух с половиной тысячелетий. В поздний период оно подверглось воздействию искусства других народов, особенно греков, а в начале нашей эры окончательно угасло.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Архитектура…………………………………………………………………...4
2. Рельефы и росписи……………………………………………………….…...9
3. Скульптура Древнего Египта……………………………………………..…11
4. Литература Древнего Египта……………………………………………..…13
Заключение……………………………………………………………………...16
Список использованной литературы……………………………………..…..17
пирамида

Вложенные файлы: 1 файл

Художественная культура Египта.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

При чуть более близком  рассмотрении "ковер" распадается  на огромное количество отдельных эпизодов, сплавленных общим ритмом и пространственными законами - гробница Хнумхотепа. Здесь уже трудно говорить о застылости и тому подобных вещах. Живость и непосредственность в изображениях людей и их занятий выше всякой критики. Мы не должны также удивляться многочисленным изображениям животных в гробницах. Многие животные в Древнем Египте обожествлялись и их изображения являлись изображениями богов.

3. Скульптура  Древнего Египта

 

Как и архитектура, скульптура Древнего Египта имела ритуальное назначение и была связана с культом мертвых.

Представления египтян  о вечной жизни предполагали существование  не только бессмертной души, но и  нетленного тела. Это привело к  появлению обряда мумификации (бальзамирования) и к созданию статуй, которые каждый фараон еще при жизни заказывал себе для погребения. Они выполняли роль двойников умершего (“ка”) и должны были прислуживать ему после смерти.

В отличие от скульптуры Месопотамии характерной особенностью египетской пластики стало стремление к портретному сходству. Возраст изображаемого для скульптора не имел решающего значения: человека показывали в идеальном возрасте, т.е. достигшим расцвета духовных и физических сил. Египетская скульптура строго канонична, ее главные принципы: фронтальность и определенность позы (стоящие фигуры с выставленной вперед левой ногой, сидящие на троне или коленопреклоненные), четкая симметрия, пропорциональность и тщательная проработка всех деталей. Существовала и традиционная окраска статуй: тела мужских фигур окрашивались в кирпично-красный цвет, женских – в желтый. Волосы всегда были черными, одежда – белая. Одежда мужчин состояла из короткой набедренной повязки, женщины – длинного, облегающего тело прямого платья на широких лямках. Материалом для статуй служили дерево, камень различных пород, гранит, базальт, песчаник, известняк. Главная задача скульптора сводилась к передаче возможно более точного сходства портретируемого, его величавого внутреннего спокойствия и торжественности.

Скульпторы Египта, так  же как и Месопотамии, умели сочетать в одном изображении элементы человеческой фигуры и животного. Особенно ярко их мастерство воплотилось в Сфинксе (XXVII в. до н.э.) – знаменитом страже пирамид с лицом фараона Хефрена и телом льва.

Для изображения фараона  существовали особенно строгие каноны. Во всем его облике ощущается невозмутимое спокойствие и сила царской власти. Для воплощения величественных образов фараонов обычно использовались камни твердых пород, позволявшие более детально и точно передавать портретное сходство.

Спокойно и величественно восседает на троне фараон Аменемхет III (XIX в. до н.э.). Поза фараона традиционна и канонична. Несомненно, перед нами образ волевого и сильного владыки, царствование которого было отмечено могуществом и благосостоянием страны.

Мастерски переданы индивидуальные черты лица – скуластость, с тяжелыми веками, прикрывающими глаза, с желваками, играющими около властного рта, с четко очерченным подбородком. Игра светотени на гладкой поверхности гранита усиливает его выразительность.

Совсем иначе изображали людей, всецело зависящих от власти фараона. Например, скульптурный портрет писца Каи (середина III тыс. до н.э.). Он сидит, скрестив ноги, готовый записывать любое слово хозяина. На коленях лежит развернутый лист папируса, в правой руке кисточка для письма. Внимателен и зорок угодливый и хитрый взгляд писца, подвижны ловкие пальцы. Широко открытые глаза настолько искусно инкрустированы алебастром, черным камнем, серебром и горным хрусталем, что кажутся живыми. Большие уши слегка оттопырены. Да , он привык слушать и повиноваться.

 

 

 

 

4. Литература  Древнего Египта

 

Художественная литература Древнего Египта восходит своими корнями  к середине четвертого тысячелетия до н. э., к периоду Древнего Царства. Именно поэтому основой традиционной жанровой литературы в Египте стали фольклорные жанры. Особенно характерно традиционное сохранение древних сюжетов, подвергшихся переработке в более поздние периоды развития египетской литературы.

Но, говоря о жанре, стоит  заметить, что далеко не всегда можно  с точностью определить принадлежность того или иного произведения к определенному жанру. Например, жанр “поучения”, один из древнейших, связан с политическими памфлетами, “речениями”(например, “Речения Ипусера”), а вступления к ним иногда напоминают окаймляющую “рамку” в сказках (например, “Поучения Неферти”). В равной степени в поучениях встречаются и черты автобиографических повестей, а в автобиографической повести мы встречаем, например, гимн (“Приключения Синухета”), басня в иных случаях близка к сказке. Итак, одним из глобальных признаков невероятного развития египетской литературы является “дифундирование”, взаимопроникновение жанров.

Как и большинство  произведений древности, литература периода  Древнего царства анонимна, за исключением  сочинений, написанных в жанре поучения, как правило авторство было приписано какому-либо из мудрецов или правителей древности, что наводит на мысль об отсутствии попыток коллективного создания поучений, что подтверждается и стилистическим анализом текста. Искусность и сложность композиции, изощренность стиля, умение объединить одной “рамкой” несколько сюжетных линий . Подобные элементы построения произведения встречаются в сказках о фараоне Хуфу и чародеях, в “Сказке о потерпевшем кораблекрушение” и, прежде всего, в “Поучениях Неферти”. Этот жанр, получив широкое распространение в эпоху Среднего Царства, развивается на базе более изысканных литературных традиций, а, стало быть, и приемов. Авторы прибегают к рефренам, повторению слов аллитерациям, параллелизму членов (т. е. к выражению одной мысли разными словами: “Открываются для тебя врата неба, отверзаются для тебя врата прохлады”) . Тематика поучений не всегда меняется от раза к разу, от эпохи к эпохе.

В “Поучении Птахотепа”, содержащем правила житейской мудрости, правила поведения и хорошего тона, автор утешает бедняка тем, что “бог возвышает знатного человека”, просящему рекомендуется набраться смирения и так далее. Социальной моралью и проповедью смирения пронизано все произведение.

Подобная мысль встречается  и в “поучениях” мудреца Ипувера и Ноферреху. Здесь описывается в иносказательной форме восстание рабов, происшедшее в конце Среднего Царства.

К несколько более  раннему времени относится “Поучение  гераклеопольского царя (Охтоя) своему сыну Мери-ка-Ра”, которое содержит советы относительно управления государством в период смутного времени. Охтой утверждает божественное происхождение власти, назначенной “добрым пастырем”, то есть Богом.

Литература древних  была самым тесным образом связана  с религией. Множество произведений религиозной литературы облекались в художественную форму. Таковы магические заклинания, религиозные гимны богам, магические тексты, связанные с заупокойным ритуалом, облекавшиеся в строго ритмическую поэтическую форму.

Довольно близко к  религиозным гимнам примыкают гимны фараонам. Этот жанр имеет и историческую ценность. Наиболее характерный в жанровом отношении текст гимна фараону относится к эпохе среднего царства. Это - “Гимн Сенусерту III”, в котором восхваляется царь в качестве победителя врагов и защитника своих владений. Подобные гимны входили в более объемные сборники, типа “Рассказ Синухета”. Сохранилось более 25 списков этого произведения. Оно написано в форме автобиографии на стенах одной гробницы. Основная тенденция “Истории Синухета” та же, что и в речениях Неферти и наставлениях Аменемхета I, - прославление новой династии. Недаром таким милостивым выведен Сенусерт I! Автор не только очень умело воспользовался формой автобиографии, но и , возможно, впервые, в мировой литературе сумел передать переживания своего героя - страх, тоску по родине. Последний мотив встретится еще ни раз, но ни где он не будет выражен так проникновенно и с такой экспрессией.

Значительного развития этот жанр достигает в эпоху Нового Царства, когда завоевательная политика фараонов находится в зените славы и почета. Своего рода развернутой формой царского гимна является “Поэма о битве при Кадеше”, в которой поэт в риторической форме описывает победу Рамзеса II над хеттами.

Однако, не во всех жанрах центральной фигурой является правитель Египта. “Могущественный владыка” отходит на второй план в народных песнях, сказках и преданиях .

Однако с течением времени политическая мощь Египта ослабевает. В XI веке Египетское государство теряет не только свои владения, но и почти  весь свой авторитет в Передней Азии. Эти важные исторические факты отражены в другом произведении о походе на этот раз мирном. Это - “Путешествие Уну - Амона”, посланного в Сирию, когда в Фивах правил первосвященник Амона Херихор, захвативший впоследствии верховную власть в свои руки.

Особое значение имело  стилистическое единство текста. Возможно, стилистика преподавалась писцам в  специальных школах, где они разбирали  различные тексты с точки зрения стиля.

И именно это позволяет  нам утверждать, что Древнеегипетская литература достигла высочайшего художественного совершенства. Сами египтяне считали литературу Среднего царства классической; недаром произведения этого времени сохранились в таком количестве позднейших списков, а язык их служил образцом для подражания...

 

Заключение

 

Древнеегипетская культура и цивилизация заложили основу для  последующего культурного развития многих народов.

Мы до сих пор пользуемся многими культурными и научными достижениями Египта.

Здесь были изобретены папирусные свитки, т.е. первый материал для письма, введена алфавитная система, избавившая от трудной клинописи и многозначных иероглифов, заложены основы геометрии, впервые измерен объем полушария и найдена площадь круга, разделены сутки на 24 часа, установлена роль кровеносной системы в организме человека. Египет прошел свой неповторимый и самобытный путь, обусловленный религиозно-мифологическими представлениями, в особенности верой в загробную жизнь и обожествлением власти фараона.

Египетское искусство  явилось образцом для крито-микенской культуры в Древней Греции. Египетская культура оказала большое влияние и на древних римлян. Культ Египетской богини – матери Исиды- получил широкое распространение в Риме. Египетский скульптурный портрет, пейзажная живопись, обелиски и другие элементы архитектуры, львы и сфинксы были восприняты античным искусством, а через него- европейским.

 

Список использованной литературы

 

  1. Мировая художественная культура. 11 кл. Г.И. Данилова и др. - М: Издательство "Интербук", 1999
  2. Мифы в искусстве старом и новом. – Санкт-Петербург, 2003
  3. И. П. Шмелева “Золото Древнего Египта”, М., ИМА-ПРЕСС, 2001
  4. И. В. Рака “Мифы Древнего Египта”, СПб., Петро-РИФ, 2000

 




Информация о работе Художественная культура Египта