Христианская антропология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 19:03, реферат

Краткое описание

Священное Писание раскрывает нам происхождение человека следующим образом. Сначала Бог берет персть от земли и образует из нее тело - некую бездушную статую, если буквально понимать слова Писания, затем в это первоначальное создание вдувается дыхание жизни, человек становится "душою живою". Существуют различные толкования этого библейского текста. По мнению преподобного Серафима Саровского и святителя Кирилла Александрийского, человек не был сотворен мгновенно, сначала было создано некое человекоподобное существо, которое, однако, нельзя в полном смысле назвать человеком, и только после Божественного дуновения оно становится богообразной человеческой личностью.

Содержание

Происхождение человека. 2
Строение человека. 3
Метафизическое назначение человека. 7
Грехопадение. 8
Телесная смерть и бессмертие души. 10
Список литературы. 12

Вложенные файлы: 1 файл

Христианская антропология рефера готов.docx

— 39.02 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Происхождение человека.                                                                2
  2. Строение человека.                                                                           3
  3. Метафизическое назначение человека.                                            7
  4. Грехопадение.                                                                                   8
  5. Телесная смерть и бессмертие души.                                             10

Список литературы.                                                                             12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Христианская антропология - раздел богословия, изучающий природу человека, его происхождение, метафизическое назначение, строение, его свободу и бессмертие, типологию и призвание к творчеству и самотворчеству как соработника Божия в мире.

 

1.Происхождение человека

           Священное Писание раскрывает нам происхождение человека следующим образом. Сначала Бог берет персть от земли и образует из нее тело - некую бездушную статую, если буквально понимать слова Писания, затем в это первоначальное создание вдувается дыхание жизни, человек становится "душою живою". Существуют различные толкования этого библейского текста. По мнению преподобного Серафима Саровского и святителя Кирилла Александрийского, человек не был сотворен мгновенно, сначала было создано некое человекоподобное существо, которое, однако, нельзя в полном смысле назвать человеком, и только после Божественного дуновения оно становится богообразной человеческой личностью.

 Главное в том, что Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» , то есть до этого человек был «перстью земною», животным, хотя и совершеннейшим из всех животных. Серафим Саровский говорил: «Господь не одну плоть Адамову создал от земли, но вместе с ней и душу, и дух человеческий: но до этого мгновения, когда Бог вдунул в него дыхание жизни, Адам был подобен прочим животным».

 В Предании Церкви закрепилось мнение, что человек творится одновременно из души и тела. Предание Православной Церкви говорит нам, что душа и тело в составе человеческой природы возникают одновременно.

На основании Священного Писания можно сделать только один вывод: разделение человека на два  пола произошло для того, чтобы  удовлетворить человеческую потребность  в общении.

Современный греческий богослов Христос Яннарас пишет: "Осознание  человеком реальности пола есть одновременно и первый опыт самопознания. Таким образом, разделение полов совершается с единственной целью: удовлетворение потребности в общении и соединение в любви свободных и отличных друг от друга ипостасей.

Следующая проблема, рассматриваемой христианской антропологией - Происхождение от Адама и Евы всего рода человеческого

Этим положением утверждается единосущие всех людей живущих на земле.

"От одной крови Он  произвел весь род человеческий  для обитания по всему лицу земли".

Слова из молитвы Товии: "Ты сотворил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою - жену его. От них произошел  весь род человеческий".

2.Строение человека

        Состав человеческой природы, образа и подобия Божия в человеке - основные понятия антропологии.

Христианская антропология утверждает, что человеческая ипостась является сложной, она заключает  в себе различные природы.

В этом отношении богословы  делятся на два условных лагеря - трихотомистов и дихотомистов.

Дихотомисты признают в человеке две различные природы: душу и  тело. Трихотомисты признают в человеке три различные субстанции: дух, душу и тело. Они считают, что дух отличается от души не менее радикально, чем тело.

Священномученик Ириней Лионский говорит: "Совершенный человек  состоит из трех: плоти, души и духа, и в коих один (дух) спасает и  образует, другая (плоть) соединяется  и образуется, а средняя между  сими двумя (т.е. душа) тогда, когда следует  духу, возвышается им, а когда  угождает плоти, ниспадает в земные похотения".

Большинство отцов Церкви, говоря о трехсоставности человеческой природы, хотя и проводят различия между  духом и душой, однако не рассматривают  дух как самостоятельную, отличную от души субстанцию.

        Тело – это внешняя физическая оболочка, в которой обитает душа.

Примером такого отношения  к телесности могут быть следующие  слова известного философа-стоика Сенеки:

"Я - высокое существо  и рожден для большего, нежели  быть рабом своего тела, на  которое я смотрю лишь как  на оковы, надетые на мою  свободу. В таком отвратительном  жилище обитает душа". Аналогичные  высказывания можно найти у  многих языческих философов древности.  Некоторые из них, например, Плотин, признавались, что им стыдно за  то, что они имеют тело.

Для христианства принятие такого взгляда на значение тела в  составе человеческой природы было изначально невозможно в силу факта  Боговоплощения.

Понятие и функции христианской антропологии к назначению тела в составе человеческой природы.

Прежде всего, тело есть жилище души, ее материальный носитель, посредством  которого невещественное начало живет  и действует в материальном мире. Кроме того, тело есть инструмент, орудие души, без которого душа сама по себе в этом мире ничего сделать не может. Однако не следует рассматривать тело как нечто утилитарное, вспомогательное и случайное.

Тело - не просто случайное  прибавление к душе, а один из уровней человеческой личности. Личность выражает себя и посредством тела. Можно сказать, что тело является пространственной границей личности.

          Общее определение человеческой души дает святой Иоанн Дамаскин "Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, одаренная разумом и умом, не имеющая определенной фигуры или формы. Она действует при помощи органического тела и сообщает ему жизнь, возрастание и силу рождения. Ум, или дух, принадлежит душе не как что-либо другое, отличное от нее самой, но как чистейшая часть ее. Душа есть существо свободное, обладающая способностью хотения и действования. Она доступна изменению со стороны воли".

Прп. Макарий Великий дает определение души: «…душа есть тварь  умная, исполненная красоты, великая  и чудная, прекрасное подобие и  образ Божий… Нет иной такой близости и взаимности ни у одной твари, какая есть у души с Богом и  у Бога с душою».

Основные свойства человеческой души: духовность, самостоятельность, разумность, сознательность, бессмертие, свобода.

          Самостоятельность проявляется, прежде всего, в способности самосознания, т.е. в способности отличить себя от своего тела, от видимого мира и от содержания собственной жизни. Именно благодаря этой способности человеческой души для человека возможно такое действие как покаяние.

           Разумность и сознательность души выражается в способности рассудочного познания и в способности религиозного ведения, а также в даре слова, способности членораздельной речи.

          Бессмертие души выражена у Моисея. Это слова патриарха Иакова после того, как он узнал о смерти Иосифа: "с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю".

          Свобода - это нечто такое, что принадлежит не только душе, но человеку как таковому.

В православии духовность имеет иной смысл. Так архимандрит  Рафаил (Карелин) пишет, что "обычно дух человека находится в неком  спящем состоянии, ибо погребен нашими страстями и как бы оцепенел, омертвел. В сердечной молитве пробуждается человеческий дух".

Святитель Тихон Задонский  пишет: "Духовный человек – внутренний человек. Рождается он в момент крещения от воды и Духа. Духа никто не может  поработить, связать, пленить, и поэтому  все духовные – свободны.

          Образ Божий есть способность человека отображать Божественные совершенства. Бог есть абсолютный разум, человек тоже есть существо разумное. Бог существо духовное - человек тоже имеет в себе духовную составляющую, душу. Бог вечен - отражением вечности в человеке является бессмертие. Бог является творцом - человек также обладает творческими способностями, хотя, в отличие от Бога, творит не из ничего, а из подручного материала. Бог царствует над всем миром, и человек также наделен царским достоинством, призван владычествовать над вселенной.

Христианская антропология говорит нам, что в отличие  от всех прочих тварей, человек не только может быть причастен к Божеству, он способен общаться с Богом, способен участвовать в Божественной жизни, предстоять Богу лицом к лицу. Но общаться может не что, а только кто, т.е. личность. Поэтому можно сказать, что образ Божий в человеке заключается, прежде всего, в том, что человек есть личностное существо. И в этом безличном мире он единственный является личностным образом личного Бога.

3.Метафизическое назначение человека

        Христианская антропология о назначении человека выделяет три аспекта: назначение человека по отношению к Богу, назначение человека в отношении к самому себе и назначение человека по отношению ко всему прочему творению.

           Человек – существо, созданное Богом для вечности, и временная земная жизнь – как проба, на что человек годен. Или на жизнь с Богом или на небытие (т. к. без Бога жизни нет, ибо Бог и есть жизнь). Поэтому цель нынешней, короткой человеческой жизни нашей – решить, жить или не жить, быть или не быть, а если жить и быть, то подготовиться для жизни вечной, соединиться с Господом уже сейчас и не разлучаться в вечности.

Назначение человека по отношению  к Богу есть познание Бога, соединение с богом, служение Ему.

             Назначение человека по отношению к самому себе заключается в том, чтобы через раскрытие сил и способностей, через деятельное устремление и приближение к своему Первообразу достичь полной, возможной для конечного существа меры богоподобия, т.е. теснейшего единения с Богом, стать «причастником Божественного естества», сыном Божиим по благодати, а вместе с тем и достичь возможности участия в Божественном блаженстве.

Можно сказать, что назначение человека по отношению к самому себе в христианской антропологии самое ответственное. Оно придает человеческой жизни высокий смысл и вдохновение.

            Назначение же человека по отношению к безличному творению заключается в том, что образ бытия мира, его состояния зависят от духовно-нравственного состояния человека. Об этом нам говорит Священное Писание: "… тварь с надеждой ожидает откровения сынов Божиих… в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне". Священное Писание и святоотеческое предание видят в человеке посредника, способного привести весь создаваемый Богом мир к осуществлению его конечной цели: приобщению тварной природы жизни Божества, бытию Бога.

 

 4.Грехопадение.

        Одно из основных в христианской антропологии понятие о грехопадении. Как и все творение Божие, человек был создан совершенным. Будучи создан Богом, человек не есть некая постоянная величина, он призван к совершенству: "Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный".

Христианская антропология говорит нам о том, что совершенство первозданного человека не было полнотой духовно-нравственного совершенства. Человеку предстояло развиваться и  совершенствоваться путем собственной  деятельности. В богоподобной и безгрешной природе ему была дарована только способность к постепенному и  нескончаемому совершенству. Иными  словами, человек был сотворен обживающимся, способным к принятию все большей  благодати, что естественно, подразумевает  соработничество, синергию Бога и человека. Преподобный Макарий Египетский отмечает: "Человек был владыкою всего, начиная от неба и до дальнего, умел различать страсти, чужд был  демонам, чист от греха или от порока, Божиим был подобием". Таким образом, святые отцы вовсе не считали, что человек до грехопадения не знал, что такое зло. Почему же в таком случае мы говорим о том, что зло было познано человеком посредством древа познания добра и зла? В еврейском тексте Библии употреблен глагол, который означает не теоретическое познание, а опытное приобщение. Действительно, личного опыта вхождения во зло у первозданного человека до грехопадения не было. Однако способность различать то, что приближает к Богу, и то, что удаляет от Него, что угодно Богу и что нет, - эта способность у Адама до грехопадения была. Сам Бог научал первых людей различению добра и зла. В частности, перед сотворением жены Господь сказал: "Нехорошо быть человеку одному". Эти слова представляют собой глубокое определение того, что есть зло – одиночество, самоизоляция, замкнутость на самом себе, отсутствие общения.

Преподобный Макарий писал  о состоянии человека после грехопадения: "У него (человека) в смятении вся  природа, душа, помыслы его и ум, в сотрясении все телесные члены. Ни один член души и тела не свободен и не может не страдать от живущего в нас греха".

В лице первых двух людей  пало все человечество. Каждый младенец рождается "награжденным" от прародителей падшей человеческой природой.

Грех - есть нарушение объективно существующих духовных законов. Как  нарушение физических законов приводит к печальным последствиям, так  и нарушение законов духовных ведет к подобным результатам".

Интересно, что слово ''грех'', по-гречески – «амартиа» – означает промах, отклонение от цели.

Христианская антропология описывает единственный путь снятия груза первородного греха, это - крещение.

Информация о работе Христианская антропология