Хореография как средство эстетического воспитания и обучения детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 18:37, лекция

Краткое описание

Давайте рассмотрим танец поближе, точнее его составляющуюся часть, без чего танец не может называться танцем. Их всего шесть пунктов :
• гармонические движения и позы,
• пластика и мимика,
• динамика — «варьирование размаха и напряженности движений»,
• темп и ритм движения,
• пространственный рисунок, композиция.
• костюм и реквизит.

Вложенные файлы: 1 файл

курс (Автосохраненный)1.docx

— 37.29 Кб (Скачать файл)

Глава 1.

 

Добрый день, дорогие читатели. Я хочу  рассказать  вам о хореографии как одна из самых главных частей  воспитания и направления ребенка в его дальнейшую жизнь, а так же для  подготовки жизни в обществе.

Для начала я хочу остановиться на общем, что вообще под собой подразумевает понятия – танец, движение.

Я нашла этому понятию определение . Танец – это движение, а движение – это жизнь. Это уникальный невербальный способ самовыражения (к таковым можно отнести только ещё: живопись, скульптуру, фотографию). «Танцор верит, что его искусство может сказать нечто такое, что невыразимо ни словами, ни чем другим, кроме танца… Бывают моменты, когда простое достоинство движения заменяет целые тома слов. ..» – это слова Дориса Хамфри.

Танец — форма хореографического искусства, в которой средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела. Хореография - это искусство сочинения танца.

ТАНЕЦ — это ритмичное движение, совершаемое одним или более людьми в такт музыке. Виртуоз — тот, кто в совершенстве владеет техникой своего искусства, своего дела.

 Прочитав все это можно сказать что танец – это жизнь что мы все находимся в движение и в ритме  самого нашего рождения, мы это еще один ритм для танца, мы это жизнь.

Но самое интересное когда мы начинаем знакомится с танцем?

Как говорит фил. Хазрат Инайят Хан что все начинается с рождения.  Ребенок,  которому  нравится  движение погремушки и который успокаивается от раскачивания колыбельки, до  взрослых, чьи игры, спорт и развлечения  обладают, так или иначе, скрытым ритмом, будь то игра в теннис, крикет, гольф, бокс или борьба. Опять же, интеллектуальный отдых человека, такой  как поэзия и музыка, вокальная или  инструментальная, имеет ритм как самый его дух и жизнь. [1] Все это ритм-движение-танец. 

Давайте рассмотрим  танец поближе, точнее его составляющуюся часть, без чего танец не может  называться танцем.  Их всего шесть пунктов :

  • гармонические движения и позы,
  • пластика и мимика,
  • динамика — «варьирование размаха и напряженности движений»,
  • темп и ритм движения,
  • пространственный рисунок, композиция.
  • костюм и реквизит.
  • Все это необходимые условия для того чтоб танец  существовал.  Все эти условия удерживает хореограф , человек который создает новые композиции и воспитывает новое поколение.  Кто такой хореограф- это специалист в области хореографии, постановщик танца (в том числе и танцевальных композиций фигуристов и мастеров художественной гимнастики) и балетных спектаклей; балетмейстер, мастер. 
  • Занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей. Ребенок, владеющий балетной осанкой, восхищает окружающих. Но ее формирование -процесс длительный, требующий многих качеств от детей.
  • Дисциплинированность, трудолюбие и терпение - те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. Эти качества годами воспитываются педагогами-хореографами и определяют успех во многих делах.
  • Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать.
  • Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в хореографическом классе переносится и на внешний вид детей в школе. Они выделяются не только своей осанкой, чистотой и элегантностью ношения самой обыкновенной одежды.
  • Хореография для детей это правила и наставления  которые помогают им в дальнейшем. Хореограф с помощи танца может погружать  ребенка в определенные ситуации которые ему трудны в жизни для преодоления. На танцах они могут преодолевать трудность и учится этикету. Хореограф как « тьютор»  который наставляет ребенка. Тьютор – это Наставник — (англ. tutor) исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования. Хореограф это тоже тьютор «наставник» который наставляет ребенка в той или иной ситуации помогает сделать выбор.
  • Хореография как наставник очень хорошо помогает детям и даже взрослым.  Хореограф который ставит спектакль или танец с особой историей, то он сперва смотрит  на танцоров как распределить ролей, ведь они могут повлиять на ребенка. Если у ребенка проблемы с  разговором или он стесняется то ему предоставят вести команду на пять шесть восьмерок. А если ребенок самодовольный и не умеет работать в команде то он создаст для них препятствие где именно команда должна двигается так словно это один человек.  Определенные герои в спектаклях и точка где ты стоишь в танце очень сильно влияет, на ребенка он меняется. Хореограф во время работы помогает и наставляет ребенка на определенный результат. Хореограф, наставник, даже просто проводя занятие это помощь и наставление для ребенка. Большую часть от постановки зависит роль которую даешь ребенку, ответственность которую он несет , иногда ребенок один может сразу станцевать хорошо, а другой будет стремится, к этому герою и привнесет в танец душу и сам научится многому.   
  • Хореография как средство эстетического воспитания и обучения детей.(Деятельность)
  • Под эстетической воспитанностью человека понимается его способность воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, различать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».
  • Эстетическая воспитанность предполагает наличие у человека эстетических идеалов, художественного вкуса, умения глубоко переживать эстетические чувства.
  • Природа с рождения закладывает в ребенка задатки и возможность постижения красоты, эстетического отношения к действительности и искусству. Вместе с тем эти задатки и возможности в полной мере могут быть реализованы только в условиях целеустремленного организованного художественно-эстетического воспитания и обучения. Пренебрежение эстетическим развитием детей оставляет их глухими к подлинным духовным эстетическим ценностям. Поток художественно-эстетической, и вместе с ней и антихудожественной информации захлестывает необразованного, эстетически невоспитанного человека. Он оказывается неспособным разобраться в качестве этой информации, дать ей критический анализ и правильную оценку. Поэтому очень важно с раннего детства вводить детей в мир подлинного, большого искусства, развивать и образовывать их эстетическое сознание на выдающихся образцах отечественного и мирового художественного творчества.
  • Сочетание в хореографической деятельности таких свойств танца, как единство музыки, движения и игры, делает хореографию наиболее плодотворным средством эстетического воспитания и обучения детей в раннем возрасте. Однако реализация этой важнейшей функции хореографической деятельности возможна лишь при соблюдении определенных принципов организации проведения занятий по хореографии с детьми. Назовем некоторые из них.
  • Принцип комплексного подхода при организации хореографических занятий.
  • При эстетическом воспитании ребенка различные виды искусства взаимодействуют между собой, комплексно воздействуя на ребенка. Это взаимодействие при организации занятий по хореографии осуществляется в результате тесных межпредметных связей со слушанием музыки, изобразительным искусством и другими предметами.
  • Принцип единства хореографического и общего психического развития детей.
  • Этот принцип обусловлен необходимостью органической взаимосвязи эстетического и общего становления личности ребенка. Хореографическая деятельность детей обеспечивает интенсивное развитие их воображения, эмоциональной сферы, образной и логической памяти, мышления. В процессе занятий хореографией дети приводят в движение все  умственные силы и применяют образующиеся у них при этом способности в других видах деятельности.
  • Принцип художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей на занятиях по хореографии.
  • Соблюдение этого принципа на занятиях хореографией напрямую определяет действенность этих занятий в деле эстетического воспитания детей. Хореография знакомит детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, является средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей. Это достигается лишь тогда, когда хореографическая деятельность является не репродуктивной, а активной самостоятельной творческой.
  • Принцип эстетики детской жизни.
  • Этот принцип требует от педагогов-хореографов организации отношений, деятельности, общения с детьми по законам красоты, принесения им радости. Для ребенка все имеет воспитательное значение: убранство помещения, опрятность костюма, форма личных отношений и общения с ровесниками и взрослыми, условия занятий и характер развлечений. При этом важно вовлечь всех детей в активную деятельность по созданию и сохранению красоты собственной жизни. Красота, в создании которой ребенок принимает активное участие, кажется ему особенно привлекательной, становится чувственно осязаемой, делает его ревностным ее защитником и пропагандистом. Поддержание красоты во всем является необходимым условием хореографической деятельности.
  • Принцип учета возрастных особенностей детей.
  • Соблюдение всех названных принципов при организации хореографических занятий с детьми позволяет сделать эти занятия действенным средством эстетического развития детей, пробуждения в них способностей активного эстетического восприятия, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование у них высоких духовных потребностей.
  • ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИТМИКЕ И ХОРЕОГРАФИИ .
  • Деятельность – это активный процесс  овладения общественным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают особую значимость, протекают успешно. В избирательных отношениях, склонностях к определенным видам деятельности проявляются личностные качества человека.
  • Деятельность характеризует действия, операции, психофизиологические функции. В процессе деятельности дети осваивают определенные действия: практические, которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние, психические, которые составляют основное содержание психического развития (восприятие, мышление, воображение, память).
  • На занятиях  с основами хореографического искусства дети – танцуют, играют, творят и получают большую информацию об истории музыки и танца. Все это говорит о том, что мы можем выделить такие виды деятельности, как исполнительскую, творческую, игровую, слушание музыки, образовательную. Каждый вид деятельности служит средством развития танцевальных способностей. Хотелось бы остановиться на творческой и образовательной деятельности.
  • ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ХОРЕОГРАФИИ ВО ВСЕСТОРОННЕМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ.
  • Важнейшие определяющие свойства и особенности танцевального искусства:
  • - образность и элементы драматургии,
  • - игровой характер танцев,
  • - использование в качестве выразительной лексики танцевальных и пантомимических движений,
  • - сквозное музыкальное действие, органическая психофизиологическая связь между музыкой и движением,
  • - ярко выраженная национальная самобытность могут быть присущи разным жанрам и видам танца, как сложным, так и простым, в том числе и детским.
  • Сочетание в хореографической деятельности этих свойств танца (в особенности единства музыки, движения и игры) делает танец не только возможным средством эстетического воспитания детей и формирования у них творчества, но и, учитывая возрастные особенности детей, возводят его в ранг самого плодотворного.
  • Для детского воображения, как отмечал С.Л. Выготский, характерно: воссоздание образов "при посредстве собственного тела". Особенность танца воплощать в жизнь художественные образы только с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений, в полной мере отвечает этой двигательной природе детского соображения и, следовательно, позволяет развивать его в танце более эффективно, чем в других видах детской деятельности.
  • Как уже упоминалось, танцу присуще образность, сюжетность. Это придает ему черта драматургии и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая является корнем, первоосновой любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благоприятную для развития у дошкольников творческих способностей.
  • Все сказанное еще раз подтверждает, что именно танец является видом художественной деятельности наиболее оптимальным для формирования и развития детского творчества, а также важнейшим средством гармоничного сочетания умственного и физического развития детей, воспитание у них нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству.
  • Возможность наиболее раннего знакомства детей с танцем и их первого активного приобщения к этому виду художественной деятельности предоставляется в  учреждениях дополнительного образования детей. Программой  воспитания в этих учреждениях  предусмотрено достаточно широкое использование танца в эстетическом и физическом воспитании детей, в формировании у них творчества.
  • Рассмотрим некоторые аспекты возможностей использования танца в формировании целостной личности в процессе воспитания и обучения детей в учреждениях дополнительного образования.
  • Практика
  • К каждому занятию педагог-хореограф составляет план-конспект по схеме, указанной в приложении, подбирает музыкальный репертуар, готовит необходимые атрибуты, танцевальный репертуар …
  • Методы и приемы формирования знаний о танце:
  • Все педагогические методы (наглядный, словесный, практический) применимы и в хореографической образовательной деятельности.
  • Наглядно-слуховой (звучание музыкального произведения) всегда сопровождает рассказ педагога-хореографа о музыке). Это облегчает усвоение определенных знаний, заинтересовывает детей, придает обучению проблемный характер.
  • Наглядно-зрительный метод так же широко применяется: показ репродукций картин, игрушек, портретов артистов балета, всевозможных плакатов. Все это значительно облегчает усвоение знаний о хореографическом искусстве.
  • Словесный метод применяется на каждом занятии, педагог-хореограф сообщает детям различные сведения о танце, поясняет его содержание, разъясняет как применять тот или иной прием исполнения танца, как овладевать определенными навыками.
  • Практические приемы – передача характера музыки в движениях – позволяет глубже прочувствовать и осознать значение средств выразительности: динамики, темпа, регистра, пауз.
  • В хореографической образовательной деятельности ярко проявляется взаимосвязь методов обучения.
  • Давайте расмотрем как проходит заняте танц классе.
  • Для начала нам надо знать что такое занятие, я нашла ему определение:
  • Занятие – основная форма организации хореографической деятельности в учреждениях дополнительного образования. Занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам и фронтальные,  в зависимости от  числа участвующих в них детей.
  • Занятие в танц классе проходит по определенной форме:
  • Организованный вход детей под любое музыкальное произведение   в танцевальный зал и расстановка на  сценической площадке.
  • Поклон-приветствие.
  • Разминка.
  • Основная часть – повторение пройденного  материала и разучивание новых танцевальных движений. Причем сложные танцевальные движения  разучиваются  вначале занятия,  пока дети еще не  успели устать.
  • Заключительная  часть – исполняется наиболее полюбившийся танец или музыкально-хореографическая игра, фристайл(батл).
  • Анализ занятия.
  • Поклон – прощание.
  • Организованный выход из зала.
  • Структура занятия может изменяться в зависимости от поставленных дидактических задач в процессе занятия.
  • Что воспитываю я как педагог-хореограф в детях:
  • 1. Развивать   музыкальность, умение  выражать содержание музыки в движении, формирование музыкального вкуса.
  • 2. Воспитывать и развивать художественно-творческие  способности, инициативу, самостоятельность решений при составлении танцевальных композиций, вариантов музыкально-хореографических игр.
  • 3. Формировать красивые  манеры, походку, осанку, выразительность телодвижений и поз,   пластичность.
  • 4. Развивать  умение ориентироваться в пространстве.
  • 5. Воспитывать умение действовать сообща, согласовывая свои действия  с действиями других.
  • 6. Развивать координацию движений.
  • 7. Воспитывать организованность, заботливое отношение друг к другу, умение входить в контакт со взрослыми и детьми..
  • 8. Развить основы музыкальной  культуры.
  • 9. Учить изменять движения и направление движений в соответствии с формой музыкального произведения.
  • 10. Формировать умения двигаться по одному, парами, врассыпную, друг за другом…
  • 11. Воспитывать силу воли, самостоятельность,  стремление доводить начатое дело до конца, понимать значение результатов своего творчества.
  • 12. Развивать интерес к хореографическому искусству.
  • 13. Развивать исполнительское мастерство.
  • 14. Воспитывать интерес и любовь к музыке и танцам любой национальности.
  • 15. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать.
  • Все эти пункты педагог-хореограф удерживает и воспитывает все это в своих подопечных.
  • ПОНЯТИЕ О МЕТОДАХ И ПРИЕМАХ ОБУЧЕНИЯ  ОСНОВАМ ХОРЕОГРАФИИ.
  • Обучение осуществляется различными методами. В   переводе с греческого языка «метод» означает  путь  к чему-либо, способ достижения цели.
  • Метод обучения – это  система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и  обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач.
  • Каждый метод состоит из определенных приемов педагога и обучаемых. Прием обучения в отличие от  метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образуют метод обучения.  Чем разнообразнее  приемы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят.
  • В современной педагогике нет единой общепринятой классификации методов обучения. А именно принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются практические, наглядные, словесные, игровые методы. Следует отметить, что все эти методы в процессе обучения используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.
  • Наглядные методы
  • Познавательная и практическая деятельность на занятиях может быть организована на основе наглядного показа соответствующих предметов и явлений. К группе наглядных методов обучения относятся: наблюдение, демонстрация наглядных пособий.
  • Наблюдение – это умение всматриваться в  явления окружающего  мира, выделять, устанавливать их причины, делать выводы. Непосредственное наблюдение детьми изучаемых объектов имеет  важное значение для формирования полноценных представлений и развития познавательных процессов   - восприятия, мышления, воображения.
  • Демонстрация картин, репродукций, диафильмов, слайдов,   видеофильмов и других наглядных средств -  важный  метод обучения дошкольников, позволяющий решать ряд дидактических задач. Наглядные средства дают ребенку наглядный образ знакомых  и незнакомых предметов, расширяют кругозор детей, поскольку появляется возможность дать представление о тех событиях, явлениях, предметах, которых нет в опыте обучаемых, которые они не могут непосредственно воспринять.
  • В бучении дошкольников используются наглядные приемы обучения: показ способов действий, показ образца (показ  педагога каждого танцевального элемента). Эти приемы основаны в значительной   мере на подражании и его роли в   усвоении ребенком знаний  и  умений.
  • Музыкальное сопровождение считается методическим приемом. Рассчитывать на то, что дети сами  научатся чувствовать музыку нельзя. Педагог своими пояснениями должен помочь им приобрести умения, согласовывать свои движения с музыкой. Умелый подход к подбору музыкального материала для игр, этюдов, танцев, с первых занятий исключает формальный подход детей к музыке лишь только как  к оформлению занятия. Ибо правильно выбранная музыка несет в себе все те эмоции, которые затем дети проявляют в танце.
  • Показ действий, их последовательности выполнения применяется на хореографических занятиях. Эти приемы раскрывают перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляют их внимание,  память,   мышление. Показ педагога должен быть целостным, точным, эмоциональным. Необходимо, чтобы  дети увидели каждое движение, заметили особенности его   выполнения. Каждое  свое действие педагог-хореограф обозначает словами, они дополняют движения, характеризуют его направление.  Иногда к показу отдельных движений, действий педагог-хореограф привлекает кого-то из воспитанников, подготовив ребенка заранее.
  • Практические методы – это методы с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний,  умений , практический характер.
  • Ведущими практическими методами обучения являются упражнения,  экспериментирование ( сюда включаются элементы творческой работы  дошкольников)
  • Упражнение – многократное повторение детьми практических действий заданного содержания. Благодаря упражнениям у детей формируется разнообразные умения и навыки.
  • Значительная часть содержания  обучения может быть усвоена ребенком посредством упражнений. Чтобы научиться танцевать, петь, рисовать…, детям необходимо овладеть соответствующими способами действий.
  • Игровые методы и приемы. Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной  извне, а желанной, личной целью. Решение задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми  усилиями.
  • Игровые методы и приемы достаточно разнообразны. Наиболее распространенными являются дидактические   игры. Им  присущи две  функции:
  • 1. Совершенствование и закрепление знаний.
  • 2. Усвоение новых знаний и  умений разного  содержания.
  • Важное значение для повышения активизации детей на занятиях  имеют такие игровые   приемы,   как внезапное появление объектов,  игрушек, выполнение педагогом различных игровых действий. Эти приемы своей неожиданностью, необычностью вызывают острое чувство удивления, которое является прологом всякого познания.
  • К игровым приемам относятся загадывание и отгадывание загадок,  введение элементов  соревнования, создание игровой  ситуации.
  • Словесные   методы и приемы позволяют  в кротчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу,  указывать пути ее решения. Они  сочетаются с наглядными, игровыми,    практическими методами.
  • Рассказ   педагога -  важнейший словесный  метод, который позволяет в доступной форме для  детей форме излагать учебный материал. Он относится к наиболее  эмоциональным методам обучения.
  • Беседа – применяется в тех случаях, когда детей имеется некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым они посвящены. Беседа – диалогический  метод обучения,   который предполагает, что задавать  вопросы,   высказывать свою точку зрения могут все участники беседы.
  • Этическая беседа имеет целью воспитание нравственных чувств, формирование нравственных представлений,  суждений, оценок.
  • Тематика познавательных бесед определяется программой обучения.
  • По дидактическим целям выделяются беседы вводные и обобщающие (итоговые). Назначение вводной беседы – подготовить детей к предстоящей деятельности, наблюдению. Обобщающая беседа проводится с целью суммирования, уточнения,  систематизации знаний, приобретенных детьми на протяжении достаточного большого отрезка времени.
  • В процессе обучения используются словесные  приемы: вопросы к детям,  указания, объяснения, педагогическая оценка.
  •     Специфика  применения дидактических принципов в обучении  основам хореографического искусства.
  • Принцип доступности и индивидуальности – учет возрастных особенностей, подача материала от простого к сложному, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  • Принцип постепенного повышения требований – постепенная постановка и  выполнение ребенком более  трудных заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузки. Последовательность, регулярность, чередование нагрузок с отдыхом.
  • Принцип системности – один из ведущих. Системность заключается в непрерывности и регулярности занятий.
  • Принцип повторения  материала – повторение выработанных двигательных навыков. Только при многократном повторении образуется двигательный стереотип.
  • Принцип наглядности – безукоризненный практический показ движений педагогом-хореографом с лаконичными объяснениями и пояснениями.
  • Принцип связи предлагаемого материала с жизнью – ребенок должен знать, что  или кого он изображает в танце.

Информация о работе Хореография как средство эстетического воспитания и обучения детей