Характер и значение игры как явления культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 08:58, реферат

Краткое описание

Одной из самых распространенных культурологических концепций нашего времени является концепция игровой культуры. Наиболее ярким представителем этой концепции является голландский культуролог Й. Хейзинга (1872—1945). Игра в концепции Хейзинга, — это культурно-историческая универсалия. В своей работе «Homo ludens» — «Человек играющий» он поднимает самые глубокие пласты истории и развития культуры — игровые. «Культура, — пишет он, — не происходит из игры, как живой плод, который отделяется от материнского тела, — она развивается в игре и как игра. Все культурное творчество есть игра: и поэзия, и музыка, и человеческая мысль, и мораль, и все возможные формы культуры».

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
1.Характер и значение игры как явления культуры…………………6
2.Игра и состязание как культуросозидающая функция…………...11
3.Культура и эпохи с точки зрения игры……………...……………..14
Заключение…………………………………………………………....15
Список информационных источников……………………...……….16

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология, Корякина Т.А. гр. Р(и) 01-12.docx

— 42.71 Кб (Скачать файл)

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игровая концепция культуры, рассматривает  игру как первооснову культуры, культура возникает в форме игры. Культура возникает и развертывается в  игре, носит игровой характер. Это  является исходной предпосылкой названной  концепции.

Игра, это всеобъемлющий способ человеческой деятельности, универсальная  категория человеческого существования. Игра - это не манера жить, а структурная основа человеческих действий и отношений. А для того, чтобы игровое содержание культуры было культуросозидающим, оно должно оставаться чистым. Цель игры - в ней самой. Игра сама по себе, в самом начале, лежит вне сферы нравственных норм. Она не может быть не дурной не хорошей. Нравственный, так же как и безнравственный, поступок совершается по тем или иным правилам той или иной игры. В сущности, игра несовместима с насилием. Именно нравственные поступки свидетельствуют о должном соблюдении “правил игры”. Ведь нравственность есть не что иное, как укорененная в прошлом традиция. Безнравственность, с данной точки зрения, это намеренно избранное положение “вне игры”, то есть нечто абсурдное по определению. В этом случае, серьезное не является антонимом игры, ее противоположность -- бескультурье и варварство.

Таким образом, подлинная культура не может существовать без игрового содержания, так как культура предполагает определенное самоограничение, определенную способность не воспринимать свои собственные  устремления, как нечто предельное и наивысшее, но видеть себя отгороженной некоторыми добровольно приятыми границами. Тяжело смотреть на все наши деяния с точки зрения игры. В глубочайших недрах человеческого существа что-то словно бы противится этому. Но и в драматическом сгущении важнейших моментов жизни человечества всё происходящее не выходит за рамки парадигмы игры вообще.

 

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. Минск, 1998.
  2. Аникеева Н.П., "Педагогика и психология игры". М.,1986
  3. Антология исследования культуры. - СПб., Т.1, 1997.
  4. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992.
  5. Богомолова Н.Н., "Ситуационно - ролевая игра, как активный метод социально - психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии". М.,1977.
  6. Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 1966, №6.
  7. Гуревич П.С. Игра / Культурология. XX век. Словарь. - СПб., 1997.
  8. Гуревич П.С. Культурология. - М.. 1998.
  9. Сайт «Игровая концепция культуры Й. Хейзинги » [электронный ресурс] http://mgup-vm.ru. — Режим доступа: http://mgup-vm.ru/kulturology/doklad06.html
  10. . Сайт «СТАТЬИ ПО ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ» [http://lib.ru]— Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/HUIZINGA/huizinga.txt

 


Информация о работе Характер и значение игры как явления культуры