Характерные особенности разработки региональной политики в области культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 16:46, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является выявить проблемы и перспективу развития сферы культуры Республики Башкортостан.
Задачи:
1. Проанализировать общие принципы федерального законодательства в сфере культуры;
2. Изучить характерные особенности разработки региональной политики в области культуры
3. Определить проблемы м перспективы развития сферы культуры в Республике Башкортостан.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3-4
1. Культурная деятельность на уровне государства, субъекта РФ…..5-6
2. Характерные особенности разработки региональной политики в области культуры …………………………………………………….6-7
3. Проблемы м перспективы развития сферы культуры в Республике Башкортостан………………………………………………………..8-12
4. Перспективы развития культурной сферы Республики Башкортостан………………………………………………………13-17
Заключение…………………………………………………………………...18-19
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

регион и фед.docx

— 36.07 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3-4

  1. Культурная деятельность на уровне государства, субъекта РФ…..5-6
  2. Характерные особенности разработки региональной политики в области культуры …………………………………………………….6-7
  3. Проблемы м перспективы развития сферы культуры в Республике Башкортостан………………………………………………………..8-12
  4. Перспективы развития культурной сферы Республики Башкортостан………………………………………………………13-17

Заключение…………………………………………………………………...18-19

Список используемых источников………………………………………….20-21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сфера культуры и досуга - это лицо города, своеобразный индикатор уровня его развития, духовного состояния горожан.

Поэтому управление сферой культуры является важным явлением в социальной политике, во многом определяющим комфортность проживания населения на данной территории.

Эффективность социально-культурной деятельности зависит от технологий социально-культурного проектирования, оптимизирующих основные составляющие влияния на личность. Объединение общесоциальных, региональных, локальных и индивидуальных ситуаций дает возможность осуществить регулирования разрабатываемых в рамках социально-культурного проектирования воздействий на личность в масштабах региона и учреждения культуры.

Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ гарантируется Конституцией РФ (ст. 44). Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» был первым «отраслевым» законом и послужил основой для формирования регионального законодательства в сфере культуры.

В настоящее время объектом культурной деятельности являются преимущественно культуропроизводящие и культуросохраняющие учреждения и организации. Однако для поступательного прогрессивного развития необходимо чтобы объектом культурной деятельности стало всё общество в целом.

В связи с этим, формирование и осуществление осмысленной культурной деятельности является одной из важных задач государства, во многом определяющих его жизнеспособность и место в цивилизованном мире. Государство должно, с одной стороны, формировать культурную жизнь общества в целом, с другой стороны - согласовывать культурные потребности и интересы различных слоев общества, территориальных, национальных и других общностей.

Целью контрольной работы является выявить проблемы и перспективу развития сферы культуры Республики Башкортостан.

Задачи:

  1. Проанализировать общие принципы федерального законодательства в сфере культуры;
  2. Изучить характерные особенности разработки региональной политики в области культуры
  3. Определить проблемы м перспективы развития сферы культуры в Республике Башкортостан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Культурная деятельность на уровне государства, субъекта РФ

В настоящее время объектом культурной деятельности являются преимущественно культуропроизводящие и культуросохраняющие учреждения и организации. Однако для поступательного прогрессивного развития необходимо чтобы объектом культурной деятельности стало всё общество в целом.

В связи с этим, формирование и осуществление осмысленной культурной деятельности является одной из важных задач государства, во многом определяющих его жизнеспособность и место в цивилизованном мире. Государство должно, с одной стороны, формировать культурную жизнь общества в целом, с другой стороны - согласовывать культурные потребности и интересы различных слоев общества, территориальных, национальных и других общностей.

К полномочиям федерального уровня власти относится определение политики в области культуры и искусства, приоритетов реформирования отрасли, определение в федеральном бюджете необходимых финансовых средств для решения этих задач, контроль и финансирование деятельности федеральных учреждений культуры.

На уровне субъектов РФ реализуются федеральные программы в области культуры и искусства, разрабатываются региональные целевые программы, а также необходимые для осуществления региональной политики нормативно-правовые и организационно-методические документы, предоставляется материально-финансовая, методическая и иная помощь учреждениям культуры и искусства.

Политика в сфере культуры строится на основе общих принципов государственной политики. Федеральный закон 2003 г. относит к вопросам местного значения поселений и городских округов создание условий для обеспечения жителей услугами организаций культуры, организацию библиотечного обслуживания, охрану и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения.  Таким образом, культурное развитие города есть динамическая поступательная трансформация системы общественных и культурных отношений в рамках определенной геополитической структуры. Культурное развитие города определяется социальной и культурной политикой государства и субъекта федерации. [3]

  1. Характерные особенности разработки региональной политики в области культуры

Для настоящего времени характерен процесс самоорганизации регионов, сущность которого заключается в фактическом самоопределении регионов, в самостоятельном выборе ими своих моделей развития.

Региональная политика понимается как деятельность государства по регулированию экономического, социального, этнополитического развития страны в пространственном (региональном) аспекте. Из этого следует, что такая политика должна строиться дифференцированно.

Под «регионом» понимается географическое пространство(территория), отличающаяся совершенно определенным характером направления развития всех его структур - экономических, этнических, демографических, социокультурных и других.

Основной смысл государственной региональной политики заключается в переломе идеологии иждивенчества и зависимости от Центра (федеральных органов власти), формирование опережающих технологий социально-культурного и научно-технического развития в регионах России.

Сразу следует отметить, что будущее социальных систем, в том числе культурных, отличается высокой степенью неопределенности, и прогнозирование его крайне затруднительно, но и крайне необходимо. Необходимость формирования региональной системы культуры и новой системы управления ею вытекает из ситуации, сложившейся в экономической, кадровой и социальной политике и характеризующейся следующим:

1. Возрастают финансовые  потребности культуры, а государственное  финансирование данной сферы  все еще происходит по остаточному  принципу. Решение рассматриваемой проблемы в рамках региональной системы позволит распределять интегрированные средства, поступающие из бюджета и прочих источников в состав единого регионального фонда финансирования, наиболее рационально и эффективно.

2. Жестко регламентированный  жизненный путь человека в  условиях унитарного государства  сегодня постепенно начинает  сменяться собственной стратегией  личности, принимаемой в условиях  выбора. Образуется все больший  разрыв между государственными  и личными планами человека.

3. Происходящие структурные  и содержательные изменения в  сфере культуры приводят к  изменению всей модели управления  и стиля управления. Отношения  между органами управления федерального, регионального и местного уровней  строятся на основе новых моделей  управления, одним из механизмов  реализации которых являются соглашения, заключенные между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Минкультуры России. Стиль управления культурным процессом приобретает системный уровень.

Министерство культуры России начало активно развивать вертикальные связи, определяется характер взаимодействия между федеральными и региональными органами власти. Они строятся на партнерской основе и, как правило, достаточно конструктивными. Стали заключаться соглашения о культурном сотрудничестве между Министерством культуры РФ, ее субъектами и их межрегиональными формированиями. [5]

  1. Проблемы м перспективы развития сферы культуры в Республике Башкортостан

Нет такой сферы жизнедеятельности человека, на которую не повлияла бы культура. Наибольшее же влияние она оказывает на образ жизни каждого члена общества, любой личности. Люди стремятся к образу жизни, предполагающему высокий уровень сознания и культуры.

Так как центром культуры является человек со всеми его потребностями и заботами, то особое место в социальной жизни занимают и вопросы освоения им культурной среды, и проблемы, связанные с достижением им высокого качества в процессе создания и восприятия культурных ценностей.

В связи с этим определены наиболее важные направления работы в сфере культуры на 2013 и последующие годы.

По итогам заседания Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации от 11.09.2012 года [8] были даны следующие поручения:

-поэтапное повышение  заработной платы работников  культуры;

-государственная поддержка  организации в регионах России  гастролей, ведущих отечественных творческих коллективов;

- популяризация культурного  наследия народов РФ среди молодёжи;

-комплекс мер по развитию  рынка артистических кадров в  области академической музыки;

-создание многофункциональных  культурно-досуговых комплексов  клубного типа в малых городах  и сельских поселениях).

В перечне поручений по итогам Послания Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию – Курултаю РБ от 29.11.2012 года [4] обозначены основные задачи:

- укрепление материально-технической  базы учреждений культуры и  искусства;

- приобретение квартир  для работников культуры;

-обеспечение детских  музыкальных школ и школ искусства  музыкальными инструментами;

-разработка современных  форм концертной и театральной  деятельности;

-создание электронной  библиотеки башкирской литературы, музыки и изобразительного искусства;

-создание виртуальных  экскурсионных туров по уникальным  природным и историческим памятникам  Башкортостана на русском, башкирском  и английском языках.

Задачи, поставленные руководством России и республики, очень масштабны и требуют, прежде всего, достаточного финансирования.

По итогам 2012 года расходы местных бюджетов по сравнению с 2011 годом увеличились на 10,1%  и составили 72,1 млрд. рублей, примерно на аналогичный процент (10,2) увеличились и расходы на культуру в муниципалитетах.

Доля расходов на культуру в консолидированном бюджете муниципальных образований составила 4,2%.

Среднедушевой расход на культуру в расчете на 1 жителя Республики Башкортостан за 2012 год увеличился по сравнению с 2011 годом на 14,9% и составил 744 рубля (в 2011 году – 647,5 рублей). При этом в муниципальных районах среднедушевой расход на культуру в расчете на 1 жителя Республики Башкортостан составил 1 125,6 рублей. [2] 

Степень заинтересованности, востребованности  и доступности для населения услуг, оказываемых учреждениями культуры, характеризует показатель доходов от платных услуг. Эти доходы в настоящий момент позволяют решить проблемы повышения заработной платы работников культуры и искусства. 

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации к 2018 году заработная плата работников культуры и искусства должна выйти на уровень средней по региону  -  38 774 руб.  [10]

Что имеем сегодня: по итогам 2012 года заработная плата работников учреждений культуры и искусства составила 10 575 рублей (в том числе в государственных учреждениях – 14 685 рублей, в муниципальных - 9 311 рублей) что составляет 51,6 % от средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики региона (20 495 рублей). Рост заработной платы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 15,7%. [1]

В муниципалитетах по сравнению с 2011 годом среднемесячная заработная плата работников учреждений культуры увеличилась на 15,3%.

По плану Министерства культуры Российской Федерации к концу 2013 года все регионы должны выйти на среднюю зарплату по культуре по отношению к средней по экономике не менее чем 56%. [3]

Повышение заработной платы, конечно же, невозможно без разумной оптимизации. Поэтому еще одной из приоритетных задач сегодня является перевод отрасли на эффективное управление.

Сегодня в республике начали проводиться мероприятия по оптимизации расходов и постепенному переводу работников на систему эффективного контракта. С 2013 года 3 филармонии в городах республики – Стерлитамаке, Нефтекамске, Сибае стали филиалами Башкирской государственной филармонии им.Х.Ахметова, Республиканский культурно-методический центр «Дуслык» – филиалом Республиканского центра народного творчества.

Информация о работе Характерные особенности разработки региональной политики в области культуры