Фёдор Осипович Шехтель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 19:09, реферат

Краткое описание

Сознательная жизнь и творчество этого замечательного мастера связаны по преимуществу с Москвой. И хотя он, подобно своим современникам, много проектировал для провинции, его творчество ассоциируется прежде всего, с древней столицей; здесь находится постройки, принесшие Шехтелю известность и определившее его вклад в историю не только русской, но и мировой архитектуры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………
Основная часть………………………………………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………………………………………………..
Приложение……………………………………………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по культорологии.docx

— 720.18 Кб (Скачать файл)

После постройки  особняка Морозовой Шехтель становится популярным и востребованным архитектором и много строит. Ряд других зданий — таких, как павильоны русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901 г.) и композиционно-стилистически варьирующий их московский Ярославский вокзал (1902 г.), — решены в «неорусском» духе. В любом случае Шехтель весьма свободно трактует старинные прототипы, стилизуя их с учётом современных функций. Зачастую облик здания строится — как в известнейшей его постройке — особняке С. П. Рябушинского на Малой Никитской (1900 г.) — на причудливом контрасте геометричной тектоники и беспокойного декора, как бы живущего собственной ирреальной жизнью.

В 1901 году Фёдор Осипович удостоен звания академика Императорской Академия художеств. Служил преподавателем в Училище изящных искусств А. О. Гунста.

Он участник выставки «Архитектуры и художественной промышленности Нового стиля» в Москве (1902—1903 гг.).

Среди других его  значительных работ — особняк А. И. Дерожинской в Кропоткинском переулке, 13 (1901), дом «Московского общества страхования от огня» и гостиница «Боярский двор» на Старой площади (1901), перестройка Художественного театра (1902 г.) (собственно, именно благодаря Шехтелю он обрёл свой «фирменный» дизайн), банк «Товарищества мануфактур» П. М. Рябушинского на Биржевой площади (1903—1904), Доходный дом Строгановского художественно-промышленного училища (1904—1906 гг.), типография П. П. Рябушинского «Утро России» в Большом Путинковском переулке (1907—1909 гг.), торговый дом Купеческого общества в М. Черкасском переулке (1909 г.), кинотеатр «Художественный» на Арбатской площади (1912 г.). В последних трёх случаях артистический изыск уступил место так называемому «рациональному модерну» — с более скупым декором и строгой пластикой стен. Данью памяти А. П. Чехова стали выстроенные по проекту Шехтеля библиотека и музей писателя в городе Таганроге (1914 г.).

Среди нестоличных  проектов архитектора можно отметить старообрядческую Белокриницкую церковь  Троицы со сторожкой в Балаково Самарской губернии, построенную по заказу купцов братьев Мальцевых. Эта церковь — прекрасный образец национально-романтического варианта модерна — неорусского стиля. Шехтель получил право постройки этой церкви, победив в 1909 году в конкурсе Московского архитектурного общества, в котором, кстати, участвовали и будущие лидеры советской архитектуры, студенты Института гражданских инженеров Виктор и Александр Веснины (они получили за свой проект третью премию). Зодчий предложил Анисиму Мальцеву проект храма на 1200 молящихся с просвирней и оградой. Идея была одобрена, и всего через два года на высоком берегу реки Балаковки в завершении Амбарной площади поднялось фантастическое сооружение из бетона и камня. Журнал «Зодчий» за 1911 год поместил заметку о строительстве церкви Шехтеля в селе Балаково.

Возведённая в Иваново-Вознесенске великолепная Спасская церковь в византийском стиле была выстроена на средства фабриканта А. И. Гарелина, наблюдение за строительством проводил архитектор П. Г. Беген. В 1900 году храм заложили, а освятили постройку 30 октября 1903 года. В оформлении фасадов церкви Ф. О. Шехтель использовал византийские тройные арочные окна, разделённые полуколоннами. Храм завершался пятью шлемовидными куполами на гранёных барабанах. Стены украшали мозаичные орнаменты.

В конце 1900-х — начале 1910-х годов в творчестве архитектора появляются рационалистические черты и ретроспективистские тенденции, большая однотипность и простота используемых образов. В качестве примеров переосмысления классического наследия в творчестве Шехтеля в этот период можно назвать собственный дом архитектора на Большой Садовой улице (1909), выставочное здание в Камергерском переулке (1914—1915) и библиотеку-музей А. П. Чехова в Таганроге (1910).

Шехтель являлся  одним из основателей Московского  литературно-художественного кружка (1899 г.); с 1901 года член, а с 1906 по 1922 гг. был бессменным председателем Московского архитектурного общества (МАО), участник всех состоявшихся в России с 1892 по 1912 гг. архитектурных съездов. С 1908 г. состоял членом комитета по устройству международных конгрессов архитекторов. Почётный член Общества британских архитекторов, архитектурных обществ Рима, Вены, Глазго, Мюнхена, Берлина, Парижа.

В 1914 году, после начала Первой мировой войны, перешёл в православие и принял имя Фёдора. 

Советский период

После октябрьской революции 1917 года зодчий служил председателем Архитектурно-технического совета Главного комитета государственных сооружений при ВСНХ, членом и председателем жюри целого ряда конкурсов, которые объявлялись Московским архитектурным обществом, ВСНХ, Наркомпросом. Продолжал работать и как педагог (с 1896 года преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище композицию).

С 1921 по 1923 годы возглавлял архитектурно технический совет Комитета по строительству государственных сооружений, был председателем художественно-технической комиссии при НТО ВСНХ, преподавал во ВХУТЕМАСе.

 В 1923 году принял участие в первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве, спроектировав павильон Туркестана.

Среди неосуществлённых проектов советского периода — архитектурная часть обводнения 50 тысяч десятин Голодной степи (1923), проект Мавзолея В. И. Ленина (1924), памятника 26 бакинским комиссарам, Днепрогэса (1925), крематория, Болшевского оптического завода и рабочего посёлка при нём. Проекты этих лет по преимуществу носят архаичный, ретроспективный характер.

В 1918 году особняк  на Большой Садовой, д.4, построенный Шехтелем для себя, был национализирован, а зодчий с семьёй выселен. Скитался по разным квартирам, пока не нашёл пристанище на Малой Дмитровке, 25, у своей дочери, Веры Фёдоровны Шехтель (Тонковой).

Умер Ф. О. Шехтель в Москве 7 июля 1926 года от рака желудка. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Семья

Ф. О. Шехтель был женат на своей кузине, Наталье Тимофеевне Жегиной, отец которой Т. Е. Жегин был известной личностью и дружил с П. М. Третьяковым. Его тёща — Екатерина Францевна Жегина, в девичестве Шехтель, дружила с актрисой А. И. Шуберт.

Сын Ф. О. Шехтеля, Лев Фёдорович Жегин (18921969), носивший фамилию матери, стал живописцем и теоретиком искусств. Занимался также исследованием формально-композиционных основ древнерусского искусства (книга «Язык живописного произведения», 1970)

Дочь, Екатерина (Китти) Фёдоровна Шехтель, посвятила себя воспитанию племянников и внучатых племянниц.

Другая дочь, Вера Фёдоровна Шехтель (Тонкова) — художник-оформитель, в ранней юности участница движения футуристов, возлюбленная В. Маяковского. Вышла замуж за сотрудника мастерской отца, архитектора, поляка по происхождению, Генриха Гиршенберга. В 1919 году у них родилась дочь Марина (впоследствии театральный художник Лазарева-Станищева Марина Сергеевна). От второго брака с Сергеем Васильевичем Тонковым в 1932 году родился сын Вадим, впоследствии заслуженный артист России известный в образе экстравагантной старушки Вероники Маврикиевны Мезозойской. 

Заключение

Оценка творческого наследия архитектора

Искусствовед Е. И. Кириченко отметила: «Шехтель был в числе непосредственных создателей нового языка архитектуры, новой системы. Его творчество — одна из вершин первого этапа современной архитектуры, известного в России под названием „модерн“».

Роль Федора Осиповича Шехтеля как в архитектуре Москвы, так и в истории архитектуры в целом несомненно велика. Особый стиль, воплотившийся во всех творениях зодчего, стал одним из самых лучших в архитектуре модерна.

Можно сделать вывод, что Шехтель был не только талантливым  архитектором и художником, но и  очень значимым общественным деятелем, а также создателем нового языка архитектуры, новой системы.

Плоды его творчества поистине великолепны и заставляют восхищаться любого человека и по сей день.

Федор Осипович Шехтель  жил и творил в очень напряженное  историческое время. В 1905 году произошла  первая русская революция, 1914 – первая мировая война, 1917 – октябрьская  революция. Однако Шехтель как настоящий  архитектор не переставал совершенствоваться, его стиль с каждым новым сооружением  становился всё более уникальным.

Шехтель вошел в  историю отечественного искусства  как крупнейший мастер рубежа XIX – XX веков, один из создателей национального  варианта модерна, характерный и  яркий председатель русской архитектуры  школы конца прошлого – начала текущего столетия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 
 

     

        Особняк Морозова на Спиридоновке                                 Особняк Морозова на Воздвиженке 

  

                         Особняк Рябушинского                                                     Особняк Дерожинской 
 
 
 

   

                Гостиница «Боярский двор»                                                   Церковь троицы в Балково 

 

                           Ярославский вокзал                                                         Художественный театр 
 
 
 
 
 
 

Список литературы

  • Башенко Р. Д., Богаевский К. Ф. — М.: Изобразительное искусство, 1984. — С. 15-25.
  • Записки Московского архитектурного общества / Ред. Курдюков Н. С. — М.: 1905—1909. Т. 2. Вып. 2. 1908: Шехтель Ф. О. О поездке на XVIII международный конгресс архитекторов в Вене.
  • Кириченко Е. И. Большая садовая, д.4. — М.: Издательство «Правда», 1984.
  • Кириченко Е. И. Фёдор Шехтель. — М.: Стройиздат, 1973. — 141 с.
  • Кириченко Е. И., Сайгина Л. В. Романтический зодчий модерна Фёдор Шехтель. — М., 2002.
  • Кириченко Е. И. Ф. Шехтель // Зодчие Москвы. — М.: Московский рабочий, 1981. — С. 276—287. — 302 с.
  • Логинова А. С. Искусство русского модерна. —М.: Советский Художник, 1989.
  • Мушта А. Отрочество Шехтеля. — Памятники Отечества: Сердце Поволжья. — М.: Памятники Отечества, 1998.
  • Мушта А. Родная земля зодчего. — Годы и люди. Вып.3. — Саратов: Приволжское книжное издательство, 1988.
  • Нащокина, М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — М.: Жираф, 1998. — С. 265. — 500 экз. — ISBN 5-89832-006-7
  • Сафонцева Н. И. По проекту архитектора Ф. О. Шехтеля. В сб. «Архитектурное наследие и реставрация». — М.: Росреставрация, 1990. — С. 186—202.
  • Шикман А. П. Деятели отечественной истории. Лит.: Биографический справочник. — М.: 1997.
  • Коронационный сборник 14 мая 1896 года: С соизволения Его Императорского Величества Государя Императора: в 2 т.: в 4 кн. / Под ред. В. С. Кривенко

Информация о работе Фёдор Осипович Шехтель