Формы либерализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:04, доклад

Краткое описание

Исходно либерализм исходил из того, что все права должны быть в руках у физических и юридических лиц, а страна обязано существовать только для покровительства данных прав (классический либерализм). Современный либерализм намного расширил рамки классической трактовки и включает в себя немало течений, между которыми имеются глубокие противоречия и порой появляются конфликты. Эти течения отражены, в частности, в таком основном документе, как «Всеобщая декларация прав человека».

Вложенные файлы: 1 файл

Формы либерализма.docx

— 16.32 Кб (Скачать файл)

Исходно либерализм исходил  из того, что все права должны быть в руках у физических и  юридических лиц, а страна обязано  существовать только для покровительства  данных прав (классический либерализм). Современный либерализм намного  расширил рамки классической трактовки  и включает в себя немало течений, между которыми имеются глубокие противоречия и порой появляются конфликты. Эти течения отражены, в частности, в таком основном документе, как «Всеобщая декларация прав человека». Для определённости с терминологией, в этой рубрике  «политический либерализм» означает движение за либеральную демократию и против абсолютизма либо авторитаризма; «экономический либерализм» — за частную собственность и против государственного регулирования; «культурный  либерализм» — за личную свободу  и против ограничений на неё из соображений патриотизма либо религии; «социальный либерализм» — за равенство шансов и против экономической  эксплуатации. Современный либерализм в большей части развитых государств представляет собой смесь всех данных форм. В государствах третьего мира на первый задумка многократно начинается «либерализм третьего поколения» —  движение за здоровую среду обитания и против колониализма.

 

Политический либерализм

 

Политический либерализм — убеждение, что отдельные личности являются основой закона и общества и что общественные институты  существуют для того, с тем чтобы  способствовать наделению индивидуумов реальной властью, без заискивания  перед элитами. Это убеждение  в политической философии и политологии  называется «методологический индивидуализм». В основе лежит представление, что  любой человек лучше в целом  знает, что для него лучше. Английская Великая хартия вольностей (1215 г.) представляет пример политического документа, в  котором определенные индивидуальные права распространяются затем, чем  прерогатива монарха. Главным моментом является общественный договор, в соответствии которому законы издаются с согласия общества для его блага и охраны общественных норм, и всякий гражданин  подчиняется данным законам. Особый акцент делается на верховенстве закона, в частности, либерализм исходит  из того, что страна обладает достаточной  силой для его залога. Современный  политический либерализм к тому же включает в себя условие всеобщего  избирательного права, независимо от пола, расы либо имущественного положения; самый  предпочтительной системой считается  либеральная демократия.

 

Экономический либерализм

 

Экономический либо классический либерализм выступает за индивидуальные права на собственность и свободу  контракта. Девизом данной формы  либерализма является «свободное частное  предприятие». Предпочтение отдаётся капитализму на основе принципа невмешательства  страны в экономику (laissez-faire), означающего  отмену государственных субсидий и  юридических барьеров для торговли. Экономические либералы полагают, что  рынок не нуждается в государственном  регулировании. Определенные из них  готовы допустить правительственный  надзор над монополиями и картелями, свежие утверждают, что монополизация  рынка появляется лишь как последствие  действий страны. Экономический либерализм утверждает, что цена товаров и услуг должны определяться свободным подбором индивидуумов, т. е., рыночными силами. Кое-кто допускают присутствие рыночных сил даже в местах, где страна традиционно сохраняет монополию, так например, залоге безопасности либо судопроизводстве. Экономический либерализм рассматривает экономическое неравенство, которое появляется из-за неравных позиций при заключении контрактов, как естественный итог конкуренции, при условии отсутствия принуждения. В настоящее время эта форма самый выражена в либертарианстве, новыми разновидностями являются минархизм и анархо-капитализм.

 

Культурный либерализм

 

Культурный либерализм фокусирует внимание на правах личности, относящихся  к сознанию и образу жизни, в том  числе такие вопросы, как сексуальная, религиозная, академическая свобода, охрана от вмешательства страны в  личную жизнь. Как сказал Джон Стюарт Милль в эссе «О свободе»: «Единственная  назначение, которая служит оправданием  для вмешательства одних людей, индивидуально либо коллективно, в  деятельность свежих людей, — это  самозащита. Проявлять власть над  членом цивилизованного общества против его воли допустимо лишь только с  задачей предотвращения вреда другим». Культурный либерализм в той либо другой уровня возражает против государственного регулирования таких территорий как литература и искусство, а  вдобавок таких вопросов как деятельность научных кругов, азартные игры, проституция, возраст добровольного согласия для вступления в половые отношения, аборты, употребление противозачаточных  способов, эвтаназия, использование  алкоголя и новых наркотиков. Нидерланды, наверно, ныне являются государством с  наивысшим степенью культурного  либерализма, что, однако, не мешает провозглашать  в государстве и политику мультикультурализма.

 

Социальный либерализм

 

Социальный либерализм вышел  в конце XIX века во большинства развитых государствах под воздействием утилитаризма. Кое-кто либералы восприняли, частично либо целиком, марксизм и социалистическую концепцию эксплуатации и пришли к заключению, что страна обязано  использовать собственную власть для  восстановления социальной справедливости. Такие мыслители, как Джон Дьюи либо Мортимер Адлер объясняли, что все  индивидуумы, будучи основой общества, для реализации собственных способностей должны заключать доступ к базовым  нуждам, таким как образование, экономические  шанса, покровительство от пагубных масштабных событий вне пределов их контроля. Такие позитивные права, которые предоставляются обществом, качественно отличаются от классических негативных прав, гарантия которых  требует от новых невмешательства. Сторонники социального либерализма  утверждают, что без обеспечения  позитивных прав невозможна справедливая реализация негативных прав, так как  на практике малообеспеченное население  жертвует собственными правами ради выживания, а суды чаще склоняются в  пользу богатых. Социальный либерализм поддерживает введение определенных ограничений  на экономическую конкуренцию. Он в  свою очередь ожидает от правительства предоставления социальной покровительства населению (за счёт налогов), с тем чтобы создать условия для продвижения всем талантливым людям, для предотвращения социальных бунтов и просто «для общего блага».

 

Между экономическим и  социальным либерализмом существует фундаментальное  противоречие. Экономические либералы считают, что позитивные права неизбежно  нарушают негативные и потому недопустимы. Они видят функцию страны ограниченной, основным образом, вопросами гарантии законности, безопасности и обороны. С их точки зрения, эти функции  и к примеру требуют наличие  мощной централизованной государственной  власти. Напротив, социальные либералы считают, что основная назначение страны состоит в социальной покровительстве  и гарантии социальной стабильности: предоставлении питания и жилища нуждающимся, здравоохранении, школьном образовании, пенсионном залоге, уходе  за детьми, инвалидами и престарелыми, помощи жертвам стихийных бедствий, покровительстве меньшинств, предотвращении преступности, поддержки науки и  искусства. Такой подход делает невозможным  введение масштабных ограничений на правительство. Несмотря на единство окончательной  цели — личной свободы — экономический  и социальный либерализм кардинально  расходятся в путях для её достижения. Правые и консервативные движения нередко  склоняются в пользу экономического либерализма, выступая против культурного  либерализма. Левые движения, как  правило, делают акцент на культурном и социальном либерализме.

 

Определенные исследователи  указывают, что противопоставление «позитивных» и «негативных» прав на занятии является мнимым, например как для гарантии «негативных» прав на работе в свою очередь требуются  общественные траты (а именно, содержание судов для покровительства собственности).

 

Либерализм третьего поколения

 

Либерализм третьего поколения  стал результатом послевоенной борьбы государств третьего мира с колониализмом. На сегодняшний день он больше связан с определёнными устремлениями, нежели с правовыми нормами. Его  назначением является борьба против сосредоточения власти, материальных ресурсов и технологий в группе развитых государств. Активисты данного течения  делают упор на коллективном праве  общества на мир, на самоопределение, на экономическое продвижение и  на доступ к общечеловеческому достоянию (природные ресурсы, научные познания, культурные памятники). Эти права  относятся к «третьему поколению»[4] и нашли отражение в рубрике 28 Всеобщей декларации прав человека. Защитники коллективных международных  прав человека вдобавок уделяют пристальное  внимание вопросам международной экологии и гуманитарной помощи.

 

Во всех вышеперечисленных  формах либерализма предполагается, что между ответственностью правительства  и индивидов обязан быть баланс и  что цель страны обязана быть ограничена теми задачами, которые не могут быть выполнены должным образом частным сектором. Все формы либерализма нацелены на законодательную охрану человеческого преимущества и личной автономии, и все утверждают, что отмена ограничений на индивидуальную деятельность способствует улучшению общества.


Информация о работе Формы либерализма