Формирование этнической карты Красноярского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 13:34, доклад

Краткое описание

Национальный состав Красноярского края отличается чрезвычайной пестротой и большим разнообразием, ставшими результатом сложных этнокультурных, демографических и политических процессов. До прихода русских в Приенисейской Сибири проживали преимущественно тюрко-язычные и в меньшей степени самодийско- и кетоязычные племена. В конце XVI—начале XVII вв. в составе первых казачьих отрядов енисейские земли осваивали выходцы из Украины, Польши, Литвы, Поволжья. К началу XVIII в. местные коренные народы по численности уже уступали пришлому русскому населению, также в первой четверти этого столетия в Приенисейский край попало немало шведских военнопленных.

Вложенные файлы: 1 файл

Мой реферат.docx

— 48.86 Кб (Скачать файл)

Сейчас  Тун-Пайрам широко отмечается по всей Хакасии (как правило, он «совмещается»  с Днем Конституции 25 мая), проводятся фестивали народного искусства, соревнования по традиционным национальным видам спорта. Кроме того «праздники первого молока» проходят в отдельных  районах. Так, 3 июля 2003 г. Тун-Пайрам праздновали  жители Аскизского р-на, в празднике  принял участие А.Лебедь.

Уртун-Той  (праздник урожая). Устраивается осенью после жатвы. По традиции из молодого зерна готовят хмельной напиток «поза» и перегоняют его на водку (тун арага). Застолье часто устраивается прямо на току. Раньше под руководством почетного старца совершалось крапление водкой в сторону окружающих гор и читалось благословение земле. Во время уборки урожая на краю пашни оставляли пучок несрезанных колосьев под названием «хыра ÿлÿзi». На празднике их торжественно завязывали цветными ленточками. Обряд посвящали духу хозяину-пашни за полученный урожай.

Среди традиционных календарных праздников у хакасов отмечаются также таан-той (праздник прилета первых весенних птиц – галок), ÿÿче талачан улукунн (праздник прихода весеннего тепла  и размораживания заготовленного мяса), айран солындызы (праздник последнего айрана, 1 октября).С начала 1990-х гг. у населения Хакасии значительно  повысился интерес к традиционным семейным, бытовым и религиозным  праздникам, некоторые из которых  до сих пор сохранились в сельской местности. Особое внимание стало уделяться обрядовой стороне проведения праздников.У хакасов сохранился целый ряд праздников, посвященных рождению и первым этапам жизни ребенка (праздник захоронения последа – кин той, праздник колыбели – пизик-той, именины – пала-той, праздник по поводу появления первых зубов – тмис-той, праздник срезания первых волос – киспик-той, праздник «разрезания пут» или первого шага и т.д.). Богаты красочными ритуалами свадебные праздники хакасов.Ежегодно хакасы совершали жертвоприношение домашнему очагу – от-тайыг, которое обычно проводили весной на 9-й день новолуния, когда распустятся листья, закукует кукушка и «проснутся горы и реки». Считалось, что жертвоприношение (барашек) Хозяйке огня поможет сохранить достаток и благополучие в доме.Среди промысловых праздников хакасского народа выделялись: медвежий праздник (аба- той), соболиный праздник (албагы-той), праздник по поводу добычи ста белок (тунджух- той), праздник заготовки богородской травы (ирбен чулчан улукун), праздник по поводу добычи осенней рыбы (палых-той).Наиболее крупными общественно религиозными праздниками у хакасов были: тигир-тайыг (жертвоприношение небу; на новолуние в июне, ежегодный), таг-тайыг (горное жертвоприношение; когда поспевала черемуха, раз в 3 года), суг-тайыг (жертвоприношение водной стихии, после таяния льдов, после прошедшего половодья, ежегодный).

В последние годы все большее  значение приобретают родовые праздники. Движение родовых праздников в Хакасии  началось в конце 1980-х – начале 1990-х гг. По сути, это было даже не родовое движение, а фамильное. Первыми  в этом движении были Абдины и Абумовы, затем их примеру последовали  Угдыжековы, Котожековы, Майнагашевы, Чаптыковы, Челтыгмашевы, Боргояковы, Канзычаковы и др. Примерно за полгода  до проведения праздника собирается оргкомитет. Обсуждаются вопросы  о месте проведения праздника  и дате. Для проведения родового праздника используется культовое  традиционное место. Назначается праздник обычно в летнее время на полнолуние. Место праздника приводится в  порядок, приобретаются необходимые  атрибуты для родового жертвоприношения (тайыг). Оргкомитет назначает ответственных  за составление генеалогического древа, информацию об исторических родовых  связях с другими родами, исторических предках, личностях, прославивших род  и т.д. Дата, время и место проведения родового праздника сообщается через  родственников и прессу.

3.6.8. Известные люди

Аршанов Михаил Александрович (1914–1942) – поэт.

Асочакова Аграфена 3ахаровна (1939) – художник; член СХ России.

Баинов  Моисей Романович (1937) – поэт; за годы творчества им издано более 10 книг на русском и хакасском языках.

Балтыжаков  Тимофей Николаевич (1901–1992) – писатель, фронтовик; автор многочисленных рассказов для детей; принимал активное участие в создании хакасской письменности и литературы.

Батц  Генрих Генрихович (1928) – писатель и художник; в 1941 г. был выслан с родителями из Поволжья в Туруханский край, с 1967 г. – в Хакасии; член СП России. Основные произведения: «Торг Сивиллы: Сполохи» (роман-хроника, 1996), «Большой Аргиш» (повесть и рассказы, 1997), «Где Макар телят не пас» (новелла-памфлет, 1997). Его рассказы и повести печатались в журналах и альманахах: «Енисей», «Феникс», «Стрежень».

Борисов Владимир Николаевич (1951) – создатель клубов любителей фантастики на территории РХ. В 1990 г. совместно с единомышленниками организовал группу, занимающуюся исследованием творчества братьев Стругацких. Автор сайта Стругацких в Интернете. Автор и составитель 2-томной энциклопедии, посвященной творчеству Аркадия и Бориса Стругацких. Основатель газеты и рекламной группы «Шанс». Лауреат премии И.Ефремова (2001).

Капелько  Владимир Феофанович (1937–2000) – заслуженный художник РФ; поэт, ученый, исследователь наскальной живописи, путешественник, собиратель; 28 сентября 2001 г. в Абакане открылся «Музей Капели».

Капчигашев  Иван Васильевич (1918–1989) – хакасский поэт; первым из хакасских авторов начал работать в жанре басни; переводил на хакасский язык произведения С.Михалкова, М.Исаковского, Д.Бедного.

Карачаков Сергей Егорович (1955) – хакасский писатель для детей, автор книг «Кедровая шишка», «Старый орел», детских пьес по мотивам хакасского фольклора: «Кто сильнее всех?», «Легенда о мече и хомысе»; член СП РХ.

Кобельков Василий Гаврилович (1937) – писатель, журналист; член Союза писателей России. Кобыльцов Александр Григорьевич (1960) – художник; с 1992 г. – директор Абаканской детской художественной школы им.Д.И. Каратанова; член СХ России.

Кобыльцова  Надежда Яковлевна (1958) – художник; преподаватель Абаканской детской художественной школы им.Д.И.Каратанова; член СХ РХ.

Костяков  Иван Мартынович (1916–1983) – писатель; автор хакасского романа «Шелковый пояс» (1966), в котором показана жизнь довоенной и послевоенной деревни, любовь и дружба людей разных национальностей. Один из первых членов СП СССР.

Котожеков (Чапрай) Александр Иванович (1948) – известный хакасский драматург и художник; работает в театре «Читиген». Спектакль по его пьесе «Абахай пахта» был удостоен высоких театральных наград. Член СП России; член СТД.

Ултургашев  Алексей Леонтьевич (1955) – один из наиболее известных современных художников РХ. Лучшими работами считаются картины «Саяны. Каньон духов», «Начало реки Абакан», «Утро», «На перевале», «Духи» и ряд других. Несколько картин А. Л. Ултургашева проданы в частные коллекции ФРГ, Швеции. Член СХ России.

Шулбаева  Валентина Гавриловна (1939) – хакасский драматург; член Союза писателей России, заслуженный работник культуры РСФСР, заслуженный деятель при ГИТИСе. В настоящее время В.Г.Шулбаева работает главным редактором Хакасского книжного издательства.

                                                       

                                                                     Список литературы

1. В.Я. БУТАНАЕВ - ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ХАКАСОВ. Москва 1990

 2. http://www.shamanstvo.ru

3. http://www.askiz.ru

4. http://www.krskstate.ru

5. http://kemchug-sosh.narod.ru

6. http://www.krinfo.ru 

7. http://www.hrono.ru

8. Этнография народов Сибири и Дальнего Востока. Л., 1987. 85 с./Гадло А.В.

9. История Хакасии с древнейших времен до 1917 г. М., 1993.

10. Минусинские и ачинские инородцы (Материалы для изучения). Красноярск, 1898.

11. Происхождение и формирование хакасской народности. Абакан, 1957./Потапов Л.П.

12. Жилище народов Сибири (Опыт типологии). М., 1998./Соколова З.П.

13. www.eurasica.ru

14. Одежда хакасов. Сталинобад, 1959. 126 с./Шибаева Ю.А.

15. Историческая антропология и этногенез. М.,1989./Алексеев В.П., Потапов Л.П.

16. Пережитки родовых отношений у хакасов в ХIХ в. // Тр. Ин-та этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. 1952.    Т. 18. С. 108-141./Токарев С.А.

17. Система родства у хакасов: (Вариант классификационной системы родства). Ученые записки.              Таджикский университет. 1954. Т. 2. С. 121-136./Шибаева Ю.А.


Информация о работе Формирование этнической карты Красноярского края