Формирование эволюционизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:38, реферат

Краткое описание

Формирование эволюционизма началось с середины CIC в. В это время эволюционные взгляды укоренились в объяснении существования человеческого общества и культуры. Базу классического эволюционизма заложили такие мыслители как, Герберт Спенсер, Эдуард Тайлор, Льюис Генри Морган. Они же и определили и основные принципы изучения общества и культуры:
1. была обоснована возможность социальной науки, они считали возможным сделать культуру человечества объектом объяснения в терминах научных оснований и законов, т.к. полагали, что она порождена естественными причинами;
2. они определили источники данных, на которых до сих пор базируется реконструкция культурной эволюции.

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование эволюционизма началось с середины CIC в.doc

— 38.50 Кб (Скачать файл)

Формирование  эволюционизма началось с середины CIC в. В это время эволюционные взгляды укоренились в объяснении существования человеческого общества и культуры. Базу классического эволюционизма  заложили такие мыслители как, Герберт  Спенсер, Эдуард Тайлор, Льюис Генри Морган. Они же и определили и основные принципы изучения общества и культуры:

1. была обоснована возможность  социальной науки, они считали  возможным сделать культуру человечества  объектом объяснения в терминах  научных оснований и законов,  т.к. полагали, что она порождена естественными причинами;

2. они определили источники  данных, на которых до сих пор  базируется реконструкция культурной  эволюции. Можно выделить три  основных источника:

- археологические данные, на основе которых разрабатываются  общие гипотезы, которые определили динамику развития человеческой культуры от простой к более сложной с точки зрения как социальной организации, так и технологии;

- письменные источники,  которые позволили обнаружить  некоторые общие тенденции культурного  развития;

- непосредственные наблюдения "примитивных обществ";

3. к этому времени в  исследовании эволюции общества  и культуры утвердился сравнительный  метод.

Свою главную задачу сторонники эволюционизма видели в открытии и обосновании общих закономерностей  развития человеческой культуры.

Заслуга эволюционистов состояла в том, что они выдвинули довольно стройную концепцию развития человека и культуры, исходя из идеи прогресса  в общественном развитии. Основные идеи состояли в следующем:

1. В природе существует  единство человеческого рода, что и определяет единообразие развития человеческой культуры в любой части света, а наличие или отсутствие контактов между различными культурами решающего значения не имеет.

2. В человеческом обществе  имеет место непрерывный прогресс, культура как часть общества также всегда развивается от низшего к высшему путем непрерывных, постепенных изменений.

3. Развитие любого элемента  культуры изначально предопределено, т.к. его более поздние формы  зарождаются и формируются в  более ранних, при этом развитие культуры происходит в соответствии со ступенями, едиными для всех культур.

4. В соответствии с  универсальными законами человеческих  культур одинаковые стадии развития  разных народов и их культур  дают одинаковые результаты.

5. Культурные различия народов обусловлены их различными ступенями развития.

По мере развития и накопления новых знаний к концу CIC в. все  более заметнее стали слабые стороны  эволюционизма, а именно:

1. Упрощение культурно-исторического  процесса (подчеркивание постепенности, прямолинейности в развитии, перехода от простого к сложному, от низшего к высшему и пр.)

2. Идея единообразия в  развитие всего человечества, т.е.  одновариантность развития.

Культурная история человечества выступала как монолитная, лишенная географических, этнографических и временных характеристик.

 

2. Эволюционистская  концепция культуры Э.Б.Тайлора

 

 

2.1 Определение  культуры Э.Б.Тайлора как основа  формирования предметной области  культурной антропологии

 

 

Свою эволюционистскую концепцию развития культур Э.Тайлор наиболее полно изложил в книге "Первобытная культура". В ней он всесторонне развивая идею прогрессивного развития культур, так излагал предмет своего исследования: культура – это только духовная культура: знание, искусство, верования, правовые и нравственные нормы. С идеологической точки зрения на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека. Материальная и умственная культуры развиваются вовсе не единообразно во всех своих отраслях, и на деле превосходство в различных отдельных областях культуры достигается ценой деградации всей культуры данного общества в целом.

Идеалом, образцом для него были точные, естественные, науки. В своих исследованиях  Э.Тайлор пытался применить естественно-научную  систематику. Единицы изучения для  него - отдельные элементы культуры. Это или отдельные категории материальной культуры (орудия труда, копья, лук и стрелы, ткани), или явления духовной культуры (мифы, жертвоприношения, ритуалы и т. д.).

Он понимал, что эволюция культуры – это не только ее самостоятельное, независимое развитие, и результат  исторических воздействий и заимствований. "Цивилизация – есть растение, которое чаще бывает распространяемо, чем развивается само". Он подчеркивал сложность и неоднозначность ценностного, аксиологического сопоставления культурных достижений, которые позволяют признать, что варварству предшествует дикость, а цивилизации – варварство.

Э.Б.Тайлор считал, что все  явления культуры – материальные объекты, обычаи, верования – составляют такие же виды, как виды растений или животных, и так же, как  и они развиваются один из других (выработка эволюционистского метода расположения культурных явлений по их видам, эволюционными рядами от простых к сложным, что позволяет проследить их прогресс).

Э.Тайлор не отрицая возможности  регрессивных изменений в культурах  в результате исторических или природных катаклизмов, но при этом утверждал, что магистральным направлением в истории человечества является эволюционное прогрессивное развитие культур. Он считал также, что направление этого развития самоочевидно, ибо очень "много известно фактов, которые по своей последовательности могут быть размещены в одном определенном порядке, но никак не в обратном".

Тайлор был убежден, что  все культуры должны пройти примерно те же стадии в общекультурном развитии, что и цивилизованные (европейские  страны), от невежественного состояния к просвещенному, когда все большую роль должны играть рационалистическая наука и идеология.

Развитие культуры Тайлор понимал по аналогии с развитием  естественных явлений и биологических  видов. Он ставил задачу приспособления естественнонаучной классификации к потребностям этнологии. При этом единицами изучения выступали отдельные категории предметов и явлений духовной и материальной культуры, которые он уподоблял видам растений и животных. Но естественнонаучный метод страдал ограниченностью, поскольку не опирался на идею целостности культуры. По его определению, культура выступает лишь как совокупность орудий труда, оружия, техники, обрядов, верований, ритуалов и т.д. Эволюция каждого из этих рядов элементов культуры изучается вне связи с другими рядами явлений культуры.

Основной акцент при изучении культуры Тайлор делал на анализе  ее духовной стороны, прежде всего религии, магии и связанных с ними обрядов. Он считал, что религиозные верования  и обряды первобытных народов не жалкое сплетение различных нелепостей, а по-своему последовательны и логичны. Все явления культуры Тайлор уподоблял "видам растений и животных, изучаемых натуралистами". По его мнению, "история человечества есть часть или даже частичка истории природы и человеческие мысли, желания и действия сообразуются с законами столь же определенными, как и те, которые управляют движением волн, сочетанием химических элементов и ростом растений и животных".


Информация о работе Формирование эволюционизма